Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

Второй этап становления  психологической науки — накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания  оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление —  бихевиоризм, который от безысходности  попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом  психологии — поведение как внешнее  проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить  эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения  преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего  и внешнего, изучения отношений субъективного  и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся  критике за чрезмерный механицизм в  объяснении поведения и снова  встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений  бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.

• Функция осознания целей  проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации  внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).

• Функция осознания критериев  деятельности, их выбора в собственном  внутреннем содержании и соотнесения  с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское  понимание отношений сознания и  бытия как отношений теории и  практики в их современном состоянии.

• Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании  метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.

Таким образом, связь внутреннего  и внешнего состоит из «прямой» и  «обратной». Первичное осознание  — проектирование действия, вторичное  осознание — рефлексия, осознание  после совершения действия. Взаимопроникновение  этих процессов предполагает осознание  собственного сознания, что философия  называет самосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, то вероятно — это самосознание. Самосознание предполагает осознание  природной компоненты («оставаться  самим собой»), осознание себя как  личности («иметь свое лицо»), осознание  собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания — дух», силу духа).

Задачи психологии:

 

1) изучение возникновения  и изменения сознания человеческого  общества и отдельно взятого  индивидуума в течение его  жизни в зависимости от условий  воспитания; 2) изучение развития  психики у животных в зависимости  от изменения природных и климатических  условий.

Так как сознание человека имеет сложное строение, перед  психологией стоит специальная  задача - выяснить структуру сознания, детально изучив все грани форм психических  явлений, тем самым, раскрывая психологические  законы, закономерности, механизмы.

Деятельность человека в  различных видах, её психологическая  сторона ставят перед психологией  не менее важные задачи.

 

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем  раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления  впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому  психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его  существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к  внутреннему духовному миру людей  связан и с тем, что современная  эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию  к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная  тенденция, линия на усиление целостности  общественного развития проявляется  и в том, что сегодня на смену  традиционному, весьма узкому, технократическому  пониманию задач экономической  деятельности приходят модернизированные  концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере  современного производства, все в  большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких  технологий, но и как область, участие  в которой требует от занятых  в ней работников управления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала  азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных  компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы  быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью  решение двуединой задачи:

достижение хозяйственного результата;

воздействие на людей, создающих  этот результат.

Поэтому в современных  условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также  для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое  оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и  всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать  психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

Главная задача, которая стоит  перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат  воздействия социальных условий  на деятельность личности. Но вся сложность  заключается в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем  на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему  социальных связей. Сама личность, с  одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.

Взаимодействие личности и системы социальных связей (как  макроструктуры - общества в целом, так и микроструктуры - непосредственного  окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных  сущностей, находящихся одна вне  другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей  системе общественных отношений, каковую  и представляет собой общество, то есть в некотором "социальном контексте". Этот "контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним  миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается  субъектом многочисленных и разнообразных  отношений.

Общественные отношения  носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных роли

 

Книга в доступной форме  знакомит читателя с важнейшими психологическими процессами и явлениями. Она представляет собой результат длительного  сотрудничества преподавателей Ростовского  педуниверситета и Ремонтненского районного отдела образования, где в течение нескольких лет данный курс читался с целью повышения психологической грамотности различных педагогических коллективов. Только благодаря усилиям заведующего районным отделом образования Г.М. Нестеренко работа пришла к своему логическому завершению: лекции приобрели овеществленную форму и могут использоваться любым желающим. В ротапринтном варианте лекции прошли успешную апробацию в педклассах школ, в педагогических училищах, на первых курсах педуниверситетов и поэтому вполне оправдывают свое широкое предназначение. Для всех, кто по роду своей деятельности должен уметь правильно обращаться с людьми.

,

 

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

На протяжении веков человек  является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и  обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что  нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит  постоянно усиливающийся интерес  к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими  людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и  спорте без знания и понимания  психологических закономерностей. Система научных знаний о законах  развития человека, его потенциальных  возможностях необходима для всего  общественного развития. Однако человек  является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический  круг проблем. При исследовании социальных процессов гуманитарными науками  возникает необходимость в учете  психологических факторов. Но каждая наука отличается от другой особенностями своего предмета. Еще С.Л.Рубинштейн в книге основы общей психологии (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., - т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано... Первая характерная особенность психического - принадлежность индивиду непосредственных собственных переживаний - проявляется лишь в непосредственном ощущении и никаким иным способом не приобретается. Ни из какого описания, как бы ярко и красочно оно не было, слепой не познает красочности мира, а глухой - музыкальности его звучаний без непосредственного их восприятия: никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, всей гаммы этого чувства, не передает увлечения борьбы и радости творчества, словом, всего, что человек может пережить только сам.

 

Трудность выделения особенностей психологии как науки состоит  в том, что они издавна осознавались человеческим умом как из ряда вон  выходящие явления. Совершенно очевидно, что восприятие какого-либо реального  предмета в корне отличается от самого предмета. В качестве примера можно  назвать глубоко укоренившиеся  представления о душе как особом существе, отдельном от тела. Еще  первобытный человек знал, что  люди и животные умирают, что человек  видит сны. В этой связи и возникло верование, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела, и неосязаемой, т.е. души; пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело - человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки. Эти довольно обширные знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности, мы усваиваем их не только благодаря

 

собственному опыту, но и  из художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч. Именно в них заключены истоки почти  всех психологических теорий и отраслей современной психологии.

 

Что же представляет собой  психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ  на этот вопрос не так прост, как  кажется на первый взгляд. Чтобы  ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и  очень старая и совсем молодая  наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Известный психолог конца XIX - начала XX вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

 

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе – «душа», логос - «наука»). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе -в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии - соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

 

Именно вокруг решения  этого вопроса и возникло два  диаметрально противоположных философских  направления: идеалистическое и  материалистическое. Представители  идеалистической философии рассматривали  психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание  психики выражается в том, что  психика рассматривается как  явление вторичное, производное  от материи.

Информация о работе Принципы психологии