Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа
Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В педагогической психологии
существует разделение на психологию
обучения, разрабатывающую
Психология труда изучает
психологические особенности
Инженерная психология в составе психологии труда изучает процесс работы оператора на автоматизированных системах управления, решая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной.
Интерес авиационной психологии состоит в исследовании психологических закономерностей в процессе обучения человека лётному делу и мастерству полётов.
Космическая психология исследует
поведение человека в условиях невесомости,
возникновения особых состояний, связанных
с нервно-психическим
Военная психология анализирует
психологические особенности
Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, реализующие систему права.
Судебная психология исследует
психические особенности
Криминальная психология изучает психологические 55676788
Отрасли психологии как научной дисциплины
Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством систематизации психологических знаний.
Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
1) предмет, с которым они связаны;
2) связи с другими отраслями знания;
3) общие или частные проблемы, которые они изучают;
4) методы, которые они используют.
Некоторые отрасли психологии или области исследований выделяются на основании более чем одного из перечисленных критериев. В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического стресса и т. п.
На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX в. психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.
В зависимости от того, являются
ли задачи научных исследований общими
или специфическими, выделяются две
сферы научно-психологических
общая психология;
психология личности;
дифференциальная психология;
психофизиология;
нейропсихология;
социальная психология;
психология развития;
психология аномального развития (или специальная психология);
сравнительная психология и зоопсихология.
Общая психология изучает
общие свойства и закономерности
функционирования психики взрослого
человека. В рамках общей психологии
изучаются общие закономерности
познавательных, эмоциональных процессов
и процессов регуляции
Нередко в качестве отдельной
отрасли фундаментальной
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает
взаимосвязь психических
Нейропсихология занимается
изучением анатомо-
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
Психология развития (или
возрастная психология) изучает общие
закономерности развития различных
психических процессов и
В качестве отдельной отрасли
научной психологии выделяется психология
аномального развития (или специальная
психология), которая изучает
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:
педагогическая психология;
медицинская психология;
психология искусства;
психология религии;
психология семьи и др.
Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Медицинская психология изучает
психологические аспекты
Юридическая психология занимается
приложением психологических
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.
Психология труда —
это знания о психологических
особенностях трудовой деятельности человека,
психологических основах
Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.
Политическая психология
изучает психологические основы
политических процессов, происходящих
в обществе. Наиболее важные разделы
этой отрасли психологии — психология
пропаганды и агитации, проблемы имиджа
политического деятеля и
Психология спорта рассматривает
психологические особенности
Психология искусства
исследует закономерности творческой
деятельности писателей, поэтов, художников,
музыкантов, актеров и режиссеров,
психологические механизмы
Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.
Психология семьи занимается
изучением психологических
Определенное представление
об основных сферах современной психологии
может дать также библиотечно-
В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются такие отрасли психологии, как научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология.
Естественно предполагать, что
перечисленные отрасли
Какие из перечисленных выше отраслей психологической науки и практики должны быть включены в число учебных дисциплин в рамках конкретной образовательной программы? Это зависит от следующих факторов:
1. Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы.
2. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин.
3. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины.
4. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план.