Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.
Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53
В методике используются 12 понятий-ценностей (заимствованных из методики Рокича). Несмотря на то, что данные ценности не могут быть всеохватывающими, исчерпывающими для конкретной личности, автор все же настаивает на нецелесообразности увеличения количества ценностей, чтобы не нарушалась психометрическая точность метода.
Процедура проведения: Испытуемому предлагаются оценить 12 понятий-ценностей на основе их попарного сравнения дважды: первый раз – по критерию значимости, второй раз – по критерию достижимости. Ответы заносятся в специальные матрицы в регистрационном бланке (текст методики см. приложение 3).
Методика «Автопортрет» (авторы Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина)
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков, далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации. По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Существует несколько возможных интерпретаций результатов данного теста (Приложение 4).
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений) (авторы К. Маслач, С. Джексон)
Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В». Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 4-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду, суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.
Опросник содержит 48 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так».
Инструкция: сейчас вам будет предъявлено 48 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку — к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе (текст методики см. приложение 5).
По результатам методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Авторы Е.В. Ильин, П.А. Ковалев) получены следующие результаты:
По шкале позитивной агрессивности самый высокий уровень позитивной агрессии наблюдается у 9 испытуемых (43%), средний – 5 испытуемых (24%), низкий – 7 (33%).
Диаграмма 1
Результаты по шкале позитивной агрессивности
По шкале негативная агрессивность субъекта самый высокий уровень наблюдается у 14 испытуемых, средний -7, низкого не наблюдается.
Диаграмма 2
Результаты по шкале негативной агрессивности
По шкале конфликтность самый высокий уровень наблюдается у 7 испытуемых, средний -8, низкий- 6
Результаты по шкале конфликтности
По шкале позитивной агрессивности наблюдается наибольший процент высокого уровня агрессивности (43%) – это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к настойчивости, напористости, спортивную злость, решительность, мужество, смелость, храбрость, отвагу, амбиции, справедливое негодование, сопротивление доминированию других людей, силу воли, самоутверждение, но процент негативной агрессии у испытуемых значительно увеличен (67 %) это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к таким неконструкимвным поступкам как наступление, нападение, атаки, угрозы, запугивания, намерения обидеть, оскорбления, враждебности, ненависти, возмездия, жестокости, насилия, причинения вреда кому-нибудь или чему-нибудь, вторжения на территорию другого, стремления завладеть властью, престижем или статусом. По шкале конфликтности бреобладает процент среднего уровеня (38%) это обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода, а также подростки имея значительный уровень агрессивности, способны к деструктивному поведению.
Эти данные говорят о необходимости психолого-педагогической профилактики, обнаруженных тенденций.
По результатам опросника определения уровня агрессивности Басса – Дарки, были получены результаты:
По шкале враждебности данные в норме у 5 человек, высокий уровень враждебности у 19 человек.
По шкале агрессивности норму имеют 10 человек, высокий уровень – 14 человек.
Эти данные показывают, что уровень враждебности и агрессивности значительно выше нормы, это говорит о тенденции развития отклоняющегося поведения.
Гистограмма 3
Результаты выполнения методики опросник Басса-Дарки
По результатам интерпретации методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (автор Е.Б. Фанталова) были сделаны следующие выводы: у испытуемых находящихся в определенных условиях, преобладают следующие жизненные ценности:
1.Матереально обеспеченная жизнь – 16 человек.
2. Любовь – 15 человек.
3. Семья – 14 человек.
4. Друзья, свобода - 12 человек.
5. Уверенность в себе - 11 человек.
6. Здоровье – 10 человек.
7. Активная, деятельная жизнь – 7 человек.
8. Интересная работа, красота природы – 4 человека.
9. Творчество – 3 человека.
10. Познание – 2 человека.
Из последовательности выбранных ценностей видно, что наиболее значимы для подростков - это материально обеспеченная жизнь, любовь, семья (необходимо важные ценности для любого человека). Что говорит о том, дети, лишенные этих ценностей считают их наиболее важными. Остальные 9 ценностей они тоже значимы в силу подросткового возраста.
По результатам проективной методики «Автопортрет» можно отметить. По портрету интепретировались личностные черты подростка: самооценка, интеллектуальная и социальная адекватность, адаптированость.
В норме положительно отношение к себе и адекватная самооценка у 5 человек. Нарушения самооценки, самопринятия и идентичности у 8 человек. Самооценка ниже нормы у 9 человек.
Гистограмма 4
Результаты методики Автопортрет
По этим данным мы наблюдаем тенденцию нарушений в эмоциональном компоненте личности подротстков , что не посредственно влияет на формирование личности и развитие деструктивного поведения, что в процессе может стать толтком к формированию отклоняющегося поведения.
По интепретации диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений) были выявлены следующие уровни девиаций: по высокой склонности к девиантному поведению – 3 человека; по значительной предрасположенности – 17 человека; по норме – 3 человека.
Диаграмма 5
Результаты выполнения методики «ДАП-П»
Эти данные говорят
о том , что у подростков находящихся
в определенных условиях , склонность
к девиантному поведению
Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
2. 2. Психопрофилактическая
работа с подростками
Согласно Федеральному
закону “Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается объяснить:
а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя предстает как акт агрессии;
б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации;
в) как отклоняющееся поведение предстает “изнутри”, не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.
В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”[32].
Работа с подростками может проводиться в следующих направлениях:
- развитие эмоциональной сферы;
- общение;
- самооценка;
- семейные ценности;
-развитие творческих способностей;
- здоровый образ жизни;
-профилактика вредных привычек;
-внушаемость;
-мотивация на трудоустройство и учебу.
По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед, тренингов. Планируется выпуск серии плакатов, буклетов посвященных здоровому образу жизни, семейным ценностям.
Программа рассчитана на 6 занятий, 2 занятия в неделю, по 40 - 60 минут. Форма проведения: групповая. Возраст участников 12-14, 15-18 лет.
Аудитория для занятий с психологом должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок.
Желательно иметь диваны или коврики для релаксации, возможность затемнения комнаты.
Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков