Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

Впоследствии, уже в XX в., тенденция  использования математических моделей  и расчетов получила широкое распространение  в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое  исследование.

Наряду с математизацией и технтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти  всегда требуют проверки на достоверность  и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных  методов, в частности математических расчетов.

В табл. 1 представлены методы, которые используются в современной  психологии для сбора так называемых первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

 

Таблица 1

Основные методы психологических  исследований и их варианты, применяемые  для сбора первичных данных

 

Основной метод

Вариант основного метода

 Наблюдение

 

 

 

 

 

 Внешнее (наблюдение со стороны) 

 Внутреннее (самонаблюдение)

 Свободное 

 Стандартизированное

 Включенное

 Стороннее

 Опрос

 

 

 

 Устный

 Письменный

 Свободный

 Стандартизированный

 Тесты

 

 Тест-опросник 

 Тест-задание 

 Проективный тест 

  Эксперимент  

 Естественный

 

 Моделирование

 Лабораторный 

 Математическое

 Логическое

 Техническое

 Кибернетическое


 

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его  сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов  наблюдения имеет свои особенности  и применяется там, где он может  дать наиболее достоверные результаты.

 Опрос представляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.       

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.   

Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание  применимы к людям разного  возраста, принадлежащим к различным  культурам, имеющим разный уровень  образования, разные профессии и  неодинаковый жизненный опыт. Это  — их положительная сторона. А  недостаток состоит в том, что  при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно  повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен  тест и каким образом по его  результатам будут оценивать  его психологию и поведение. Кроме  того, тест-опросник и тест-задание  неприменимы в тех случаях, когда  изучению подлежат психологические  свойства и характеристики, в существовании  которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или  сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные  личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется  третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера —Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это—попытки построения персептронов— машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной  информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Отрасли психологии

 

Зависимость всех сфер жизнедеятельности  человека от знания психологии даёт толчок к развитию различных отраслей психологии.

В современной психологии функционирует широко разветвлённая  система научных знаний, направлений  и ряд отдельных дисциплин, связанных  с различными областями практики и находящихся на разных уровнях  формирования. Каждая отрасль изучает  психику человека в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Можно классифицировать отрасли  психологии по принципу развития психики  в деятельности человека. Отсюда следует, что основу классификации отраслей психологии представляет психологическая  сторона как фактическая деятельность, как развитие, как отношение человека (субъект развития и деятельности) к обществу (место его деятельности и развития).

Исходя из данной классификации, выделяют ряд отраслей психологии, предмет исследования которых составляют психологические проблемы в разных видах деятельности.

Медицинская психология изучает  психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. В  её структуру входят нейропсихология, изучающая зависимость психических  явлений от биологических функций  мозговой деятельности; психофармакология - воздействие лекарственных средств  на психическую деятельность человека; психотерапия исследует, разрабатывает  и использует психологические методы воздействия для лечения больного; психопрофилактика и психогигиена создают комплекс мероприятий в целях обеспечения психического здоровья людей; патопсихология различает формы и причины отклонений в психике и поведении человека при различных патологиях мозговой деятельности, разделяясь на олигофренопсихологию - науку, описывающую патологии формирования психики при врождённых дефектах мозга, сурдопсихологию - психологию развития ребёнка при серьёзных дефектах слуха, тифлопсихологию - психологию особенностей развития слабовидящих и незрячих.

Психофизиология - пограничная  область психологии, изучающая роль совокупности биологических свойств  нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально- психологических различий. Психофизиология объясняет причины психический явлений посредством раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Психофизиология подразделяется на области исследования. Психология ощущений и восприятий, изучающая  нервные процессоры в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами головного мозга. С помощью психофизиологии выявлены специфические аппараты цветового  зрения, рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и  слуховых стимулов.

Психофизиология речи и мышления, исследуя роль функций различных  областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов, доказала прямую связь мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.

Психофизиология эмоций изучает  нейрогуморальные механизмы возникновения  эмоциональных состояний. Данной области  принадлежит открытие нервных «центров»  удовольствия и неудовольствия, которые  располагаются в подкорковых  областях мозга. Выявлена важная роль гормонов, выделяемых железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а  также различных биологически активных веществ в эмоциональном поведении.

Психология внимания вскрывает  проблемы нейрофизиологических коррелятов внимания (изменение ЭЭГ и вызванных  потенциалов, кожно-гальванической и  других реакций) и взаимосвязана  с вопросами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы.

Психофизиология произвольных действий исследует физиологическую  структуру и механизмы их осуществления.

Дифференциальная психофизиология  изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения  от индивидуальных различий в деятельности мозга.

Педагогическая психология рассматривает психологические  закономерности процесса развития в  ходе обучения и воспитания человека. Она исследует формирование мышления у учащихся, изучает проблемы управления процессом усвоения приёмов и  навыков интеллектуальной деятельности и проблемы управления. Выясняет психологические  факторы, влияющие на успеваемость, взаимоотношения  между преподавателем и учащимися, климат в коллективе, индивидуально-психологические  различия учащихся. Исследует психологическую  специфику учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в  психическом развитии, психологические  особенности работы со взрослыми в процессе обучения и т.д.

Информация о работе Принципы психологии