Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Занятие 1

 ЗНАКОМСТВО. ПРАВИЛА РАБОТЫ  В ГРУППЕ

ЦЕЛЬ: Ознакомление подростков с темой занятий; мотивация подростков на обучение, освоение нового опыта.

Форма проведения:

 Мини-лекция, беседа.

Материалы:  Тетради, ручки, листы для записи.

 Ход работы:

Организационный момент:

 Разминка 

Упражнение «Снежный ком»

Цель: Знакомство учащихся друг с другом и ведущим тренинга, развитие навыков самопрезентации.

  Каждый участник должен  представиться и назвать свое  имя, знак зодиака, год по китайскому   календарю,   любимое   блюдо,   любимое   занятие,   следующий  участник повторяет  сказанное  предыдущим участником и рассказывает  о себе.

Психолог знакомит участников занятий с особенностями занятий:

- Здравствуйте. Сегодня  мы начинаем серию занятий, которые  помогут нам лучше  ориентироваться  в окружающем мире.  Будем учиться  контролировать свои эмоции,  планировать свое будущее, осознавать  последствия неправильных поступков. На  занятиях мы будем  отличать  одобряемое в обществе поведение, от отклоняющегося от общественных  норм. 

 Вопросы по теме:

      - Что ты  ждешь от занятий?

      - Чему тебе  хотелось бы научиться?

Упражнение « Если бы я был…»

Цель: Формирование навыков самораскрытия

Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороже-ное,абажур,стул,ручку,стул и т.д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говоря о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями. Следует напоминать ребятам о правилах:

Должны быть выбраны только те предметы, которые не шокируют остальных. Застенчивым и в этом упражнении может потребоваться помощь.

Основная часть.

- Наши занятия помогут  вам приобрести ценный опыт, знания  о различных   формах отклонений  в поведении человека в обществе. Приобретая в игровой  форме  жизненный опыт, вы сможете избежать  множества ошибок в соственной  жизни.

 Я хочу заручиться  вашей поддержкой, поэтому предлагаю  подписать контракт на добровольное  посещение занятий. Возьмите  ручки  и листочки, пишем:

Договор.

Я ___________________________________________________________         (ФИО)     г.р.

Обязуюсь приходить на занятия каждый вторник в ___часа _____мин.

Выполнять все упражнения, активно участвовать в обсуждении.

Не перебивать товарищей, не комментировать чужие ответы.

                                                                                               Число       Подпись 

Микрофон по кругу

Передаем по кругу микрофон, каждый желающий может высказать свои

желания, задать вопросы.

ЭМОЦИИ ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ

 Цель:

Формирование положительной установки к общепринятым нормам

          поведения. 

Обучение навыкам управления психическим напряжением.

Формирование умения слушать и слышать собеседника.

 Форма проведения:

Тренинг, дискуссия, релаксация.

Материалы:

Ручки, тетради, листы для записи.

Ход работы:

Организационный момент

-Здравствуйте, давайте  будем  играть в зоопарк, в  качестве  приветствия 

каждый назовет свое имя и животное для зоопарка; Например, 1  участник:  Лена  –  пантера (называет себя)  –  Коля  -  слон

(называет того кому  передает ход).

Упражнение «Посидите так , как сидит…»

Цель: Снятие эмоционального напряжения

Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник полиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т.д. Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе.

Упражнение «Нож и масло»

Цель: Развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией

Участники встают в два ряда друг против друга, понимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя, а стоящий в начале-проходит через шеренгу.Далее обсуждается, как было легче избежать удара-продумав свой путь или бросившись бежать не думая? Подростков необходимо вывести на осознание необходимости планирования действий в сложных ситуациях.

Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опускать руку. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй, выводится из шеренги.

  Основная часть:

Возьмите в руки карточки «согласен» «не согласен», и давайте обсудим

следующие утверждения:

Женщина должна быть доброй, милой, беззащитной; 

Мужчины не плачут;

Мужчина должен содержать семью;

Женщина не должна работать;

Пьют люди от горя или чтоб снять стресс;

Наркомания – способ самоубийства;

Если плохое настроение и нет желания следить  за собой, идти на работу, то нужно обратиться к неврологу.

 Упражнение «Ошибки» 

Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит всех повторять его движения. Если он поднимет руки вверх – то и все вверх, если вниз – то и все вниз. Ведущий может приседать,  подпрыгивать,  поворачивать  согнутые  руки  в  локтях направо,  налево.

Если кто-нибудь из участников ошибается, он должен быстро пересечь круг, встать на  противоположной стороне и выполнять движения на новом месте. Через 2-3 минуты ведущий меняет правила. Он просит участников не повторять за ним движения,  а  делать прямо противоположное  тому,  что  он  делает, например,  если он поднимает руки вверх  –  все  должны  опустить  их  вниз,  если  он  поворачивает руки направо  –  надо повернуть их налево и т.д. Если кто-то  ошибется,  то пересекает круг и продолжает делать упражнение. В конце проводится рефлексия.

Необходимо обратить внимание на моменты: о чем это упражнение, легко  ли признавать, исправлять  собственные  ошибки, какие  чувства  возникают при  этом, бывают ли люди, которые никогда не ошибаются.

  Упражнение «Карусель  эмоций». 

Участники рассчитываются на 1-2. Первые номера образуют внешний круг, вторые – внутренний, при этом вторые номера поворачиваются лицом к первым и находят себе пару. Парам предлагается в течение  1минуты  изобразить  эмоциональное состояние. Сначала один участник показывает без слов эмоции, а второй угадывает ситуацию и эмоцию, затем, по сигналу ведущего, ребята в паре меняются ролями. По окончании 2 минут внешний круг делает шаг по часовой стрелке, меняя таким образом, собеседника.  Темы  для  демонстрации:  «Я  получил  два»,  «Меня  бросил парень», «Я поругался с воспитателем», «У меня плохое настроение».

  Беседа «Я чувствую, что думают другие».

Давайте разбираться, чувствительный ли вы человек или нет. Как вы считаете, каких людей называют чувствительными?  Почему?  Давайте  мы  разделимся  на группы, каждая группа получит  фотографию человека и расскажет о его характере.

  Беседа «Я – чувствую, когда другу нужна помощь». 

Часто ли случается, что другие догадываются, о том, что вам нужно и делают это для вас, если вы даже не просили?

Нужно ли стараться помочь, если не просят? 

   Рефлексия:

Трудно ли было отвечать на вопросы?

Умеете ли вы контролировать свои эмоции?

Трудно ли контролировать эмоции?

Нормально ли испытывать негативные эмоции и переживания?

 Релаксация с элементами  дыхательной гимнастики «Волевое  дыхание»

Примите исходное положение стоя, расслабьтесь. Дыхание ровное глубокое. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимаем руки до уровня груди ладонями вверх, согнуть их в локтях и отвести  локти  назад.  Затем  спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягите мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух  и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха ослабьте напряжение мышц. 

Повторим упражнение несколько раз до появления чувства уверенности в своих силах и готовности действовать с максимальной отдачей. 

Занятие 2

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОГИ И СТРЕССА

Цель занятия: 

Профилактика негативных отклонений личностного развития. 

Обучение методам снятия напряжения.

Форма проведения:

Дискуссия, тренинг, игра, релаксация.

Материалы:

Тетради, ручки, листы для записи, музыка для релаксации (звуки природы), звук метронома.

      Ход работы:

Организационный момент:

- Как настроение? Как себя  чувствуете? 

- Готовы к занятию?

Разминка «Пожелания»

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки

Участники становятся в круг. Ведущий объясняет правила и просит чтобы каждое последующее пожелание было более интересным, т.к. чем позже до участника дойдет очередь, тем больше времени на обдумывание и можно учесть опыт предыдущих участников. После этого ведущий произносит пожелание для  соседа слева, таким образом, пожелание возвращается обратно к ведущему. 

-что больше понравилось  желать, или получать пожелания?

-смогли искренне поблагодарить  за пожелания?

Основная часть

  Упражнение «Мое качество» 

Цель: Эмоциональный разогрев, создание предпосылок к осознанию внутренних и  внешних проявлений эмоциональных переживаний.

Возьмите ручки, напишите в тетрадях, в столбик, те качества вашей личности, которые помогают вам в жизни. На второй половине листа напишите те качества, которые вам мешают.

Теперь посмотрите на плохие качества и ответьте на вопрос от чего вас защищают «плохие» качества вашей личности, правда это так плохо?

Упражнение «Почему ты меня критикуешь?» - это упражнение помогает

научиться адекватно реагировать на критику, понимать причины критики.

Один участник выходит  в  круг.  Ему  выдается  инструкция  отвечать  на  критику вопросом: «Почему ты меня критикуешь?». Психолог просит сделать вышедшему замечание, покритиковать внешний вид.  Затем группа обсуждает у кого из участников лучше всего получилось спокойно перенести критику и выслушать аргументы критикующего.  Предлагается каждому участнику предложить свой способ спокойного реагирования на критику.

  Упражнение «Мне так  не нравится, когда...» 

Цель: развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией

Предложите детям найти как можно больше вариантов продолжения предложения:

Я сержусь, если…

Я просто вне себя, когда…

Мне совсем не нравится…

Я бываю очень злым, когда…

Я не могу стерпеть…

Меня просто бесит…

Высказывания напечатаны на отдельных листах, и каждый участник может написать несколько продолжений для каждого из высказываний.

Обсудите, сколько повторов и близких высказываний вы обнаружили в ответах разных участников. Выпишите самые частые ответы на доску. Предложите , сыграть в перевертыш — представить, что это замечания в их адрес (например: «Меня бесит, когда меня не принимают всерьез»). В какой форме они хотели бы услышать такие замечания, если слушать все равно придется? 

  Упражнение на релаксацию  « Снятие напряжения в 12 точках»

Приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела. Этим упражнением рекомендуется заниматься несколько раз в день.  Начните  с  плавного  вращения глазами – дважды в одном направлении, а  затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на Предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После  этого  займитесь  челюстью  и широко  зевните  несколько  раз.

Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад  и  из  стороны  в  сторону.  Напрягите  и  расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков