Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

Изучая психологию и поведение  людей, ученые ищут их объяснение, с  одной стороны, в биологической  природе человека, с другой —  в его индивидуальном опыте, с  третьей — в законах, на основе которых строится и по которым  функционирует общество. В последнем  случае исследуется зависимость  психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного  человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых  психологией, входят и отношения  между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная  психология (рис. 1).

 

Рис. 1. Общие понятия, с помощью  которых описываются явления, изучаемые  в психологии.

 

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются  названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены  в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие  явления .

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно  отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в  виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы  некоторые из перечисленных феноменов  повторяются.

 

Психология - самостоятельная наука, имеющая свою систему методов  исследования. Понимание предмета психологии с упором на общие принципиальные установки определяет выбор метода исследования.

 

 

2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Предметом психологии являются факты  психической жизни, механизмы и  закономерности психики человека и  формирование психологических особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.

История человечества состоит  из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это  процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного  в общественную жизнь людей и  представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную  отрасль научного знания.

Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о  себе и об окружающем мире, необходимость  понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и  объективного, гармонии души, Духа и  тела.

Значительный импульс  для выделения в самостоятельную  научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического  здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние  тела.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование  остается актуальным и сегодня и  обусловливает поиск системных  подходов, системообразующих, методов  структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о  первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая  приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию —  обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие  крайностей, и породили множество  психологических теорий, не поддающихся  согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.

Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности —  не противоречия, они дополнения»  — послужило новой методологией не только для естественных, но и  гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это — процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения. 1. Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины (не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент и отдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природой обусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), так же, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем  виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся  во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

 Неодухотворенное лицо  не может быть красивым, а если  такая красота и признается, то  называется холодной.

2. Индивиды, вступая во  взаимодействие, обретают определенную  значимость для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием, образуя его социальную сущность. В социуме каждый предстает как личность, которая приносит другим определенную пользу, размер которой и определяется личностностью и сопровождается соразмерным уважением (обратите внимание на близость с понятием важность). Кто-то уважению уделяет больше внимания, кто-то меньше. Кто-то его добивается целенаправленно разнообразными средствами, к кому-то оно приходит само собой, но соразмерно заслугам перед социумом (личность — семья — группа — общность — общество — мировое сообщество). В этом процессе становления личности, обретения индивидом личностности немалое значение имеют особенности индивида, подбирающего для себя «социальные мундиры», которые не могут быть ни велики и ни малы, а должны быть в самый раз. Личностная позиция проявляется во множестве социальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые либо краткосрочны, либо долгосрочны и требуют от индивида способности владеть этой ролью, научиться ее исполнять. Плохое исполнение воспринимается окружающими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все женщины, мужчины в ней — актеры». Груз исполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояние психического здоровья, а через него и физического. Это важно понимать и отслеживать соответствие социальной ноши собственным способностям, регулировать их, уравновешивать.

3. Особенность индивида  состоит в том, что рождается  он с предрасположенностью к  мышлению, производству собственных  мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании  человеческое, духовную сущность, что  придает индивиду особый статус  «гомо сапиенс» — человека  разумного. Это еще одна детерминация  сознания — причастность к  духовному пространству. Так же, как природу и социум изучает  множество разных наук, духовность  является объектом исследования  для философии и религии, психологии  и педагогики, человековедения, культурологии и других наук, каждая из которых старается объяснить свой особый аспект, соответствующий своему предмету. Ограничимся и мы в нашей учебной дисциплине рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние духа на все пространство сознания во внутреннем и внешнем, на его проявление в действиях, поведении, деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании, методах, результате осознания отличает деятельность одного от деятельности другого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации социальных отношений. А состояние духа конкретного человека определяет степень его уверенности, гуманности и других проявлений состояния сознания. Некоторые отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому не одобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляет нашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние на конкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь, распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективное представление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, к тому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух как стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает веры и силы — мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильный духом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности, способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется он, по словам

Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений  в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».

Все пространство сознания можно  условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.

В отношениях с окружающим миром человек выступает как  субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:

- осознание состояния  своего сознания (внутреннего);

- осознание окружающего  мира (внешнего);

- осознание контакта с  окружающим миром (взаимодействие  внутреннего и внешнего);

- осознание влияния взаимодействия  на состояние сознания (внутреннего).

В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного  и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного  и материального, сознания и бытия.

Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние  сознания. Его живое состояние  предполагает постоянное изменение  и, стало быть, процессы роста, в которых  рождается и преобразуется некоторая  информация; будучи усвоенной, она становится внутренним знанием, содержанием.'

В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в  нем появляется новый продукт, новое  знание, новое содержание. Удовлетворенность  рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.

Вместе с тем имеют  место не только естественные, но и  искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие — «воспринять», произвольная память — «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых — осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».

Человечество, вступившее в  новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек  знает о себе? Эти знания сфокусированы  в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.

• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» —  учение).

• Затем психология расширила  свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого —  сопряженный непрерывный переход  информации в знание (сознание).

• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет  и, разомкнув круг сознания, поставила  вопрос о психических процессах  и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.

• Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного  субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые  заслуги принадлежат советской  психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его  структуру и функции, но и его  отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических  исследований. Накопление знаний о  душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле — это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом — сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный — генетическую информацию; социальный — информацию, впитанную в социальном общении; духовный — информацию, произведенную собственным разумом — понимание, озарение.

Информация о работе Принципы психологии