Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция
Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.
Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно съесть половину плода в день.
Креветки - деликатес для мозга. Они снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 граммов в день. Обратите внимание: солить креветки следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Лук репчатый помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, экзамены) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, и эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом.
Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: 2 чайные ложки измельченных семян на чашку.
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», ешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.
Черника - идеальный «промежуточный корм» для тех, кто учится. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Проверьте себя!
Задание. Ответьте на вопросы.
Что такое вытеснение?
А - Бессознательная блокировка болезненных воспоминаний
Б - Сознательное извлечение из памяти приятных воспоминаний
В - Метод припоминания снов под гипнозом
Г - Клинический метод наблюдения за пациентами, страдающими амнезией
Как сопоставить вытеснение и подавление?
А - И то и другое происходит бессознательно.
Б - И то и другое происходит сознательно.
В - Подавление происходит сознательно, а вытеснение - бессознательно.
Г - Вытеснение происходит сознательно, а подавление - бессознательно.
Выполните упражнения.
Упражнение 1. Воспроизведите определения всех понятий, относящихся к вопросу «Память».
Упражнение 2. Студент Принстонского университета рассказывал, как однажды, прогуливаясь по университетскому городку, встретил Альберта Эйнштейна. Несколько минут они стояли и разговаривали, а потом студент пригласил Эйнштейна вместе пообедать. Альберт Эйнштейн спросил, в каком направлении он шел, когда встретился со студентом. После того как студент показал ему направление, Эйнштейн заявил, что уже ел, и вежливо поблагодарил за приглашение. Какая форма амнезии была у Эйнштейна?
Упражнение 3. Посоветуйте, как запоминать лица, фамилии и имена, тексты.
4. Мышление. Мышление - психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.
Отражение объективной действительности на мыслительной ступени познания начинается там, где чувственное познание оказывается уже недостаточным или бессильным. У человека возникает потребность отражать в своем сознании не только внешние особенности предметов, явлений, но и их сущность, взаимные связи, отношения. Возникающие в процессе жизнедеятельности человека проблемные ситуации (интеллектуальные затруднения) являются исходным моментом процесса мышления.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят исключительно на основе образов. У здорового, психически полноценного человека инструментом мышления является собственно внутренняя речь. Чем она отличается от внешней речи и проговаривания про себя? Собственно внутренняя речь – это сжатая, скомканная, понятная нам одним речь. В ней пропущены слова. Предложения простые. Нам ясен предмет нашего мышления. Поэтому для того, чтобы мыслить быстро, а жизнь заставляет нас этому научиться, мы развиваем у себя на базе внешней речи собственно внутреннюю речь. Основа речи – слово. Слово – это всегда обобщение. Раз мы мыслим при помощи слов, да еще и хранящихся в нашей памяти обобщенных знаний, мы мыслим обобщенно. Следовательно, мышление – это обобщенное отражение действительности.
Мышление не только обобщенное, но и опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, закономерных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. К опосредованному (естественно, и обобщенному) познанию человек прибегает в следующих проблемных ситуациях:
1) когда непосредственное
познание невозможно из-за
2) когда непосредственное познание возможно, но нерационально (стоит ли взбираться на крышу современного высотного здания, дабы измерить его высоту);
3) когда объектом познания
являются прошлые события,
В случаях, когда познавательные задачи связаны с установлением сущности расследуемого события, причастных к нему лиц, используемых ими сил и средств, решаются при помощи опосредованного и обобщенного познания - на основании следов-отображений, находящихся в причинно-следственной, пространственно-временной и вероятностной связи с расследуемым событием.
В качестве иллюстрации приведем рассказ выдающегося русского педагога и психолога К.Д. Ушинского. Североамериканский индеец, возвратившись в свою хижину, обнаружил, что окорок ветчины, который он повесил на дерево провялиться, был украден. Осмотрев внимательно местность, индеец пустился преследовать вора и спрашивал у всех, кто встречался ему на пути, не видели ли они старого белого человека небольшого роста с коротким ружьем и с небольшою собакою, у которой очень длинный и мохнатый хвост. Многие отвечали ему, что действительно встречали такого человека, но в то же время спрашивали, как он мог сделать такое подробное описание похитителя, которого никогда не видел.
«Что вор небольшого роста, - отвечал индеец, - это я заключил из того, что он должен был подкладывать камни, чтобы снять ветчину, которую я повесил, стоя на земле; что он старик - я знаю это по его коротким шагам, следы которых остались на упавших листьях в лесу; что он белый - я знаю это по тому, что он выворачивает свои пятки, чего индеец никогда не делает. Ружье его должно быть коротко, это я видел по тому, что, поставив его у дерева, он сдернул немного кору. Собака его невелика - это видно по ее следам; а что у нее пушистый хвост - это я заметил по знаку, который она оставила на песке, когда сидела и облизывалась, пока хозяин ее крал мою ветчину».
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. В зависимости от того, как суждения отражают объективную реальность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение, наоборот, выражает связь между объективными явлениями, в действительности не существующую.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно предметов данной группы, данного класса. Вот пример такого суждения: «Все наркоманы - потенциальные преступники».
В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. Пример частного суждения: «Некоторые преступления - ситуативные».
В единичных суждениях - утверждение или отрицание относится только к одному предмету. Пример единичного суждения: «Этот свидетель незаменим».
Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.
Различают два основных вида умозаключения: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция). Индукция есть умозаключение, идущее от частных суждений к общему положению, дедукция - это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к частному случаю.
Процесс мышления представляет собой сложную умственную деятельность. Он включает следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, классификацию, систематизацию.
Суть операции анализа состоит в разложении целого на составные части.
Синтез прямо противоположен анализу. Это объединение элементов в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, например, многочисленные данные о преступности в различных регионах постепенно объединяются и дают общую картину криминальной обстановки в стране.
Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлении, их свойств и выявлении общности или различий между ними.
Операция абстрагирования состоит в том, что человек мысленно
отвлекается от несущественных признаков
изучаемого предмета, выделяя в нем основное,
главное. Абстракции отражают природу
явлении, событий глубже, вернее, полнее.
Обобщение сводится к объединению многих предметов, явлении по какому-то общему признаку.
Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.
Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам.
Систематизация - это мысленное расположение множества
объектов в определенном порядке. В отличие
от классификации она может осуществляться
по многим признакам, как существенным,
так и менее существенным.
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять следующие виды мышления:
В реальной жизни жесткой дифференциации видов мышления не существует. Например, вору-карманнику для удачного определения потенциальной жертвы потребуется наглядно-образное мышление (подбор человека невнимательного, рассеянного, чем-то сильно возбужденного или подавленного), а для самой кражи - наглядно-действенное мышление, то, что называется «ручным интеллектом». Все четыре вида мышления не просто сосуществуют, но одновременно необходимы для большинства видов деятельности. Хотя в узкоспециализированных сферах отчетливо проявляется доминирование одного из них.
Качества ума. В современной прикладной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных и профессиональных особенностей мышления. Особенности профессионального мышления оперативного сотрудника ОВД можно оценить, если выявить следующие качества:
1. Гибкость - умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, окостенелостью и даже застойностью мышления.
2. Восприимчивость - так называемая чуткость на случай (например, умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояние, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний и т. д.).