Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа
Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Психология как наука обладает, особыми качествами, отличающими её от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. А как система жизненных явлений она знакома каждому человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого.
Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
Использовать полученные
знания с целью повышения
Быть теоретической основой практики психологической службы.
Объектом моего исследования является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они выступают как основные объекты психологии.
Предметом моего исследования являются, прежде всего, закономерности формирования, развития и становления психики человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления.
Психология как наука давно говорит о том, что она изучает внутренний мир человека, изучает психику, психическое как особую реальность, обладающую специфическими свойствами. Методология позволяет исследователю определять отношение его Я к этой реальности. Если ко многим другим реальностям - физической, химической, социальной, знаковой и т.п.- человеку-исследователю нетрудно определить своё отношение, эти реальности не тождественны ему самому, то с психической реальностью сложнее. Психическое принадлежит самому исследователю - это и его внутренний мир, поэтому вопрос установления дистанции- определения предмета науки, объекта, методов исследования - это и вопрос о границах его Я и изучаемой реальности, вопрос о границах его Я и изучаемой реальности, вопрос о границах ответственности за найденную истину, за познанную закономерность.
Методология как способ исследования,
задающий, создающий позицию учёного,
позволяет конкретизировать эти
вопросы через обозначение
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ
Психология - наука об общих
психических закономерностях
Предметом психологии являются
факты психической жизни, механизмы
и закономерности психики человека
и формирование психологических
особенностей его личности как сознательного
субъекта деятельности и активного
деятеля социально-
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.
Исходя, из этого в качестве
основания классификации
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как
субъекта развития и
Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе)
Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.
Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости").
Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды.
В это время в европейской
схоластике стали адаптироваться некоторые
положения античного
Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).
Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма).
Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).
В эпоху Просвещения Декарт
ввёл понятие о рефлексе, ставшее
фундаментальным для
К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину.
Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.
Начало в построении психологии
как самостоятельной науки
Зарубежные направления психологии:
функционализм - рассматривают психику как средство адаптации;
бихевиоризм - буквально, "наука о поведении";
гештальтпсихология - исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира;
психоанализ - метод исследования психических процессов;
гуманистическая психология.
Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:
1) подчеркивание роли
2) убеждение в целостном характере природы человека;
3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;
4) изучение всех факторов
и обстоятельств жизни
Трансперсональная психология.
Профессионалы данной области" науки достаточно едины во мнении, что трансперсональная психология представляет собой "четвертую силу" в психологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).
Само определение традиционно, с первого номера Journal of Transpersonal Psychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами.
Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были:
1) состояния сознания,
2) высшие (предельные) способности,
3) преодоление личностного "Я" (эго),
4) трансцендентное,
5) духовное.
Многие авторы включили и темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия.
Направления отечественной психологии:
рефлексология (В.М. Бехтерев)
- учение об условно-сочетательных
культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);
В культурно-исторической теории
Выготского деятельность и сознание
человека социальны и неотрывны
от исторически возникающих
теория деятельности (А.Н. Леонтьева);
Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой.
Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.
Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции.
теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);
Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития.
В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.
концепция установки (Д.Н. Узнадзе);
Теория установки Узнадзе
зародилась и развивалась как
теория, пытающаяся объяснить явления
восприятия (отражения действительности)
и поведения живого существа, но
далее все очевиднее
Поэтому теория установки
стала претендовать на роль общепсихологической
концепции. В общепсихологической
теории Д.Н. Узнадзе установка считается
бессознательным психическим
человекознание (Б.Г. Ананьев);
Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
Ананьев выделял иерархически
соподчиненные уровни
Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
теория отношений (В.Н. Мясищев);
В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.
1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится
самостоятельной и
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.