Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

  • комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
  • адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
  • массовость (приоритет групповых форм работы);
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [33].

Выводы по 1 главе

Отклоняющееся поведение - это некая форма поведения личности, ему присущи все основные свойства человеческого поведения. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией.

Поведение - это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности.

Под внешней активностью человека понимаются внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.

Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Человеческое поведение социально - оно формируется и реализуется в обществе. Существуют следующие формы отклоняющегося (девиантного) поведения:

-антисоциальное (делинквентное) поведение,

-асоциальное (аморальное) поведение,

-аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [6].

 

Основными причинами  отклоняющегося поведения, являются: cоциальное неравенство; морально-этический фактор; окружающая среда.

Для подросткового возраста характерно: неравномерное развитие костно-мышечной системы, дисгармония в координации движений, несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, стремление к взрослости, самосознанию, самооценке, самоутверждению, потребность в общении, сформулирована готовность ко всем видам учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков

2.1. Диагностический  инструментарий, необходимый при  изучении отклоняющегося поведения  подростков 

Базой исследования выступила областная государственная  общеобразовательная школа – интернат «Суджанская школа-интернат среднего (полного) общего образования». В исследовании приняли участие 24 человека в возрасте от 12 до 17 лет.

Для диагностики отклоняющегося поведения подростков мы использовали следующие методики:

  • Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы Е.В. Ильин, П.А. Ковалев);
  • Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки;
  • Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (автор Е.Б. Фанталова);
  • Проективная методика «Автопортрет» (авторы Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина);
  • Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений) (авторы К. Маслач, С. Джексон).

             Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

                            (авторы Е.В. Ильин, П.А. Ковалев)

Цель методики:  выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик

Шкалы: вспыльчивость, напористость (наступательность), обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. Интегральные показатели: позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность.

Количество вопросов 80 ,время прохождения 80 вопросов на 15 минут.

Инструкция для испытуемых. Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса отметьте «Да», при несогласии - «Нет».(Приложение 1)

Опросник оценки уровня агрессивности Басса – Дарки

Назначение теста: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.

 Методика Басса - Дарки  позволяет качественно и количественно  охарактеризовать проявления агрессии  и враждебности. Под агрессивностью  понимается свойство личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных  отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

 Опросник уровня агрессивности  Басса - Дарки предназначен для  исследования агрессивности лиц  подросткового, юношеского возраста  и взрослых.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (полный текст опросника см. приложение 2).

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (автор Е.Б. Фанталова)

Методика позволяет выявить основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности, и получить представление о том: каковы основные внутренние противоречия личности; каково их содержание и степень выраженности.

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков