Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа
Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то абсолютного духа, «мировой воли», «идеи».
Идеализм зародился, когда
люди, не имея правильных представлений
о строении и функциях тела, думали,
что психические явления
Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма - его взаимодействие с другими внешними телами - не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.
На почве дуалистических
учений в психологии XIX в. получила широкое
распространение
Примерно с этого времени
возникает и новое
Развитие психологии со времени ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в. осуществлялось в непрерывной борьбе сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными способами исследования. Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма.
В рамках интроспективной психологии различие между теориями сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания и степени активности. Одна из характеристик, как правило, выделялась в качестве ведущей. варнаяНа этом основании обычно принято выделять пять разновидностей идеалистической психологии сознания:
- теория элементов сознания, основоположники В.Вундт и Э.Титченер, сюда же частично относится Вюрцбургская психологическая школа;
- психология актов сознания,
связана с именем Франца
- теория потока сознания, создана Уильямом Джемсом;
- гештальтпсихология - теория феноменальных полей;
- описательная психология Дильтея.
Общим для всех этих теорий
является то, что на место реального
человека, активно взаимодействующего
с окружающим миром, ставится сознание;
в нем как бы растворяется действительное
человеческое существо. Вся деятельность
сводится к активности сознания. Основная
особенность всех названных теорий
заключается в характерном для
них описательном подходе к психике,
а не в объяснительном, хотя к
этому времени в психологию уже
вошел экспериментальный метод.
В 1879 г. Вундтом в Лейпциге была организована
первая экспериментальная
«Психология сознания» оказывалась
бессильной перед многими практическими
задачами, обусловленными развитием
капиталистического способа производства,
требовавшего разработки средств, позволяющих
контролировать поведение человека.
Это привело к тому, что во втором
десятилетии XX в. возникло новое направление
психологии, представители которого
объявили и новый предмет
Итак, вначале психология - наука о душе, затем психология - наука без души, и, наконец, психология - наука без сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующему кризису. Да, наблюдая поведение, мы действительно исследуем объективны факты, но такая объективность обманчива, ибо за каждым нашим поступком, поведенческим актом стоят наши мысли, наши чувства, наши желания. И невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения.
Причина кризисов в понимании предмета психологии кроется в тех философских методологических позициях, на которых строились названные теории. Так, психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием, между объективным и субъективным с позиций идеализма. Бихевиористы решали те же проблемы с позиций вульгарного материализма. Для них психическое совершенно не имело отличий от материального. Так, неверные исходные философские позиции закрывали для психологии пути к определению ее предмета.
Выход из этого тупика открыла
философия диалектического
С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание - это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом смысле материальное (предметы и явления действительности) и идеальное (отражение их в виде ощущений, мыслей и т.д.) противоположны друг другу. Но если иметь в виду физиологический механизм отражения действительности мозгом, то различение идеального и материального имеет уже не абсолютный, а относительный характер, так как ощущения, мысли, чувства и т л. - это деятельность материального органа - мозга, результат превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким другим способом.
Такое понимание материи и психики, сознания полностью согласуется с исходным положением диалектического материализма о материальности мира. В мире нет никакого другого начала, кроме вечно существующей материи, которая обладает различными свойствами и находится в вечном движении. При этом движение материи - это не только перемена места, но и любое ее изменение. Это и развитие материи, возникновение у нее новых свойств. По определению Ф.Энгельса, «движение, в применении к материи, - это изменение вообще» [Диалектика природы. М., 1955. С. 197].
Развитие материи есть переход от низших ее форм к высшим, от низших форм движения материи к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжавшейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движении материи, новое ее свойство - жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные и, наконец, человек с его сознанием - высочайшим порождением материи.
В системе категорий
В чем состоит качественная специфика психического как свойства органической материи?
Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой.
Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт - это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, а и одно и другое. Своеобразие психически Предмет и задачи психологи го именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением.
Итак, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое - это не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности и не имеющий с ней ничего общего.
Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма? Это прежде всего конкретные факты психической жизни. Рассмотрим простой пример. Возьмем в качестве факта психической жизни способность человека накапливать индивидуальный опыт, т.е. память. Но научная психология не может ограничиться описанием психологического факта - его необходимо объяснить, т.е. раскрыть законы, которым эти факты, эти явления подчиняются. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями. Вернемся к нашему примеру. Так, память имеет свои законы функционирования. Известно, что имеются различные виды памяти, что, например, повторение материала способствует запоминанию, а хорошо проструктурированный материал запоминается легче и быстрее, чем бессвязный. Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго научный подход требует не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы.