Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

Следовательно психолого-педагогическое вмешательство на профилактику отклоняющегося поведения подростков учащихся в  Областной Государственной общеобразовательной школе – интернат «Суджанская школа-интернат среднего (полного) общего образования» имеет значительную необходимость.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезодаптация несовершеннолетних.- Свердловск: Уральский университет, 1996
  2. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности – М.; Перспектива, 2009
  3. Белогуров, С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических материалов. М.: Центр "Планитариум", 2001
  4. Гребцов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006;
  5. Годунов А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов – М, 1994.
  6. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
  7. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением / И. Епифанова // Воспитание школьников. - 2006. - № 1.
  8. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Система первичной профилактики наркотизации в условиях общеобразовательного учреждения – М.: Центр "Школьная книга",  2004
  9. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики – Омск, 2009
  10. Зюбин Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися – М, 2002
  11. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
  12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко – М, 2002
  13. Кедярова Р.Н. Психологические причины неуспеваемости и работа школы с педагогически запущенными учащимися // Социально-педагогическая работа. - 1999. - № 6.
  14. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004
  15. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов.  - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003
  16. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада/ Г.А. Ковалев // Психологический журнал. – 2009. – № 1. – Т.2 - С.127 – 136.
  17. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения [Текст] / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1999
  18. Максимова Н.Ю. О склонности подростков аддитивному поведению. – М.: "Психологический журнал", 1996
  19. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб, для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия". - 2002
  20. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008
  21. Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. - 2004
  22. Маленкова Л.И. Сопротивление воспитанию // Народное образование. - 2003. - № 6.
  23. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей – Архангельск, 1995
  24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова – М, 2006.
  25. Поварницына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. – Челябинск, 2004.
  26. Решетников О. Что скрывается за сленгом 14-16-летних// Воспитание школьников. - 2004. - № 4.
  27. Степанов С. Почему они разговаривают матом?// Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - № 1. С. 77-80.
  28. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  29. Шишковец Т. А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция. - М.: 5 за знания, 2006
  30. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004
  31. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.:
  32. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  33. Змановская Е.В. 2004 Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высшых учебных заведений;Издательский центр «Академия»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. 

           Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

                            (авторы Е.В. Ильин, П.А. Ковалев)

 

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда  стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не  воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать  все, чтобы избежать напряженности  в отношениях.

6. Если по отношению  ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику  всякие несчастья.

7. Я часто злюсь, когда  мне возражают.

8. Я думаю, что за моей  спиной обо мне говорят плохо.

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10. Мнение, что нападение  – лучшая защита, правильное.

11. Обстоятельства почти  всегда благоприятнее складываются  для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится  установленное правило, я стараюсь  его не выполнять.

13. Я стараюсь найти  такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро  эффективнее мести.

15. Каждый человек имеет  право на свое мнение.

16. Я верю в честность  намерений большинства людей.

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18. В споре я часто  перебиваю собеседника, навязывая  ему мою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь  на замечания других, даже если  и понимаю, что они справедливы.

20. Если кто-то корчит  из себя важную персону, я всегда  поступаю ему наперекор.

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22. Я считаю, что лозунг  из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах  других.

24. С людьми, которые со  мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  на это внимания.

26. Я считаю бестактным  не давать высказаться в споре  другой стороне.

27. Меня обижает отсутствие  внимания со стороны окружающих.

28. Я не люблю поддаваться  в игре даже с детьми.

29. В споре я стараюсь  найти то, что устроит обе стороны.

30. Я уважаю людей, которые  не помнят зла.

31. Утверждение: «Ум –  хорошо, а два – лучше» –  справедливо.

32. Утверждение: «Не обманешь  – не проживешь» тоже справедливо.

33. У меня никогда не  бывает вспышек гнева.

34. Я могу внимательно  и до конца выслушать аргументы  спорящего со мной.

35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за  дело, в котором я участвовал, нет меня.

36. Если в очереди кто-то  пытается доказать, что он стоит  впереди меня, я ему не уступаю.

37. Я стараюсь избегать  обострения отношений.

38. Часто я воображаю  те наказания, которые могли бы  обрушиться на моих обидчиков.

39. Я не считаю, что  я глупее других, поэтому их  мнение мне не указ.

40. Я осуждаю недоверчивых  людей.

