Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Вам предлагают в течение одной минуты перезвонить с вашего номера на указываемый номер, «чтобы вас зафиксировал компьютер». Что означает

Это действие для нас и для звонившего? Кто теряет, кто приобретает? Ответ: дальнейший разговор будет оплачиваться нами. Можно предположить, что звонящий вам применяет прием «нога-в-дверях».  Что означает этот прием? Не исключено, что вы все еще продолжаете выполнять получаемые инструкции. Вы должны в течение одного часа купить карточки экспресс-оплаты и по известному уже вам телефону сообщить их номера. После этого можно приезжать за выигрышем. Вопрос: в сложившейся ситуации вы получаете или теряете? (Вы уже начинаете платить.) Обращаю ваше внимание на выражение «вы должны». В подобных ситуациях мы иногда замечаем, что что-то должны, не зная, почему, — это также один из признал манипуляции по отношению к нам.

Завершая описание примера, ведущий напоминает поговорку о том, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

 Рефлексия:

Ведущий. Помимо умения распознать признаки манипуляции, важно уметь анализировать и контролировать свое внутреннее состояние. Для этого в момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения задайте себе вопросы для самоконтроля:

• Как выглядит мое лицо?

• Не сжаты ли мои зубы?

• Не скован(а) ли я?

• Как я сижу?

• Если эти признаки выявлены, необходимо сделать следующее (участники

выполняют действия за ведущим).

1. Произвольно расслабьте  мышцы. Для расслабления мимических  мышц 

используются следующие формулы:

• мышцы лица расслаблены;

• брови свободно разведены;

• лоб разглажен;

• расслаблены мышцы челюстей;

• расслаблены мышцы рта;

• расслаблен язык, расслаблены крылья носа;

• все лицо спокойно и расслаблено.

2. Удобно сядьте, опустите  плечи, встаньте, если чувствуете, что  вам это нужно.

3. Сделайте 2–3 глубоких вдоха  и выдоха, чтобы восстановить  дыхание.

4. Установите спокойный  ритм дыхания. 

Ведущий. Запомните: вы распознаете манипуляцию, если будете внимательны и если будете помнить содержание сегодняшнего занятия.

Домашнее задание

Обратить внимание на знакомые элементы манипулирования в телевизионных рекламных предложения

Занятие 4

СЕМЬЯ. ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель:

Проведение бесед  по вопросам семьи.

Обучение взаимодействия в семье.

Формирование у ответственного отношения к вопросу создания семьи и воспитания детей.

 Выработка доверительного  отношения к родителям, осознание  возможности избегания конфликтов  с родителями.

Форма проведения:

дискуссия, ролевые игры.

Материалы: 

тетради, карандаши, листы для записи, набор свадебных фотографий, заметки, интервью о семейной жизни. Плакат  ЇБрак… есть нравственная правовая любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. К. Маркс 

 Ход работы:

Организационный момент:

- Здравствуйте! Тема нашей  дискуссии ЇСемья в современном  обществе. Тема довольно, актуальна  в наше непростое время. Мы  приглашаем вас к честному  и откровенному разговору на  личные, возможно даже интимные  темы. Мы надеемся, что те психологические  знания и социальный аспект  по вопросам семьи помогут  вам сделать вашу семью счастливой. Мы думаем, что вы примете активное  участие в дискуссии.

Основная часть

- Семья занимает особое  место в жизни каждого человека. Многие вопросы нашей личной  жизни решаются именно в семейном  кругу. Благодаря той особой атмосфере  доверия, доброжелательства, взаимного  уважения, которые присуще здоровой, полноценной семье, принесенная  в дом радость становится радостью  вдвойне, а случившаяся беда, покажется  менее тяжелой. Скоро вы начнете  свою самостоятельную жизнь, у  вас будут свои дети, которые  тоже построят свои семьи.

Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

- Что же такое семья? (ответы учащихся)

- Семь-Я. Часто мы слышим  эту фразу, а что она означает?

Как появилась слово Їсемья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила ЇЯ.

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя…?

-ЇЯ, я, я- Ева молвила - ЇЯ.

И так на земле появилась семья.

- С социальной точки  зрения это союз лиц, в основе  которого лежит брак, родство, усыновление, удочерение. Семья характеризуется  общностью жизни всех ее членов, их едиными интересами, заботой  друг о друге. Семья начинается  с брака.

Логическое ее развитие- появление детей. Муж, жена и дети связанны между собой тесными родственными узами. Они составляют ядро семьи. Но у мужа или жены есть еще родители, братья, сестры, которые могут входить в состав семьи. 

- В связи с этим возникает  вопрос ЇА для чего нужна  семья? И нужна ли она вообще? (Ответы учащихся)

- Если мы вернемся к  истокам прошлого, то испокон  веков существовали традиционные  функции семьи. Семья была хозяйственной  ячейкой, и жить в семье с  этой точки зрения было просто  необходимо: одинокой женщине или  одинокому мужчине в деревне  прошлого, скажем, было очень трудно  прокормиться. На основе этого  создавались семьи для ведения  общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма. 

