Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа
Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;
ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявиться. В задачу психологии входит наряду с психологическими фактами и закономерностями установление механизмов психической деятельности. А так как механизмы предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психологический процесс, то природу и действие этих механизмов психология изучает совместно с другими науками. Так, например, известно, что в основе долговременной и кратковременной памяти лежат различные механизмы. Таким образом, психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
^ Рефлекторный характер психики
Естествоиспытатели и
врачи, изучающие анатомию человека,
ещё в древности высказывали
предположение о связи
Мы уже упоминали, что естественнонаучная разработка и обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих представителей - И.М.Сеченова (1829 - 1905) и И.П.Павлова (1849-1936).
В своем знаменитом труде
– «Рефлексы головного мозга»
(1863) Сеченов распространил
В чем же заключается роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психическое является регулятором ответной деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. Психические явления это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. То есть психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.
Свое развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его школы. И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.
Между воздействующими на
организм раздражителями и ответными
реакциями организма образуются
временные связи. Их образование
есть важнейшая функция коры головного
мозга. Для любого вида психической
деятельности как деятельности мозга
временная нервная связь
Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как мы уже говорили, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного (зрительная и пищевая) оказываются объединенными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, вызывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И.П.Павловым сигналами первой сигнальной системы (первые сигналы). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.
У человека сигналы первой
сигнальной системы тоже играют важную
роль, регулируя и направляя
Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи - приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.
^ Задачи психологии
В настоящее время наблюдается
бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием
Область явлений, изучаемых
психологией, огромна. Она охватывает
процессы, состояния и свойства человека,
имеющие разную степень сложности
+ от элементарного различения отдельных
признаков объекта, воздействующего
на органы чувств, до борьбы мотивов
личности. Одни из этих явлений уже
достаточно хорошо изучены, а описание
других сводится лишь к простой фиксации
наблюдений. Многие считают, и это
следует особо отметить, что обобщенное
и абстрактное описание изучаемых
явлений и их связей - это уже
и есть теория. Однако этим теоретическая
работа не исчерпывается, она включает
также сопоставление и
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия
психология была преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной. В
настоящее время ее роль в общественной
жизни существенно изменилась. Она
все более становится областью особой
профессиональной практической деятельности
в системе образования, в промышленности,
государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение
психологической науки в
Мы не будем перечислять
здесь все задачи, поставленные в
настоящее время перед
Осознание обществом роли
прикладных задач, решаемых психологической
наукой, привело к идее создания
разветвленной психологической
службы в органах народного
4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Попытки количественной оценки
психологических явлений
Сюда же следует отнести
и начальный этап развития дифференциально-