Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция

Описание работы

Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.

Файлы: 1 файл

4 Познавпроцессы.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

3. Полинаправленность - умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта. Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.

4. Критичность - соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные. Вопрос о критичности мышления тесно связан с проблемой внутреннего убеждения оперативного сотрудника при оценке доказательств. Его внутреннее убеждение - это, во-первых, знание, во-вторых, вера в правильность этого знания и, в-третьих, волевой стимул, побуждающий к определенным практическим действиям.

5. Избирательность - умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных. Где нет выбора - там нет мышления. Еще Блаженный Августин обратил внимание, что латинское слово intellego имеет значение «выбираю между». Из избирательности мышления неизбежно вырастает целенаправленность любой деятельности, но только при одном условии: необходимо предвидение будущего, или опережающее отражение.

6. Проницательность - умение разбираться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки. Составной частью проницательности является интуиция. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но совершенно безразлична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений. Однако для поиска истины, сбора доказательств, выбора наиболее эффективных тактических приемов раскрытия и расследования преступлений интуиция необходима.

7. Оперативность - умение оперативного сотрудника решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи. В понятие «оперативность мышления» входит также гибкость в применении различных методов и приемов, при помощи которых данное преступление может быть раскрыто и расследовано в более короткие сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

Перечисленные качества мышления относительно универсальны, и оценить их объективно трудно, поскольку проявление этих свойств очень специфично в различных сферах трудовой деятельности. Например, отличающийся профессиональной гибкостью ума оперативный сотрудник может оказаться весьма стандартно, стереотипно мыслящим строителем. Кроме того, названные качества мышления не являются врожденными, данными от природы. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у профессионалов с большим опытом работы указанные качества сформированы значительно лучше, чем у новичков. Их можно успешно развивать как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки.

Способы активизации  мышления. Условиями успешного решения мыслительных задач являются успешное преодоление сложившихся стереотипов, умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций, разнообразие и разнонаправленность знаний, ориентирующих мышление на новые подходы. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в своей деятельности.

Американский психолог Дж. Менделл считает, что перенос идей в отдаленные области знания, может быть «подхлестнут» с помощью сознательно выработанных приемов:

1. Свежий взгляд в необычных обстоятельствах. Представить данный объект в самой неожиданной обстановке. Тогда легче обнаружить не бросающиеся в глаза свойства объекта и тем самым преодолеть «инерционный эффект» мышления.

2. Установление принудительных взаимоотношений. Попытаться установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад.

3. Вопросы. Сущность этого приема в том, чтобы сформулировать как можно больше вопросов, относящихся к данному объекту, и постараться найти ответы на них. Например: может ли объект быть больше, меньше, шире? Ниже, выше? Можно ли его сжать? Можно ли что-нибудь к нему добавить? Отнять? Заменить? Переместить? Совместить? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получается? А что, если забраться внутрь? Для чего еще это годится? На что похоже? Из каких частей состоит? Для чего используется? Какие проблемы решает? Какие проблемы создает? В чем принцип? Кому это нужно?

4. Отсрочка. Если задача не поддается решению, надо отложить ее и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к задаче, человек иногда сразу же видит решение. Полезно бывает возвращаться к трудной задаче каждый раз в новых условиях: в рабочем кабинете, на прогулке, в саду, в шумном месте, в тихом месте и т. д. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях его мозг наиболее продуктивен, узнать это можно, лишь приобретя некоторый опыт.

5. Фиксация. Очень важно всегда и везде иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли. Желательно фиксировать каждую идею, как только она придет в голову. К концу недели все эти записи Дж. Менделл рекомендует переносить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполнена, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых может оказываться поразительным.

В последнее время  широкое применение находят различные способы творческого решения задач, в том числе и групповые, например мозговой штурм. В его основу положены следующие правила:

1) группа состоит из 7-10 человек, среди которых лишь  некоторые сведущи в обсуждаемой  проблеме, а остальные - люди другой  профессиональной направленности;

2) любая критика запрещена.  Запрещено также прерывать говорящего. Можно лишь хвалить и развивать  идею оппонента или предлагать  свою;

3) участники должны  находиться в состоянии физической  и психической расслабленности, кресла располагаются по кругу. Все высказанные идеи фиксируются посредством магнитофона без указания авторства;

4) собранные таким  образом идеи рассматриваются  группой экспертов. Они отбирают  среди них наиболее ценные.

