Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:40, лекция
Ощущение. Ощущение - это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. С них начинается познание нами окружающего мира. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для более сложных психических процессов: мышления и воображения.
Прилагательное «ретроактивная»
Эффект края. Вспомните последнюю из вечеринок, которые вы посетили. Если вы запомнили только тех людей, с которыми познакомились, как только вошли, и тех, с которыми разговаривали перед самым уходом, то это произошло именно из-за эффектов первичности и свежести или эффектов края. Многие курсанты находят, что им несложно запомнить первую часть заданного учебного материала. Конец главы учебника вспомнить тоже легко. Труднее всего дается запоминание середины, поскольку здесь нет ни эффекта первичности, ни эффекта свежести. Кроме того, на запоминание средней части материала воздействуют одновременно как проактивная, так и ретроактивная интерференция. Поэтому на ее изучение курсанты обычно отводят больше времени.
Эффект Зейгарник. В ходе исследования памяти было установлено одно любопытное явление, имеющее значение для изучения психологии свидетельских показаний. Этот феномен получил название «Эффект Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запоминания от эмоционально-мотивационной сферы и открывшей его. Общий вывод, к которому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.
В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.
Лекарственные средства. От приема большинства лекарств, как правило, память ухудшается. Сильное отрицательное влияние на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследования показали, что транквилизатор диазепам фактически блокирует работу памяти в течение шести часов после приема.
Согласно результатам многих исследований алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После нескольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддерживать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Однако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. Наутро после вечера, проведенного «под кайфом», многие не могут вспомнить даже собственного поведения.
После приема спиртного
или курения марихуаны
Методика запоминания лица человека. Попробуйте описать наружность кого-нибудь из ваших знакомых. Вы будете удивлены неясностью ваших представлений. Вы, очевидно, ни разу хорошенько не всматривались в лица этих людей, не обращали внимания на их внешность. Если это так, то как вы можете надеяться запомнить лица посторонних людей?
Ошибка многих заключается в том, что они пытаются запомнить лицо в целом, а не в деталях. Начинайте с уяснения деталей, а не с запоминания общего вида лица. Внимательно рассмотрите глаза, нос, рот, подбородок, цвет волос, форму головы и т.д. При выборе доминирующей черты опирайтесь на то, что в первую очередь привлекло ваше внимание. Это могут быть, например, большие или маленькие глаза, кроткая улыбка, седеющие волосы, прямой или курносый нос. Спросите себя, какая особенность кажется вам наиболее интересной и характерной. Когда вы увидите это лицо в следующий раз, доминирующая черта еще больше бросится вам в глаза.
Начните упражняться с запоминания внешних данных ваших близких, затем переходите на незнакомых людей. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего. В скором времени вы удивитесь легкости, с которой вы запоминаете подробности внешности многих, в том числе, чужих вам людей.
Пользуясь этой схемой, постарайтесь запомнить лицо по следующей методике.
1. В течение нескольких секунд внимательно изучайте лицо человека.
2. Хорошо запомните
первую доминирующую черту,
3. Найдите иные особенности лица и запечатлейте их в памяти.
4. Представьте лицо по памяти, вспомнив все его характерные черты.
6. Сравните представленное вами лицо с действительным.
7. Установите отличительную
черту, которая связывает
Методика запоминания имени (фамилии). Обычно имена, если они не редко встречающиеся, забываются быстрее, чем лица. Разговаривая с человеком, мы смотрим на него, вследствие чего впечатление о нем углубляется. Имя человека мы слышим только один раз, когда знакомимся. Оно не повторяется и быстро вытесняется из памяти. Причина проста: наибольшую часть информацию мы получаем благодаря зрению, а имя только слышим. Иногда вы слышите вместо имени просто неразборчивый звук. Ответив: «Очень приятно», - мы остаемся в неведении относительно имени нового знакомого. Это иногда вредит деловым отношениям.
Существуют разные трюки, применение которых помогает скрыть забывчивость. «Ах, простите, я забыл ваше отчество... Ну да, извините, это я помню, а вот имя...». Однако указанные приемы не всегда выручают.
Рекомендуем при запоминании имен применять следующие правила:
1. При первой встрече с человеком смотрите ему в глаза, вглядитесь в его лицо и определите какую-то заметную, выделяющуюся, необычную черту лица, больше всего бросающуюся вам в глаза.
2. Старайтесь правильно
воспринимать имя. Не
3. Вслушайтесь в звучание
имени и проанализируйте его. Н
4. Придумайте ассоциацию, которая связала бы лицо с именем так, чтобы образ, подсказанный именем, пространственно совместился в вашем воображении с доминирующей чертой. Придумайте историю или картинку, удачно связывающую оба образа воедино.