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь. 

- Что же произошло со  всеми этими функциями теперь? 

Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)

Таким образом:

1. Хозяйственная функция  резко сошла на нет. Общество  стало значительно 

богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один. Конечно, в ряде случаев вести совместное хозяйство удобнее, но это лишь удобство, а не жесткая необходимость. У большинства из нас сегодня нет таких накоплений, о дальнейшей судьбе которых стоило бы беспокоиться.

2. Следующее, что отличает  современную семью,- это, конечно  же, малочисленность, в основном  она состоит из одного- двух  поколений. Это связанно с потребностью  в свободе и самостоятельности  молодых семей. В семье сместился  психологический центр: если раньше  все держалось на отношениях  родственных (в одном доме жили  несколько поколений, для передачи  опыта), самыми крепкими были связи  детей и родителей, то теперь  семья держится на отношениях  супружеских, а родственные отношения  отошли на второй план.

3. Семьи в основном  одно-, двухдетные, многодетной в  последнее время считается семья  с тремя детьми (известно, что  подмечена печальная тенденция  снижения рождаемости и даже  превышение с 1992 года смертности  над рождаемостью).

4. Заключение браков вне  зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности  мужа и жены.

5. Свобода заключения  и расторжения брака. Никто не  вправе навязывать вам свою  волю в этом глубоко личном  вопросе.

6. Равноправие мужчины  и женщины в браке, защита прав  всех членов семьи.

7. Преимущественно преобладание  гражданских, светских браков (хотя  в последние годы заметна тенденция  увеличения браков, оформленных  и церковью).

8. Отстранение церкви  от регулирования брачных и  семейных отношений. Брак, заключенный  в церкви, не признается действительным  и при разводе имущество не  делится. 

9. На сегодняшний день  возникла и окрепла новая функция  семьи: создание и поддержание  психологического комфорта для  каждого члена семьи. Раньше думать  об этом не было особой необходимости  – семья держалась другими  связями. И практически все споры  идут именно из-за этой функции. 

- Таким образом, подведем  некоторый итог: сегодня говоря  о семейном счастье, мы подразумеваем  прочные, теплые отношения между  супругами, отношения, основанные на  взаимной любви. Исчезновение же  любви довольно быстро превращает  совместную жизнь в ад.

- Вопрос, который я вам  задам может показаться странным: нужна ли человеку любовь? (Ответы  учащихся).

- Ответ представляется  очевидным: конечно, да! Но на уточняющий  вопрос, зачем нужна любовь, ответить  не просто. 

В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени. 

- Мы подошли к интересному  вопросу: Ї А так ли обязательно  регистрировать брак? (Ответы учащихся)

Думаю, что, вернее всего нас рассудит, действующее брачно-семейное законодательство. Конечно, можно согласиться, что отметка в паспорте - это еще не гарантия семейного благополучия. Да и не может быть такой гарантией, ибо только взаимные любовь и уважение скрепляют семью. Но, с другой стороны, образование семьи связано с определенными правовыми последствиями для мужа и жены. И не только для них, но и для детей.

- Давайте познакомимся  с основами семейного законодательства.

- Семейные отношения, как  и другие важные вопросы жизни  общества, регулируются нормами  права. 

Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами и другими членами семьи.

Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака.

Слово ЇБРАК образовалось от древнерусского ЇБРАЧИТИ - отбирать хорошее и отклонять плохое.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Когда семья распадается, это плохо для всех: и для самих супругов, и особенно для детей.  К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых – даже каждый второй.

Закон в одном – единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак.

Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.

- Какие сложные, многоступенчатые  формулы заучивают в школе, так  неужели невозможно усвоить и  запомнить к 18 годам еще одну, совсем незамысловатую: семья складывается  из любви и обязательств. Эта  формула вступает в силу с  первого дня совместной жизни, и оба ее слагаемые обязательны, потому что без любви брак  становится сделкой, а без взаимных  обязательств - любовным эпизодом. 

- Но вот церемония бракосочетания  закончена. Молодожены принимают  поздравления. А что если, отвести  их сейчас по разные стороны  и поинтересоваться, как они себе  представляют долгую совместную  жизнь? (Ответы учащихся)

- Такие психологические  опросы проводились не раз, и  выяснялось любопытная вещь: каждый  ждет от другого любви, чуткости, заботы, нежности, умения внести  в жизнь веселье, уют и еще  чего-то чудесного, чего не выразить  словами. При этом каждый из  молодоженов совершенно не в  состоянии сказать, что же внесет  в супружество он сам.

- Опасных ситуаций у  любой семьи достаточно. Будто  двое впервые в жизни выходят  в открытое море на парусном  судне, считая, что с парусами  и с ветром может справиться  другой. А семейное море будет  штормить, не штормить оно не  может. Посмотрим в чем же трудности  семейной жизни.

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков