Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Кафедра психологии образования и социальной педагогики

 

 

 

Областной конкурс исследовательских работ и научно обоснованных проектов

по проблемам молодежной, семейной и демографической политики

 

 

 

 

Профилактика отклоняющегося поведения подростков

 

Номинация конкурса: социальная поддержка

 

 

 

Автор: Сальникова А.И.,

Курский государственный университет,

студентка

 

 

Научный руководитель: Юрченко И.В.,

кандидат психологических наук,

Курский государственный университет,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск – 2014 г

 

Содержание

Введение ……………………………………..……………..…………….   3

Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….……………..  5

1.1. Отклоняющееся поведение  как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………………....  5

1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………...  8

1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….……………  11

Глава II.  Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17

2.1. Диагностический инструментарий  необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17

2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24

Заключение ………………………………………………………….……49

Список литературы……………………………………………………….53

Приложения………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема отклоняющегося поведения у подростков приобретает в настоящее время все большую актуальность, так как статистика «социального здоровья» показывает, что около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, более 2 млн. детей и подростков бродяжничают, число детей - сирот превысило 650 тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; 16% учащихся испытывают со стороны педагогов в школах физическое насилие, а 22% - психологическое. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет. С каждым годом происходит увеличение количества подростков с асоциальным типом поведения. Это позволяет предположить, что профилактическая работа с подростками не проводится в достаточной мере. Причиной увеличения числа подростков c асоциальным типом поведения  чаще всего является нарушение собственных прав детей в семье и социуме.

На социальном уровне отклоняющее поведение понимается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

Проблемой изучения отклоняющегося поведения, его профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, Г. Парсонс, М. Вебер, Э. Фэрри, У. Шелдони.

В структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия. Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия.

Подросток, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Такой подросток начинает отстаивать свое право на существование и нередко незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути. Все это приводит к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной коррекционной работы и психологической поддержки. Для того чтобы в профилактической работе с подростками с отклоняющим поведением можно было достичь высоких и устойчивых результатов, необходимо соблюдение нескольких условий и массовость профилактической работы с подростками с асоциальным типом поведения. Чего не наблюдается в современном обществе.

Большинство социальных институтов, занимающихся воспитанием и обучением подростков, не ставят своей целью профилактику отклоняющегося поведения и учет индивидуальной ситуации развития подростка. В связи с этим можно обозначить проблему: при увеличении в обществе числа подростков с отклоняющимся поведением, вопиющих случаев нарушений подростками социальных и правовых норм не разработана эффективная система профилактических мер по работе с трудными подростками, а упор делается на коррекционную работу.

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.

Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.

Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Задачи исследования:

  • проанализировать основные типы отклоняющегося поведения подростков;
  • определить наличие тенденций отклоняющегося поведения у испытуемых;
  • подобрать эффективные методы, которые могут способствовать профилактике формирования отклоняющегося поведения у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что профилактика отклоняющегося поведения у подростков может включать в себя:

- организацию социальной  среды, включающую воздействие общественного  мнения на подростков, организацию  деятельности, альтернативной девиантному  поведению;

- информирование подростков  не запугивающего характера, а  пропагандирующее здоровые ценности, влияющие на изменение поведения, организацию здорового образа  жизни;

- активизацию личностных  ресурсов, обучение социально важным  навыкам.

Методы исследования: наблюдение, анализ продуктов деятельности, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.В. Ильин, П.А. Ковалев); опросник уровня агрессивности Басса – Дарки; методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (автор Е.Б. Фанталова); проективная методика «Автопортрет» (авторы Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина); диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений) (авторы К. Маслач, С. Джексон).

База исследования: Областная государственная  общеобразовательная школа – интернат «Суджанская школа-интернат среднего (полного) общего образования». В исследовании приняли участие 24 человека в возрасте от 12 до17 лет.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков

1.1. Отклоняющееся  поведение как психолого-педагогическая  проблема

Проблема отклоняющегося поведения вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания об отклоняющемся поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве.

В социальной педагогике, это девиантология, предметом исследования которой являются социальные отклонения. На социальном уровне отклоняющее поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией [1]. Принято выделять следующие формы отклоняющегося (девиантного) поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [6].

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. У подростков – это хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, агрессивное поведение, бродяжничество, отказ от обучения, проституция, ненормативная лексика [18]. В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. Задача психологии – раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними: потребность в престиже, в самоуважении; потребность в риске; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличие акцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка [2].

Одна из форм разрушительного поведения – вандализм. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением.

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

К асоциальному поведению часто относят бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек – демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики [23].

Аутодиструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Для подростков - это употребление наркотиков, алкоголя, суицидальное поведение и самоубийства [25].

Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют – собственно-суицидальные действия, - суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям [23].

К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы – наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания – это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

- лишнее, не задействованное  продуктивной работой, время;

- отсутствие контроля  в семье за тем, чем занимаются  дети;

- конфликтная атмосфера  в семье и возникшая на этой  основе детская тревожность и  напряженность;

- употребление наркотиков  родителями, другими членами семьи;

- хранение наркотиков  дома;

- наркотическая наследственность;

- состояние фрустрации, в  которое впадает часть детей  после того, как их надежды  на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом – просветительные запрещающие меры.

Выделение отдельных форм отклоняющегося (девиантного) поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от индивидуальных социальных предпосылок личностного развития. Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклоняющегося поведения, являются:

1) Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2) Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков