Принципы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью моего исследования является изучение целей и задач современной общей психологии.
В связи с этим мы определили необходимость выполнения следующих задач:
Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
Научиться управлять ими;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
. ,ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
. предмет и задачи психологии
. Методы психологической науки
. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

33333 моя психология.docx

— 91.12 Кб (Скачать файл)

 

Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых  закономерность может проявиться. В  задачу психологии входит наряду с  психологическими фактами и закономерностями установление механизмов психической  деятельности. А так как механизмы  предполагают работу конкретных анатомо-физиологических  аппаратов, осуществляющих тот или  иной психологический процесс, то природу  и действие этих механизмов психология изучает совместно с другими  науками. Так, например, известно, что  в основе долговременной и кратковременной  памяти лежат различные механизмы. Таким образом, психология - наука, изучающая  факты, закономерности и механизмы  психики.

 

 

^ Рефлекторный характер  психики

 

Естествоиспытатели и  врачи, изучающие анатомию человека, ещё в древности высказывали  предположение о связи психических  явлений с деятельностью мозга  и рассматривали психические  болезни как результат нарушения  его деятельности, Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над  больными с теми или иными нарушениями  головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие нарушения психической  деятельности - страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако установление связи психической  деятельности с деятельностью мозга  явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Эти  факты еще не объясняют, какие  физиологические механизмы лежат  в основе психической деятельности.

 

Мы уже упоминали, что  естественнонаучная разработка и обоснование  рефлекторной природы всех видов  психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих представителей - И.М.Сеченова (1829 - 1905) и И.П.Павлова (1849-1936).

 

В своем знаменитом труде  – «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность голов  «все акты сознательной и бессознательной  жизни по способу своего происхождения  суть рефлексы» Это была первая попытка  рефлекторного понимания психики. Подробно анализируя рефлексы головного  мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное; звено - внешнее раздражение и  превращение его органами, чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.); конечное звено - внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотделимая часть всего рефлекторного процесса. Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важное значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних влияний, ни от действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием: если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший, для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». При этом Сеченов предупреждал против упрощенного понимания действий внешних условий. Он неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только внешние наличные воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт. Таким образом, И.М.Сеченовым было показано, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения).

 

В чем же заключается роль психических процессов? Это функция  сигнала или регулятора, которая  приводит действие в соответствие с  изменяющимися условиями. Психическое  является регулятором ответной деятельности не само по себе, а как свойство, функция  соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. Психические  явления это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние  организма как физиологической  системы) воздействия. То есть психические  явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ  на раздражения, которые действуют  сейчас (ощущение и восприятие) и  были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или  предвидящие результаты, к которым  они приведут (мышление, воображение). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

 

Свое развитие и экспериментальное  обоснование рефлекторный принцип  деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его школы. И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

 

Между воздействующими на организм раздражителями и ответными  реакциями организма образуются временные связи. Их образование  есть важнейшая функция коры головного  мозга. Для любого вида психической  деятельности как деятельности мозга  временная нервная связь является 'основным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без  действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических  процессов и любой временной  связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов  и явлений действительности. Все  эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной  деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического  понимания психических явлений.

 

Признание важнейшего значения временных нервных связей как  физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических  явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как мы уже говорили, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного (зрительная и пищевая) оказываются объединенными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, вызывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И.П.Павловым сигналами первой сигнальной системы (первые сигналы). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

 

У человека сигналы первой сигнальной системы тоже играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие  от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека имеется вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, т.е. «вторые сигналы». При помощи слов могут быть замещены сигналы  первой сигнальной системы. Слово может вызывать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, т.е. слово – «это сигнал сигналов».

 

Итак, психика является свойством  мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством  множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят планы поведения  и контролируют его, третьи - приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.

 

 

^ Задачи  психологии

 

В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических  и практических задач, встающих перед  нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних  десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается  новыми эмпирическими данными. Б.Ф  Ломов в книге «Методологические  и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние  науки, отмечает, что в настоящее  время «резко возрастает потребность  в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем  психологической науки и ее общей  теории» (С. 4).

 

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности + от элементарного различения отдельных  признаков объекта, воздействующего  на органы чувств, до борьбы мотивов  личности. Одни из этих явлений уже  достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это  следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых  явлений и их связей - это уже  и есть теория. Однако этим теоретическая  работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит  в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых  явлений. В этой связи и возникают  методологические проблемы. Если теоретическое  исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены  теоретического знания эмпирическим.

 

В познании сущности психических  явлений важнейшая роль принадлежит  категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

 

Как известно, прежние десятилетия  психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она  все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует  психологической компетентности, возникают  в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь  возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под человеческим фактором понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

 

Мы не будем перечислять  здесь все задачи, поставленные в  настоящее время перед психологией  общественной практикой (их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и  задачи, решение которых связано  с учетом «человеческого фактора»), остановимся только кратко на значении психологии в понимании развития психики ребенка. Во всех звеньях  системы народного образования (дошкольное образование, средняя, общеобразовательная  школа, среднее специальное образование, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование практически  всей системы психических явлений - от элементарных ощущений и до психических  свойств личности, - направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет  первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации  обучения и воспитания.

 

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической  наукой, привело к идее создания разветвленной психологической  службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим  звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с  помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится  и к психологии. Ее явления настолько  сложны и своеобразны, настолько  труднодоступны для изучения, что  на протяжении всей истории этой науки  ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов  исследования. Со временем в ней  оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и  истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов  естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера, Сти-венса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести  и начальный этап развития дифференциально-психологических  исследований (конец XIX в.), когда для  выявления общих психологических  свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Информация о работе Принципы психологии