5. Представляйте себе эту объединенную картину не менее 15 секунд. Дайте простор своему воображению и забавляйтесь нелогичными ассоциациями. Чтобы укрепить след в памяти, обратите внимание на эмоциональную окраску получившейся ассоциации.
6. Прокомментируйте, насколько удачно к доминирующей черте подходит образ, подсказанный именем. Когда вы вновь увидите ту же черту лица, вы вспомните и образ, связанный с именем, и все ваши комментарии.
Воспринятое имя можно представить образно несколькими способами. Во-первых, имя можно записать, если имеется такая возможность, и таким образом «увидеть» его. Во-вторых, его можно связать с образом человека, его характерными чертами, поведением, профессией, особенностями внешности или какими-нибудь другими признаками. В-третьих, имени можно придать смысловое значение.
Предположим, что вы хотите запомнить имя мастера по ремонту телевизоров. Его фамилия Николаев. Эта фамилия очень близка по звучанию к имени вашего друга Николая. Теперь остается лишь связать воедино три образа - вашего друга Николая, мастера Николаева и телевизор. Вообразите, что ваш друг Николай чинит телевизор. В следующий раз, когда вы подумаете о поломке телевизора, в уме всплывет образ друга, и вы вспомните о мастере Николаеве. Возможны разные ассоциации. Вы увидите, как легко они приходят на ум, когда вы их начинаете искать.
Методика запоминание информации при чтении серьезных текстов методом осмысления.
1. Прочитайте текст с целью выявления его главных мыслей (3-4 на страницу).
2. Сформулируйте вопросы к тексту (по три вопроса на каждую главную мысль и ее обоснование).
3. Перескажите про себя основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы. Переформулируйте идеи своими словами. Удалось ли вам найти ответы на все вопросы?
4. Повторно просмотрите текст, акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. Убедитесь в том, что вы уяснили точку зрения автора.
5. Наконец (и это
очень важно!), сделайте собственные
комментарии и критические
6. Составьте краткий конспект. Запишите основные идеи и ваш комментарий к ним.
7. Если вы будете
обсуждать прочитанное с
Методика запоминания информации методом повторения. Под повторением следует понимать воспроизведение прочитанного своими словами, близко к тексту. Повторение приносит пользу только тогда, когда сочетается с другими рациональными способами запоминания и правильно организовано.
При однократном чтении текст должен быть разделен на смысловые фрагменты, каждый из которых содержит ту или иную мысль. Расчленение текста на смысловые куски можно, закрепить, сделав отметки карандашом на полях книги и пронумеровав каждый фрагмент.
Предположим, что текст содержит четыре отдельные мысли и состоит из четырех смысловых фрагментов. Повторение, естественно, начинается с первого фрагмента. Постарайтесь его пересказать. Для этого напрягайте память, вспоминая начало текста, его смысл, логику изложения, содержание второго фрагмента (если он легко припоминается), те мысли и образы, которые возникли при работе над первым фрагментом. Старайтесь вспомнить особенности страницы книги. С середины ли страницы начинался данный текст? Были ли на этой странице какие-то рисунки, таблицы, графики? Обращайтесь к прочитанному тексту только в том случае, если невозможность вами воспроизвести информацию проявлялась в течение 2-3 минут.
Предположим, что вы не
вспомнили первого отрывка
После однократного чтения вы сделали только одну попытку воспроизведения информации. Второе повторение рекомендуется осуществлять через 15-20 минут после первого; третье - через 8-9 часов после окончания предыдущего повторения и четвертое - через 24 часа. Полезно повторить материал за 15-20 минут до сна, а также утром на свежую голову.
Повторение не должно быть механическим. При каждом новом повторении необходимо осмыслить ошибки и обратить внимание на наиболее трудные места. Повторение в виде активного пересказа (или любого иного вида воспроизведения) в несколько раз эффективнее, чем повторение в виде дополнительного чтения. Эрнст Мейман советовал, например, при запоминании бессмысленной информации 6 раз прочитать и 15 раз повторить.
Понимая пользу активного повторения, мы часто заменяем его записью, причем записью пассивной. Необходимо взять себе за правило записывать информацию только после ее осмысления. Никогда ничего не записывайте без попытки осмыслить и запомнить.
Меню из продуктов, которые помогут вам улучшить память. Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас - любимый фрукт
театральных и музыкальных