Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях
1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
1.2 Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
1.3 Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2. Опытно – экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.1 Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

~$еферат.doc

— 162 байт (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Произвольная память младших  школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

 

 

Содержание

 

Введение

1. Особенности развитии  произвольной памяти умственно  отсталых младших школьников  в современных исследованиях

1.1 Теоретические аспекты  развития памяти младших школьников

1.2 Особенности памяти  младших школьников с нарушениями  интеллекта

1.3 Использования игры  как средства развития произвольной  памяти младших школьников с  нарушениями интеллекта

2. Опытно – экспериментальное  исследование развития произвольной  памяти младших школьников с  нарушениями интеллекта в игровой  деятельности

2.1 Организация и структура  экспериментального изучения произвольной  памяти младших школьников с  нарушениями интеллекта

2.2 Результаты констатирующего  эксперимента

2.3 Основные технологии  развития произвольной памяти  младших школьников с нарушениями  интеллекта в игровой деятельности

2.4 Анализ эффективности  предложенной системы занятий  по развитию произвольной памяти  младших школьников с интеллектуальными  нарушениями

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

 

Важнейшая особенность психики  состоит в том, что отражение  высших воздействий используется индивидом  в его дальнейшем поведении. Постепенное  усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального  опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие  в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные  связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся  в соответствии с требованиями жизни  и деятельности.

Запоминание определенного  материала связано с накоплением  индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование  в дальнейшей деятельности того, что  запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала  в памяти зависит от участия его  в деятельности личности, поскольку  в каждый данный момент поведение  человека определяется его жизненный  опытом.

Важность развития произвольности памяти в младшем школьном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается  в качестве центральных и определяющих сторон развития психики (Л.С. Выготский [13], А.В. Запорожец [99], А.Н Леонтьев [47, 48], А.Р. Лурия [51]). Во-вторых, становление  элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненную  педагогическую актуальность. Обучение в школе требует от ребенка  умения произвольно управлять своими психическими процессами (Л.И. Божович [7], З.М. Истомина [33], А.Н Леонтьев [48] и другие).

По данным Н.М. Гнедовой [17], З.М. Истоминой [33], элементы произвольной памяти начинают складываться в 4 – 5 лет. Поэтому встает проблема развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. Произвольная память достаточно давно  изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование 3.М. Истоминой [33] выявило некоторые механизму ее генезиса. Основное внимание ею было уделено осознанию детьми мнемических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и других[12]. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой [17], Т.А. Корман [12]. В то же время все компоненты произвольности рассматривались изолированно, вне связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике произвольной памяти дошкольника.

Коррекционное обучение умственно  отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его  дальнейшую судьбу. Учитывая все сказанное  выше, а также то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми  детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой.

Все вышеизложенное позволило  нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы условия развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

Актуальность и проблема исследования определили цель данной работы: изучение условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики.

Объект исследования: память младших школьников с нарушениями  интеллекта. произвольный память интеллектуальный недостаточность

Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей с нарушениями  интеллекта.

Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями  будет проходит эффективнее если:

  • психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, основанный на особенностях произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • использовать дидактической игры непосредственно на уроках, в младших классах СКОУ VIII вида;
  • дидактическая игра будет включена, составной частью, на всех этапах процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение  следующих задач исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • рассмотреть особенности произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  • провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие произвольной памяти в процессе дидактической игры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики;
  • разработать систему дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Методологическую основу нашего исследования составили современные  теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических  закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно  отсталого ребенка (Л.С. Выготский [13], В.И. Лубовский [50]).

Весьма значимой для нашего исследования является положение Л.С. Выготского [13] о культурно-историческом развитии высших психических функций. Оно позволяет рассматривать  развитие ребёнка как постепенное  вхождение в человеческую культуру через овладение закреплёнными  в ней средствами воздействия на окружающий мир и самого себя. а этой основе его психика становится осознанной и произвольной, складывается способность к саморегуляции. Так же положение С.Л. Рубинштейна [70] о развитии психики, сознания в деятельности, которое показывает, что для психического развития необходима специально организованная деятельность.

В работе учитывались положение  А.Н. Леонтьева [47] об интериоризации внешних  мнемических средств, что намечает путь формирования произвольной памяти как "вращивания" внешних средств  и приёмов запоминания, переход  от опоры на внешние стимулы к  опоре на внутренние действия. В  свете данного положения произвольная память рассматривается как продукт  культурного, социального развития;

Приоритетным для нашей  работы явилось учение П.Я. Гальперина [16] о поэтапном формировании внутренних умственных действий, которое устанавливает  генетическую связь идеальных психических  действий с действиями материальными. Данная теория создаёт психологические  основы для педагогического руководства  самим процессом формирования умственных действий;

В экспериментальной части  работы мы активно использовали положение  Л.А. Венгера [10] о роли наглядного моделирования  в формировании приёмов опосредования  и в развитии общих умственных способностей. Реальные модели рассматриваются  как источник построения внутренних мысленных моделей, при помощи которых  ребёнок представляет себе действительность. А так же положение А.В. Запорожца [99] об амплификации, то есть обогащении детского развития. Обучение не ускоряет его, а расширяет возможности  именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. При этом осваивается широкий  круг задач, которые прежде всего  свойственны дошкольным видам деятельности. А взрослый помогает ребёнку найти  культурные способы решения подобных проблем. Указанный подход даёт возможность  определить оптимальную форму взаимодействия ребёнка и взрослого в развивающих  целях.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, катамнестический анализ.

Базой нашего экспериментального исследования стала «Школа – центр  дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями  здоровья «Ступени»» г. Курска . И муниципальное  образовательное учреждение средняя  школа №10 г. Курска.

Наша квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

В приложении находятся стимульный материал к методикам и наглядный  материал к упражнениям.

Практическая значимость заключается в содержащихся в  работе теоретических положениях и  выводах, научно-методическом обосновании  необходимости развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Полученные данные могут  быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными  возможностями здоровья в специальных  коррекционных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной  психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего  и среднего профессионального образования  по педагогическим специальностям; на курсах переподготовки и повышения  квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов и др.

 

 

1. Особенности развитии  произвольной памяти умственно  отсталых младших школьников  в современных исследованиях

 

1.1 Теоретические аспекты  развития памяти младших школьников

 

Память человека можно  определить как психофизические  и культурные процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей  основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко  убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память есть у всех живых  организмов, на наиболее высоко развита  у человека.

В целом, память человека можно  представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования  жизненного опыта. Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей  в мозг, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных  клеток) создают возможность возникновения  возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывающий, отсутствует.

На основе этого человек  может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.

Физиологической основой  памяти является образование временных  нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей [60]. Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом  уровнях, позволяют выделить две  фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа  происходит благодаря ревербации нервных  импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана  с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно  разделить на три группы:

Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают  двигательную, словесно-логическую и  образную память;

  • как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
  • как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Двигательная Непроизвольная Кратковременная

Эмоциональная Произвольная Оперативная

Образная Долговременная Смысловая

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни  взрослого человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют  между собой.

Кроме того, у каждого  человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению  к одним объектам и плохой по отношению  к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что  человек запоминает успешнее и как  он предпочитает запомнить.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно - образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные  образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженный в словах.

Информация о работе Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности