Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.
Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53
Вам предлагают в течение одной минуты перезвонить с вашего номера на указываемый номер, «чтобы вас зафиксировал компьютер». Что означает
Это действие для нас и для звонившего? Кто теряет, кто приобретает? Ответ: дальнейший разговор будет оплачиваться нами. Можно предположить, что звонящий вам применяет прием «нога-в-дверях». Что означает этот прием? Не исключено, что вы все еще продолжаете выполнять получаемые инструкции. Вы должны в течение одного часа купить карточки экспресс-оплаты и по известному уже вам телефону сообщить их номера. После этого можно приезжать за выигрышем. Вопрос: в сложившейся ситуации вы получаете или теряете? (Вы уже начинаете платить.) Обращаю ваше внимание на выражение «вы должны». В подобных ситуациях мы иногда замечаем, что что-то должны, не зная, почему, — это также один из признал манипуляции по отношению к нам.
Завершая описание примера, ведущий напоминает поговорку о том, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Рефлексия:
Ведущий. Помимо умения распознать признаки манипуляции, важно уметь анализировать и контролировать свое внутреннее состояние. Для этого в момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения задайте себе вопросы для самоконтроля:
• Как выглядит мое лицо?
• Не сжаты ли мои зубы?
• Не скован(а) ли я?
• Как я сижу?
• Если эти признаки выявлены, необходимо сделать следующее (участники
выполняют действия за ведущим).
1. Произвольно расслабьте мышцы. Для расслабления мимических мышц
используются следующие формулы:
• мышцы лица расслаблены;
• брови свободно разведены;
• лоб разглажен;
• расслаблены мышцы челюстей;
• расслаблены мышцы рта;
• расслаблен язык, расслаблены крылья носа;
• все лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно сядьте, опустите плечи, встаньте, если чувствуете, что вам это нужно.
3. Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить дыхание.
4. Установите спокойный ритм дыхания.
Ведущий. Запомните: вы распознаете манипуляцию, если будете внимательны и если будете помнить содержание сегодняшнего занятия.
Домашнее задание
Обратить внимание на знакомые элементы манипулирования в телевизионных рекламных предложения
Занятие 4
СЕМЬЯ. ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Цель:
Проведение бесед по вопросам семьи.
Обучение взаимодействия в семье.
Формирование у ответственного отношения к вопросу создания семьи и воспитания детей.
Выработка доверительного
отношения к родителям, осознание
возможности избегания
Форма проведения:
дискуссия, ролевые игры.
Материалы:
тетради, карандаши, листы для записи, набор свадебных фотографий, заметки, интервью о семейной жизни. Плакат ЇБрак… есть нравственная правовая любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. К. Маркс
Ход работы:
Организационный момент:
- Здравствуйте! Тема нашей
дискуссии ЇСемья в
Основная часть
- Семья занимает особое
место в жизни каждого
Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
- Что же такое семья? (ответы учащихся)
- Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?
Как появилась слово Їсемья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила ЇЯ.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…?
-ЇЯ, я, я- Ева молвила - ЇЯ.
И так на земле появилась семья.
- С социальной точки
зрения это союз лиц, в основе
которого лежит брак, родство, усыновление,
удочерение. Семья характеризуется
общностью жизни всех ее
Логическое ее развитие- появление детей. Муж, жена и дети связанны между собой тесными родственными узами. Они составляют ядро семьи. Но у мужа или жены есть еще родители, братья, сестры, которые могут входить в состав семьи.
- В связи с этим возникает вопрос ЇА для чего нужна семья? И нужна ли она вообще? (Ответы учащихся)
- Если мы вернемся к
истокам прошлого, то испокон
веков существовали
В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.
Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.
- Что же произошло со всеми этими функциями теперь?
Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)
Таким образом:
1. Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно
богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Конечно, в ряде случаев вести совместное хозяйство удобнее, но это лишь удобство, а не жесткая необходимость. У большинства из нас сегодня нет таких накоплений, о дальнейшей судьбе которых стоило бы беспокоиться.
2. Следующее, что отличает современную семью,- это, конечно же, малочисленность, в основном она состоит из одного- двух поколений. Это связанно с потребностью в свободе и самостоятельности молодых семей. В семье сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных (в одном доме жили несколько поколений, для передачи опыта), самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения отошли на второй план.
3. Семьи в основном
одно-, двухдетные, многодетной в
последнее время считается
4. Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.
5. Свобода заключения и расторжения брака. Никто не вправе навязывать вам свою волю в этом глубоко личном вопросе.
6. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи.
7. Преимущественно преобладание
гражданских, светских браков (хотя
в последние годы заметна
8. Отстранение церкви от регулирования брачных и семейных отношений. Брак, заключенный в церкви, не признается действительным и при разводе имущество не делится.
9. На сегодняшний день
возникла и окрепла новая
- Таким образом, подведем
некоторый итог: сегодня говоря
о семейном счастье, мы подразумеваем
прочные, теплые отношения между
супругами, отношения, основанные на
взаимной любви. Исчезновение же
любви довольно быстро
- Вопрос, который я вам
задам может показаться
- Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто.
В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени.
- Мы подошли к интересному вопросу: Ї А так ли обязательно регистрировать брак? (Ответы учащихся)
Думаю, что, вернее всего нас рассудит, действующее брачно-семейное законодательство. Конечно, можно согласиться, что отметка в паспорте - это еще не гарантия семейного благополучия. Да и не может быть такой гарантией, ибо только взаимные любовь и уважение скрепляют семью. Но, с другой стороны, образование семьи связано с определенными правовыми последствиями для мужа и жены. И не только для них, но и для детей.
- Давайте познакомимся
с основами семейного
- Семейные отношения, как и другие важные вопросы жизни общества, регулируются нормами права.
Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.
Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами и другими членами семьи.
Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака.
Слово ЇБРАК образовалось от древнерусского ЇБРАЧИТИ - отбирать хорошее и отклонять плохое.
После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Когда семья распадается, это плохо для всех: и для самих супругов, и особенно для детей. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй.
Закон в одном – единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак.
Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.
- Какие сложные, многоступенчатые
формулы заучивают в школе, так
неужели невозможно усвоить и
запомнить к 18 годам еще одну,
совсем незамысловатую: семья складывается
из любви и обязательств. Эта
формула вступает в силу с
первого дня совместной жизни,
и оба ее слагаемые
- Но вот церемония
- Такие психологические опросы проводились не раз, и выяснялось любопытная вещь: каждый ждет от другого любви, чуткости, заботы, нежности, умения внести в жизнь веселье, уют и еще чего-то чудесного, чего не выразить словами. При этом каждый из молодоженов совершенно не в состоянии сказать, что же внесет в супружество он сам.
- Опасных ситуаций у любой семьи достаточно. Будто двое впервые в жизни выходят в открытое море на парусном судне, считая, что с парусами и с ветром может справиться другой. А семейное море будет штормить, не штормить оно не может. Посмотрим в чем же трудности семейной жизни.
Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков