Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.
Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53
Разбор ситуаций:
Ситуация: Она: ты, почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках портфеля я могу провести все утро.
Он: (ответы учащихся)
Ситуация: После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.
Он: стол накрыт, пожалуйте!
Она: ой, как есть хочется! (вдруг подозрительно спрашивает мужа): ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку!
Он: (ответы учащихся)
- Кто прав в этих ситуациях? Проанализируйте действия супругов.
- Подобных примеров можно
привести множество. Ведь каждый
приносит в семейную жизнь
свои привычки, опыт родителей, стиль
их жизни. В одной – было
принято говорить вполголоса, в
другой, по любому поводу возражать,
здесь – чистота и
Но вот объединились двое, притащили в свою комнату по целому рюкзаку привычек, традиций, линий поведения.
- Что получится? Или постепенно все само собой уладится? Как сохранить долгую совместную жизнь? (ответы учащихся)
- Ну, а теперь узнаем у семей, имеющих разный стаж совместной жизни. (Интервью, статьи о семейной жизни) .
Упражнение «Список претензий»
Цель: Предоставление возможности осознать правомочность претензий родителей к своему ребенку.
Ведущий предлагает каждому вспомнить и назвать по предложению с критикой или презрениями в свой адрес, которые когда-либо поступали от взрослых. Каждый участник после озвученной претензии выражает свой ответ на нее в одной из трех форм:
Согласен, и меня это устраивает ,
Согласен,и я хотел бы это изменить,
Не согласен.
Составляется список наиболее часто высказываемых претензий.
Ребята могут стесняться озвучивать родительские претензии.
Нужно сказать, что все родители всем детям высказывают свое недовольство, не нужно бояться осуждения товарищей по группе, они слышат то же самое от своих родителей.
Ролевая игра «Конфликт с родителями»
Цель: получение опыта наблюдения своего поведения в конфликтных ситуациях с родителями со стороны.
Из группы вызываются добровольцы, остальные участники будут наблюдателями. Двое подростков играют роли родителей, один участник – ребенка ;если необходимо, можно включить дополнительных участников – они выбираются из наблюдателей.
Затем разыгрывается ситуация, выбранная из группы «не согласен» списка претензий (см. Предыдущее упражнение), так, как она происходила в действительности. Наблюдатели высказывают свое мнение о том, как по-другому могла бы разрешиться ссора с родителями, после чего действующие лица разыгрывают ситуацию в другом варианте.
Затем участниками обсуждаются: какой исход предпочтительней?
Почему «родители» пытались отстоять свою точку зрения?
Можно проиграть и обсудить несколько ситуаций из списка претензий.
Желательно расспросить ребят, которые играли родителей, что они чувствовали по отношению к «своим детям». Обязательно сказать ребятам, что их родители чувствуют то же самое по отношению к ним,- стоит тогда на них обижаться?
Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель»
Цель: Предоставление возможности осознать ответственность родителей
Предметом обсуждения становится разделение ответственности за проступки подростков их родителями. Необходимо совместно с ребятами выделить случаи, когда поступок несет неприятности только для самого подростка, а когда это затрагивает и его родителей.
Очень важно показать ребятам, что родители переживают за любые неудачи своего ребенка, даже говоря ему: «Так тебе и надо, сам хотел- сам и разбирайся!» Если родителям была безразлична жизнь ребенка, они просто не заметили бы его неудачу.
Рефлексия:
Вывод: Хорошая дружная семья – не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные попреки могут отравить жизнь даже любящим друг друга людям.
Супружество – не увеселительная прогулка с Їмилым, это труд. В переносном и буквальном смысле. Семью надо СТРОИТЬ, а это тяжелый труд. А в любом труде первое дело – ТЕРПЕНИЕ.
- Я много знаю семейных
пар, которые отпраздновали и
серебряную и золотую свадьбы.
Невольно ловишь их обращенные
друг на друга смущенные, но
полные тепла и нежности
Прошли годы, но ты – все та же:
Строга, прекрасна и ясна,
Лишь волосы немного глаже
И в них сверкает седина.
А я – склонен над грудью книжной,
Высокий сгорбленный старик, -
С одною думай непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да нас года не изменили
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года…
- Вот и кончились раздумья перед долгой дорогой. Как всегда, что-то важное
позабыто. Что-то нужное не сказано. Многое еще предстоит додумать. А кое-что, вероятно, будет отвергнуто…
Быстро текущая жизнь диктует свои законы, рождаются новые проблемы, многое из того, что годилось отцам, может, не пригодится детям.
И все-таки, греет надежда. Чтобы лучше, теплее жилось на нашей Земле, нужно, прежде всего, научиться ЛЮБИТЬ
Занятие 5
БЕСЕДЫ О ВРЕДЕ ПАВ
Цель:
Предупреждение подростков о опасности психоактивных веществ.
Познание человеком себя, своих физических возможностей, способов снятия физического напряжения.
Формирование у детей эмоциональной стабильности и положительной
самооценки.
Форма проведения: дискуссия
Материалы: тетради, карандаши, листы для записи, листовки с агитацией против наркотиков.
Ход работы:
Организационный момент:
Здравствуйте, сегодня мы поговорим о наркотиках. Разберемся, что вы знаете о наркотиках. Для начала расскажите, какие вещества мы называем психоактивными и почему?
Основная часть
Дискуссия “Наркотики: мифы и реальность” | |
Мифы |
Реальность |
Употребление наркотиков. Это возможность попасть в круг избранных. |
Человек, употребляющий наркотики, очень быстро оказывается изгоем, его начинают избегать прежние знакомые, друзья. Он оказывается в среде таких же наркоманов, опустившихся людей, преступников. |
Алкоголь – удел Їнизших, примитивных людей, наркотики употребляет Їэлита. |
Как алкоголь, так и наркотики разрушительно действуют на мозг человека – ведут к его деградации, причем многие наркотики делают это значительно быстрее, чем алкоголь. |
Наркотики способствуют творчеству. |
В состоянии наркотического опьянения человеку действительно часто кажется, что он делает что-то гениально. Однако чаще всего это иллюзии. На самом деле, уходя в мир иллюзий, человек перестает заниматься творчеством. |
Многие пробовали наркотики, а потом бросили. |
Бросить употреблять наркотики часто очень тяжело. Человеку приходится пройти через довольно мучительный процесс Їломки. Даже от психической зависимости избавиться тяжело. |
Наркотики помогают снять напряжение, расслабиться, улучшают настроение. |
Период подъема в наркотическом опьянении сменяется затем состоянием апатии, подавленности, депрессии, тоски, раздражительности, для учащихся это длится значительно дольше. |
Я всегда буду знать меру, в любой момент смогу бросить.
|
Попасть в зависимость от многих наркотиков можно уже после нескольких приемов. Безопасной меры здесь не существует. |
II. Информационный блок: алкоголь,
никотин – вещества, которые очень
сильно влияют на состояние
психики человека. При длительном
употреблении вызывают
Стремясь к достижению определенного состояния, некоторые люди начинают применять наркотики без медицинского назначения, причем масштабы и последствия такого немедицинского потребления являются общественно значимыми. Поэтому эти вещества по закону признаются наркотическими и вносятся в специальный список.
Некоторые вещества также оказывают воздействие на психику человека, но официально не отнесены к наркотикам. Их называют просто токсическими веществами, то есть веществами, подобными наркотикам, но не внесенными в список. А тех, кто их употребляет, называют не наркоманами, а токсикоманами. Однако большой разницы в этом нет.
Употребление наркотиков приводит к болезни – наркомании, т.е. к развитию психической и физической зависимости от наркотиков. Употребление наркотиков без назначения врача незаконно. Наркотики могут употребляться в виде таблеток, вводиться внутривенно, вдыхаться, куриться. Любое употребление является опасным. Целый ряд лекарств (барбитураты, транквилизаторы) также могут быть опасны прнемедицинском употреблении. Очень опасно вдыхание паров препаратов бытовойхимии (клея, пятновыводители, бензина и т.д.).
Все эти вещества вызывают состояние опьянения, удушья: нарушается координация движений, речь. Человек делается вялым заторможенным или излишне возбужденным, перестает контролировать себя, не понимает где находится, что с ним происходит. У него могут быть галлюцинации. Этот человекподвергает риску себя и окружающих, его поступки не предсказуемы, мыслительные способности резко снижаются.
Наркоманы утрачивают интерес к учебе, работе, любимым занятиям. Они теряютинтерес к близким людям, рвутся их социальные связи.
Обращаем внимание на то, что свечи не случайно стояли на столах. Свеча символизирует жизнь, которая не вечна. У каждого человека в жизни бывают хорошие и плохие события. Так же и горела свеча - воск стекал по ней, застывал, принимая разную форму.
Упражнение «Если я начну сегодня»
Цель: осознание последствий ПАВ
Необходимо продолжить фразы:
Если я начну сегодня, то через месяц….
Если я начну сегодня, то через полгода….
Если я начну сегодня, то через год…
Если я начну сегодня, то через десять лет…
Групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки?»
Цель: Формирование представления о том, что состояние опьянения не освобождает от ответственности за правонарушения
В группе обсуждается, как изменяется поведение человека, принявшего алкоголь, в частности как ведет себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей. Необходимо подвести к пониманию, что состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину. Для этого ведущий спрашивает ребят, как они думают пьяный-это человек, который в силу своего физического состояния освобождается от ответственности, так как не может контролировать свои действия, или он все-таки должен отвечать за свои действия?
Ребята могут прийти в своих рассуждениях к следующему выводу: если не можешь контролировать свои поступки – не пей, а если способен отдавать отчет в своем поведении, то имеешь право выпить. Это суждение имеет место не только в среде подростков, но и в обществе в целом, поэтому не стоит укорять ребят за высказывание, которое они часто слышат. Нужно сказать, что в стране, где не существует запрета на продажу алкоголя и его употребление, мере мера принятия спиртных напитков- личное дело каждого, исключая несовершеннолетних. А если несовершеннолетний (как и любой гражданин России)совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения любой степени, это только усугубляет его вину.
Рефлексия:
Употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные наркотики по-разному влияют на органы человека (одни разрушают легкие, другие - печень и т.д.). Безопасных наркотиков не существует. Особенно страдает мозг. Наркоман не живет, он в вечном поиске денег, друзей с деньгами и наркотиками, того, что можно продать, украсть. Все это потому, что чем больший промежуток времени он не употреблял наркотики, тем сильнее боль и мучения.
Занятие 6
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО И УЧЕБУ
Цель:
Формирование положительной установки к общепринятым нормам
поведения.
Мотивация подростков на обучение и трудоустройство.
Формирование умения переживать трудные жизненные ситуации.
Форма проведения:
Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков