Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

. предмет и задачи психологии

. Методы психологической науки

. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология как наука  обладает, особыми качествами, отличающими  её от других дисциплин. Как систему  проверенных знаний психологию знают  те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. А как система жизненных явлений она знакома каждому человеку в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого.

Целью моего исследования является изучение целей и задач  современной общей психологии.

В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих  задач:

Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

Научиться управлять ими;

Использовать полученные знания с целью повышения эффективности  тех отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат её уже оформившиеся науки и отрасли;

Быть теоретической основой  практики психологической службы.

Объектом моего исследования является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих  с психикой. Поскольку психика  проявляется в поведении и  деятельности, то они выступают как  основные объекты психологии.

Предметом моего исследования являются, прежде всего, закономерности формирования, развития и становления  психики человека и животных, включающие в себя многие субъективные явления.

Психология как наука  давно говорит о том, что она  изучает внутренний мир человека, изучает психику, психическое как  особую реальность, обладающую специфическими свойствами. Методология позволяет  исследователю определять отношение  его Я к этой реальности. Если ко многим другим реальностям - физической, химической, социальной, знаковой и т.п.- человеку-исследователю нетрудно определить своё отношение, эти реальности не тождественны ему самому, то с психической реальностью сложнее. Психическое принадлежит самому исследователю - это и его внутренний мир, поэтому вопрос установления дистанции- определения предмета науки, объекта, методов исследования - это и вопрос о границах его Я и изучаемой реальности, вопрос о границах его Я и изучаемой реальности, вопрос о границах ответственности за найденную истину, за познанную закономерность.

Методология как способ исследования, задающий, создающий позицию учёного, позволяет конкретизировать эти  вопросы через обозначение предмета науки и обоснования за счёт этого  объекта своего исследования. Можно  сказать, что предметом психологии как науки является психическая  реальность.

 

 

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О НАУКЕ

 

Психология - наука об общих  психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы  и закономерности психики человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями  практики.

Как же классифицировать эти  многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая  сторона:

1. конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как  субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется  его деятельность и развитие).

Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе)

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями  мудрости").

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между  физическим развитием организма  и его психологическими особенностями  в различные возрастные периоды.

В это время в европейской  схоластике стали адаптироваться некоторые  положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля.

Они наиболее убедительно  раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).

Это учение получило название томизма (несколько модернизированное  в наши дни - неотомизма).

Фома Аквинский распространил  иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены  души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются  способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее  фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить  с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый  ряд великих мыслителей XVII века.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике  для изучения объединить в особую научную дисциплину.

Превращение психологии в  самостоятельную науку стало  возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.

Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.) и Ф. Брентано (1838-1917гг.).

Зарубежные направления  психологии:

функционализм - рассматривают  психику как средство адаптации;

бихевиоризм - буквально, "наука  о поведении";

гештальтпсихология - исследует  психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего  мира;

психоанализ - метод исследования психических процессов;

гуманистическая психология.

Основные принципы гуманистической  психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного  опыта;

2) убеждение в целостном  характере природы человека;

3) акцент на свободе  воли, спонтанности и творческой  силе индивида;

4) изучение всех факторов  и обстоятельств жизни человека.

Трансперсональная психология.

Профессионалы данной области" науки достаточно едины во мнении, что трансперсональная психология представляет собой "четвертую силу" в психологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология).

Само определение традиционно, с первого номера Journal of Transpersonal Psychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами.

Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были:

1) состояния сознания,

2) высшие (предельные) способности,

3) преодоление личностного  "Я" (эго),

4) трансцендентное,

5) духовное.

Многие авторы включили и  темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия.

Направления отечественной  психологии:

рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах  цельной личности;

культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);

В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны  от исторически возникающих культурных средств управления ими.

теория деятельности (А.Н. Леонтьева);

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие  действия, то есть процесса, предмет  и мотив которого не совпадают  между собой.

Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике  субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.

Психологическое слияние  в единое действие отдельных частных  действий представляет собой превращение  последних в операции.

теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);

Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций  принципа развития.

В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты  развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.

концепция установки (Д.Н. Узнадзе);

Теория установки Узнадзе  зародилась и развивалась как  теория, пытающаяся объяснить явления  восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты  и закономерности по своей природе  общепсихологические.

Поэтому теория установки  стала претендовать на роль общепсихологической  концепции. В общепсихологической  теории Д.Н. Узнадзе установка считается  бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования.

человекознание (Б.Г. Ананьев);

Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции  человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический  вид;

2) онтогенез и жизненный  путь человека как индивида;

3) изучение человека как  личности;

4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически  соподчиненные уровни организации  человека: индивид, личность, индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи  особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые  обусловлены природными свойствами человека как индивида.

теория отношений (В.Н. Мясищев);

В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных  явлений психология знакома каждому  человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к  особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной  областью научных знаний.

Что же является предметом  изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Информация о работе Принципы психологии