Важно помнить, что мыслит, думает не само по себе мышление, а человек, имеющий цели, интересы, потребности, обладающий определенными способностями. Всякое мышление - это всегда мышление личности и индивидуальности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Поэтому развитие мышления тесно связано с развитием мотивационной и интеллектуальной сфер специалиста, его воли, включением в решение трудных практических и теоретических задач.

Проверьте себя!

1. Что такое мышление?

2. Какие свойства мышления  вы знаете?

3. Мы мыслим 24 часа  в сутки?

4. Почему мышление  – обобщенное отражение?

5. Почему мышление  – опосредованное отражение?

6. Каковы операции / приемы  мышления?

7. Каковы формы / продукты  мышления?

8. Назовите виды мышления.

9. Приведите примеры  взаимозависимости мышления и  речи.

10. Назовите методы, правила  активизации мышления.

11. Каковы пути развития  профессионального мышления у будущего оперативного сотрудника ОВД, следователя?

 

5. Воображение. Воображение - психический процесс создания новых образов, представлений, мыслей на основе имеющегося опыта. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие прогресс человеческой деятельности. Например, с помощью воображения архитектор может построить образ будущего здания, преподаватель - представить своих учеников после окончания вуза, оперативный сотрудник - схему раскрытия преступления и т.п.

Чаще всего результаты воображения представляются в форме  субъективных образов, по преимуществу зрительных. Однако они могут иметь и понятийную форму. По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление. Последнее представляет собой процесс решения задач, процесс преобразования имеющейся информации в виде образов или понятий и порождения новой информации.

Основное отличие воображения  заключается в том, что оно  актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий. Например, выпускник юридического вуза строит в своем воображении картины предстоящей практической деятельности, не располагая иногда почти никакой конкретной информацией. Соответственно и результаты оказываются не точными, а лишь вероятными, приблизительными. В подобной ситуации мышление оказывается бессильным. Этим и объясняется необходимость воображения.

Благодаря воображению  человек ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения. Исторически первая важнейшая функция воображения заключалась в представлении результатов еще не выполненной деятельности. На этой основе произошло кардинальное преобразование адаптивно-приспособительного поведения в творческую деятельность.

Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряженности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т. п. Это имеет большое значение в деятельности оперативного сотрудника ОВД. Подобным же способом (в плане фантазий) возможно частичное удовлетворение многих потребностей, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов и проблем.

Воображение представляется важнейшим инструментом общения  и межличностного понимания. Например, один из основных приемов понимания другого человека заключается в умении мысленно посмотреть на ситуацию и на самого себя его глазами. Без воображения невозможно представить себе, как поведет себя другой человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций.

На основе воображения  происходит понимание художественной литературы и многих учебных предметов: литературы, истории, географии, биологии и др. Поэтому оно является очень важным фактором учебной деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание физиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела. Люди с очень богатым воображением, представляя себе какую-то критическую ситуацию, например угрозу, испытывают учащенное сердцебиение, сбои в дыхании и т.п. У эмоционально неуравновешенных людей фантазия может вызвать даже некоторые виды заболеваний, например, сердечно-сосудистых или желудочно-кишечных. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазиями. Известны также случаи появления стигматов (кровоточащих ран) у религиозных людей, страдающих истерией.

Представления и фантазии оказывают сильное воздействие  на психомоторику. Широко известное  явление, называемое идеомоторный акт, заключается в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение. Если, например, человек держит на вытянутой руке нить с грузом и представляет себе, что он вращается, то через некоторое время груз и в самом деле начнет вращаться. Идеомоторные акты используются мошенниками для угадывания мыслей людей по непроизвольно производимым ими движениям.

Виды воображения. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

Активное  воображение характеризуется тем, что человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение предполагает самостоятельное  создание образов, реализуемых в  продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей  основе создание тех или иных образов, соответствующих их описанию. Этим видом воображения пользуются при чтении географических карт и чертежей, художественной литературы. Практика расследования и оперативно-розыскных мероприятий показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема борьбы с преступностью зависит не только от теоретических знаний специалиста, гибкости его мышления, но и развитого воссоздающего воображения.

На основе воссоздающего  воображения формируется установка -готовность, предрасположенность действовать  определенным образом. Это следует  учитывать при анализе поведения  человека. Нередко поведение человека провоцируется воображаемыми им событиями, которые в действительности не имели места (известны случаи преступного поведения на почве ревности, не имеющей никаких реальных оснований; преувеличение опасности также может способствовать совершению преступления).

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии или во сне.

Формы проявления воображения. Воображение может проявляться в разных формах. Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты - отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что последние связаны с действительностью, т. е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта.

Информация о работе Познавательные психические процессы. Использование знаний о них в деятельности юриста