Профилактика отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – спроектировать программу профилактики отклоняющегося поведения у подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение подростков.
Предмет исследования – психопрофилактическая работа с подростками с тенденциями отклоняющегося поведения.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………..……………. 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования отклоняющегося поведения подростков ……………………...…………………….…………….. 5
1.1. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………….... 5
1.2. Особенности отклоняющегося поведения в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………... 8
1.3. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения подростков…………………….……………………………………….…………… 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование отклоняющегося поведения подростков …………………………………………... ……………17
2.1. Диагностический инструментарий необходимый при изучении отклоняющегося поведения подростков ………………………………………....17
2.2. Психопрофилактическая работа с подростками находящихся в группе риска……………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………….……49
Список литературы……………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

Проект Сальниковой А.И. Профилактика отклоняющегося поведения подростков.docx

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Ключ к тесту

 Ответы оцениваются  по восьми шкалам следующим  образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

"нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

"нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

"нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

"нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

 Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Приложение 3.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (автор Е.Б. Фанталова)

Инструкция к тесту

 Перед вами список  из 12 понятий, каждое из которых  означает одну из общечеловеческих ценностей:

1. Активная, деятельная жизнь;

2. Здоровье (физическое и  психическое);

3. Интересная работа;

4. Красота природы и  искусства;

5. Любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком);

6. Материально-обеспеченная  жизнь (отсутствие материальных  затруднений);

7. Наличие хороших и  верных друзей;

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

9. Познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

10. Свобода как независимость  в поступках и действиях;

11. Счастливая семейная  жизнь;

12. Творчество (возможность  творческой деятельности).

 

 

 Приложение 4.

                                       Методика «Автопортрет»

Приложение 1

Проективная методика «Автопортрет»

Интерпретация методики.

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа  – завышенная

1.3 в нижней части листа - пониженная

2 – интеллектуальная  и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная  по размеру голова – интеллектуальная  и социальная адекватность

2.2 большая голова –  высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова –  интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными  влечениями (шея)

3.1 нормальная шея –  адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность  в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение  больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи –  отсутствие контроля 

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное  туловище – равновесие потребностей  и влечений

4.2 маленькое туловище - отрицание  потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище  – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища  – потеря схемы тела, отрицание  телесных влечений

5 – чувствительность  к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная  чувствительсноть к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза –  повышенная чувствительность к критике

6 - тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в  левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 - страхи

7.1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8 - агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная  агрессия)

8.5 выделены уши-ноздри-рот (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен  и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная  агрессия - самосохранительная)

8.8 руки большие, подчеркнутые  – компенсация слабости

8.9 оружие 

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или  в карманах

9.3 человек изображен в  профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность  на себе)

11 - депрессия

11.1 рисунок в нижней  части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная  поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость (в том  числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной  оси

12.3 маленькие ступни и  ладони

12.4 наличие карманов (зависимость  от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди очень подчеркнуты(зависимость  от матери) у мужчины 

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки  или гроздья винограда

14 - демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много  внимания 

14.3 выделенные крупные  губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения


 

Приложение 5.

1. Я хорошо понял инструкцию  к данной методике. 
2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль. 
3. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя. 
4. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека. 
5. Я бываю излишне груб(а) с окружающими. 
6. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др. 
7. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными. 
8. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.

9. Мне кажется, окружающие  плохо понимают меня, не ценят  и недолюбливают. 
10. В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот. 
11. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась». 
12. Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту. 
13. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. 
14. В состоянии агрессии я способен(а) на многое. 
15. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица. 
16. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. 
17. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными. 
18. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же. 
19. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям. 
20. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть. 
21. Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб». 
22. Я всегда раз в неделю выпиваю. 
23. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же. 
24. Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей. 
25. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять. 
26. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ. 
27. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждую между собой. 
28. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства. 
29. Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек. 
30. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни. 
31. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму. 
32. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками. 
 
33. В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал(а) 
успокоительные средства. 
34. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан. 
35. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем 
участвовал. 
36. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне 
безнадежным. 
37. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя. 
38. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя. 
39. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие. 
40. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы,считая их неразумными. 
41.Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, 
бродяжничали и т.д 
42. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем. 
43. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс». 
44. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие. 
45. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку». 
46. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния. 
47. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода). 
48. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу. 
Обработка результатов 
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом: 
0 — Нет, это совсем не так 
1 — Пожалуй, так 
2 — Верно 
3 — Совершенно верно 
В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).

Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается последующим номерам вопросов:

4,8, 12, 13, 15,20, 26, 28,31,34, 35, 37,38,41,45,47,48,52, 53, 55, 56, 60.

Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается последующим номерам вопросов:

7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.

Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:

2, 5, 11, 24, 30, 36, 42,44, 54, 59.

При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) . 
Таблица Стены к методике «ДАП-П»

Наименование 
шкал методики

 
Высокие

 
СТЕНЫ

 
Низкие

 

 

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
Шкала «Аддиктивное поведение»

 
38 и >

 
37-31

 
30-26

 
25-19

 
18-13

 
12-8

 
7-6

 
5-4

 
3-2

 
1и<

 
Шкала «Делинквентное поведение»

 
33 и >

 
32-27

 
26-23

 
22-18

 
17-15

 
14-11

 
10-8

 
7-5

 
4-3

 
2и<

 
Шкала «Суицидальный риск»

 
16и>

 
15-13

 
12-10

 
9-7

 
6-5

 
4

 
3

 
2

 
1

 
0

 
Интегральная оценка («Девиантное поведение»)

 
100 и>

 
88-83

 
82-68

 
67-54

 
53-45

 
44-33

 
32-26

 
25-19

 
18-15

 
14 и <


Показатели, соответствующие 1-2 стенам, говорят о высокой склонности к девиантному поведению; показатели, соответствующие 3—7 стенам, — о значительной предрасположенности; показатели, соответствующие 9-10 стенам, — о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению.

.

 

 


Информация о работе Профилактика отклоняющегося поведения подростков