41. Я всегда спокойно  реагирую на критику, даже если  она кажется мне несправедливой.

42. Я всегда убежденно  отстаиваю свою правоту.

43. Я не обижаюсь на  шутки друзей, даже если они  злые.

44. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  важного для всех вопроса.

45. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

46. Я верю, что за зло  можно отплатить добром, и действую  в соответствии с этим.

47. Я часто обращаюсь  к коллегам, чтобы узнать их  мнение.

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то  нужно.

49. В конфликтной ситуации  я хорошо владею собой.

50. Мои близкие часто  обижаются на меня за то, что  в разговоре с ними я им  рта не даю раскрыть.

51. Меня не трогает, если  при похвале за общую работу  не упоминается мое имя.

52. Ведя переговоры со  старшим по должности, я стараюсь  ему не возражать.

53. В решении любой  проблемы я предпочитаю золотую  середину.

54. У меня отрицательное  отношение к мстительным людям.

55. Я не думаю, что руководитель  должен считаться с мнением  подчиненных, ведь отвечать за  все ему.

56. Я часто боюсь подвохов  со стороны других людей.

57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на  улице или в транспорте.

58. Когда я разговариваю  с кем-то, меня так и подмывает  скорее изложить свое мнение.

59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной  несправедливо.

60. Я всегда стараюсь  выйти из вагона раньше других.

61. Вряд ли можно найти  такое решение, которое бы всех  удовлетворило.

62. Ни одно оскорбление  не должно оставаться безнаказанным.

63. Я не люблю, когда  другие лезут ко мне с советами.

64. Я подозреваю, что многие  поддерживают со мной знакомство  из корысти.

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

66. При игре в шахматы  или настольный теннис я больше  люблю атаковать, чем защищаться.

67. У меня вызывают  сожаление чрезмерно обидчивые  люди.

68. Для меня не имеет  большого значения, чья точка  зрения в споре окажется правильной  – моя или чужая.

69. Компромисс не всегда  является лучшим разрешением  спора.

70. Я не успокаиваюсь  до тех пор, пока не отомщу  обидчику.

71. Я считаю, что лучше  посоветоваться с другими, чем  принимать решение одному.

72. Я сомневаюсь в искренности  слов большинства людей.

73. Обычно меня трудно  вывести из себя.

74. Если я вижу недостатки  у других, я не стесняюсь их  критиковать.

75. Я не вижу ничего  обидного в том, что мне говорят  о моих недостатках.

76. Будь я на базаре  продавцом, я не стал бы уступать  в цене за свой товар.

77. Пойти на компромисс  – значит показать свою слабость.

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по  одной щеке, то надо подставить  и другую?

79. Я не чувствую себя  ущемленным, если мнение другого  оказывается более правильным.

80. Я никогда не подозреваю  людей в нечестности.

Обработка и интерпретация результатов теста

 

Ключ к тесту

 

Вспыльчивость

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 1, 9, 17, 65;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

 

Напористость, наступательность

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 26, 34.

 

Обидчивость

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 43, 51, 67, 75.

 

Неуступчивость

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 44, 52, 68.

 

Бескомпромиссность

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 61, 69, 77

 

Мстительность

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 6, 22, 38, 62, 70;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

 

Нетерпимость к мнению других

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 7, 23, 39, 55, 63;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

 

Подозрительность

 

 • Ответы «Да» по  позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;

 • Ответы «Нет»  по позициям: 16, 40, 80.

 

 Сумма баллов по  шкалам «наступательность (напористость)»  и «неуступчивость» дает суммарный  показатель позитивной агрессивности  субъекта.

 

 Сумма баллов, набранная  по шкалам «нетерпимость к  мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности  субъекта.

 

 Сумма баллов по  шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность»  дает обобщенный показатель конфликтности.

 

Обработка результатов теста

 

 За каждый ответ  «Да» или «Нет» в соответствии  с ключом к каждой шкале  начисляется 1 балл. По каждой шкале  испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

 

 

 

Приложение 2.

Опросник оценки уровня агрессивности Басса – Дарки

 

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю, не согласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю, мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  60. Я ругаюсь только со злости
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
  64. Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
  65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
  67. Я часто думаю, что жил неправильно
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
  72. В последнее время я стал занудой
  73. В споре я часто повышаю голос
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков