Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

В педагогической психологии существует разделение на психологию обучения, разрабатывающую психологические  основы дидактики, частные методики, условия формирования умственных действий и т.д.; психологию воспитания, изучающую  психологические основы методов  воспитания ученического коллектива, исправительно-трудовой педагогики; психологию учителя в учебно-воспитательной работе с аномальными детьми.

Психология труда изучает  психологические особенности трудовой деятельности человека, аспекты развития трудовых навыков. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, определение  влияния на трудящегося организации  его труда, производственной обстановки, местоположения техники, средств сигнализации и т.п.

Инженерная психология в  составе психологии труда изучает  процесс работы оператора на автоматизированных системах управления, решая проблему распределения и согласования функций  между человеком и машиной.

Интерес авиационной психологии состоит в исследовании психологических  закономерностей в процессе обучения человека лётному делу и мастерству полётов.

Космическая психология исследует  поведение человека в условиях невесомости, возникновения особых состояний, связанных  с нервно-психическим напряжением  при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Военная психология анализирует  психологические особенности деятельности человека в условиях боевых действий, проблемы управления боевой техникой, стороны взаимоотношений командира  и подчинённого, методы психологического воздействия посредством пропаганды и т.д.

Юридическая психология рассматривает  психологические вопросы, реализующие  систему права.

Судебная психология исследует  психические особенности поведения  участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности  поведения обвиняемого, психологические  требования к допросу и т.п.).

Криминальная психология изучает психологические 55676788

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрасли психологии как научной дисциплины

 

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических  явлений, что сами психологи часто  не вполне ясно представляют себе, как  много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством  систематизации психологических знаний.

 

Отрасли психологии, области  исследований и психологической  практики формируются на основе следующих  критериев:

 

1) предмет, с которым они связаны;

2) связи с другими отраслями знания;

3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

4) методы, которые они используют.

 

Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев. В зависимости  от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и  т. д. Нередко в качестве самостоятельных  разделов психологии выделяются и более  частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического  стресса и т. п.

 

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как  психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей  смежной науки. В течение всего XX в. психологические знания накапливались  не только в рамках психологической  науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

 

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две  сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология. Фундаментальная психология изучает  психические явления, характерные  для человека (или животных) в  целом. общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

 

общая психология;

психология личности;

дифференциальная психология;

психофизиология;

нейропсихология;

социальная психология;

психология развития;

психология аномального  развития (или специальная психология);

сравнительная психология и  зоопсихология.

 

Общая психология изучает  общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого  человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов  и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния  человека.

 

Нередко в качестве отдельной  отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая  занимается изучением социально  обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

 

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

 

Психофизиология изучает  взаимосвязь психических явлений  с работой организма, с деятельностью  нервной системы. Особый научный  интерес в рамках психофизиологии  представляет исследование физиологических  механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические  процессы, состояния, качества человека.

 

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических  основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии  исследуют нейронные процессы в  головном мозге человека, которые  лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

 

Социальная психология изучает  психические явления, возникающие  в процессе взаимодействия людей  друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения  и воздействие людей друг на друга.

 

Психология развития (или  возрастная психология) изучает общие  закономерности развития различных  психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого  человека, геронтопсихология (психология старости).

 

В качестве отдельной отрасли  научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная  психология), которая изучает психологические  проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в  себя несколько разделов. Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

 

Зоопсихология изучает психику  животных, врожденные и приобретенные  формы их поведения. Сравнительная  психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

 

Прикладная психология изучает  психологические проблемы, характерные  для определенных сфер жизни или  профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

 

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и  др.

 

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и  воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а  также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

 

Медицинская психология изучает  психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические  проявления болезней, роль психики  в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также  в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

 

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем  юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

 

Экономическая психология изучает  вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты  по экономической психологии исследуют  проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в  экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает  психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

 

Психология труда —  это знания о психологических  особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной  организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение  влияния производственной обстановки на состояние и эффективность  деятельности человека.

 

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная  психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

 

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы  этой отрасли психологии — психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических  процессов.

 

Психология спорта рассматривает  психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия  и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

 

Психология искусства  исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются  также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические  вопросы эстетического воспитания.

 

Психология религии —  направление исследований психологических  проблем религиозного сознания, представлений  и чувств верующих людей, а также  религиозных традиций, обрядов, культов.

 

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых  отношений супругов, взаимоотношений  родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

 

Определенное представление  об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая  классификация, знание которой может  быть полезно психологам для работы с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

 

В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как  научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.

 

Естественно предполагать, что  перечисленные отрасли психологии, области психологических исследований и психологической практики должны быть в той или иной мере отражены в учебных планах психологического образования.

 

Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки  и практики должны быть включены в  число учебных дисциплин в  рамках конкретной образовательной  программы? Это зависит от следующих  факторов:

 

1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.

 

2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.

 

3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.

 

4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.

Информация о работе Принципы психологии