Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях
1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
1.2 Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
1.3 Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2. Опытно – экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.1 Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

~$еферат.doc

— 162 байт (Скачать файл)

- Назовите соседей числа  4;

- Назовите число, соседями  которого являются числа 3 и  5.

Для закрепления понятия  «соседи числа», предлагаются задания  с «форточками». В пустые «форточки» необходимо вставить либо само число, либо его «соседей».

Учитель:

- Ребята, в одном доме, по порядку живут дети, они  очень любят общаться и выглядывают  в форточки своих окон, что  б поговорить. Помогите ин - найдите  для каждой цифры её ПРАВИЛЬНУЮ  форточку:

Игра «Займи свое место»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы,
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число,
  • обозначать его на письме цифрой.

Материал:

  • карточки, на которых написаны цифры

Ход:

Дети получают перевернутые тыльной стороной карточки, на которых  написаны цифры. По команде учителя  каждый школьник переворачивает карточку, смотрит на написанное на ней число  и отыскивает учащихся с числами - «соседями». Учащиеся должны выстроиться  в числовой ряд в соответствии со своими числами.

Эта же игра может быть использована для формирования навыков счета, дифференциации количественных и порядковых числительных.

Постепенно количество наглядных  опор уменьшается. Школьники должны научиться воспроизводить числовой ряд и определять место любого изученного числа в натуральном  ряду без наглядной опоры.

С этой целью им предлагаются разнообразные задания: записать числа  по порядку от 1 до 5; записать числа  по порядку от 5 до 1; назвать число, следующее за числом 2; назвать число, предшествующее числу 5; вставить пропущенные  в ряду числа; назвать (или записать) соседей числа 4 и т.д.

Счет в прямой и обратной последовательности

Перед началом занятия  – игра – разминка «День и  ночь».

Игра «Подружись с цифрой»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;
  • формирование умения классифицировать материал в процессе дидактической игры;
  • обозначать его на письме цифрой.

Материал:

  • карточки, на которых написаны цифры

Ход:

Формирование навыков  счета осуществляется в определенной последовательности:

Учащиеся берут предмет  в руку и откладывают его в  сторону.

Учащиеся отодвигают предмет  в сторону.

Учащиеся дотрагиваются  пальцем до каждого предмета.

Учащиеся указывают пальцем  на предметы.

Учащиеся считают «глазами».

При таком подходе происходит формирование умения классифицировать материал в процессе дидактической  игры - должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный.

В результате овладения приёмами группировки и классификации  происходит улучшение произвольной памяти младших школьников с нарушениями  интеллекта.

Необходимо научить школьников склонять числительные по родам при  счете: каштан – один, два, три; бабочка  – одна, две, три; яблоко – одно, два, три.

Сначала счет ведется вслух  хором и индивидуально, затем  – про себя. Сначала для счета  выбираются однородные предметы, затем  – однородные предметы, отличающиеся несущественными признаками (1-3), после  чего производится счет разнородных  предметов.

При обучении счету следует  варьировать расположение предметов. Счет ведется по горизонтали: слева  направо и справа налево, по вертикали: сверху вниз и снизу вверх, по диагонали, вразброс. Каждый раз ученик должен назвать результат счета и  показать все множество сосчитанных  предметов.

Сначала школьники учатся считать, присчитывая по одному предмету, затем – отсчитывать, далее –  считать равными числовыми группами по 2, 5, 3, 4.

Обратный счет или счет в обратной последовательности более  труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием  конкретных предметов и комментированием действий. Например, учитель предлагает пересчитать шишки: «Сколько у нас  шишек? (счет в прямой последовательности: 5). А теперь посчитаем в обратном порядке. Всего 5 шишек. Уберем 1 шишку. Осталось 4 шишки. Уберем еще 1 шишку. Осталось 3 шишки. И т.д.» Обратный счет отрабатывается на различных наглядных пособиях.

При обучении счету целесообразно  предлагать задания практического  характера: сосчитать одноклассников, раздать им тетради, линейки и  пр. Ученик, выполняющий задание, должен назвать, сколько тетрадей (линеек, карандашей) надо отсчитать, чтобы досталось  каждому ребенку. Школьники считают  хлопки в ладоши, отстукивания мяча, прыжки и т.д. они считают действия, производимые учителем, повторяют их, или сами осуществляют действия в  соответствии с названным педагогом  числом.

Навыки счета формируются  и в процессе лепки, аппликации, обводки, штриховки, раскрашивания и т.д.

Задания следует чередовать. Например, учащимся предлагается сосчитать  бабочек, затем вылепить такое же количество шариков, после чего пересчитать  шарики.

Школьники обучаются счету  не только от 1, но и от заданного  числа до заданного. Например: «Посчитай  от 3 до 9», «Посчитай от 8 до 4».

У учащихся формируются навыки не только количественного, но и порядкового  счета, они учатся дифференцировать количественные и порядковые числительные. Например, учитель выставляет в ряд  игрушечные машины и просит одного ученика их сосчитать. Счет ведется  вслух. Ребенок отвечает на вопрос: «Сколько всего машин?», называя  количественное числительное (например, 5). Далее другому ученику предлагается считать машины по порядку: первая, вторая и т.д. Третий ученик должен считать  машины по порядку и нумеровать их, поставив около каждой цифру, соответствующую  ее порядковому номеру (закрепляются навыки счета и умение соотнести  количество предметов, число и цифру). Четвертый ребенок показывает третью (пятую, вторую) машину, пять автомобилей.

При счете разнородных  предметов следует изменять порядок  их расположения, сохраняя при этом их количество. Школьники должны научиться  отвечать на вопросы: «Сколько?» и  «Который по счету?». Они должны усвоить, что для ответа на первый вопрос им необходимо определить общее количество предметов, а для ответа на второй – назвать номер предмета по порядку. Интерес вызывают игры, в которых  объектом счета являются сами дети (построения, перестановки и пр.).

Целесообразно предлагать упражнения, в которых счет предметов сопоставляется с отвлеченным счетом. Например:

- Ставь по одной ромашке  в вазу и считай (одна ромашка,  две ромашки и т.д.).

- Прибавляй по одной  ромашке и считай.

- Считай, прибавляя по  одной единице.

- Присчитывай по единице,  называя все числа по порядку.

- Назови по порядку  все числа, которые ты знаешь, начиная с самого меньшего.

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

Перед началом занятия  – игра – разминка «День и  ночь».

Обучение сравнению чисел  необходимо начинать со сравнения рядом  стоящих чисел, используя предметные множества и устанавливая взаимнооднозначные соответствия между их элементами.

Например, учитель предлагает сравнить количество ежиков в двух семейках.

Для этого он выставляет ежиков на наборное полотно или фланелеграф  таким образом, чтобы ежики первой семейки (4 шт.) оказались в верхнем  ряду, а ежики второй семейки(5 шт.) – в нижнем, сохраняя при этом взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств (один ежик под другим).

Игра «Ёжики»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;
  • формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

наборное полотно;

рисунки ёжиков,

Ход:

Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.

Послушайте сказку: Шли  как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались  на разных уровнях. Посмотрите и скажите:

- Сколько ежиков в верхнем  ряду?

- Сколько ежиков в нижнем  ряду?

- В каком ряду ежиков  больше?

- Почему? (есть лишний  ежик).

- В каком ряду ежиков  меньше?

- Почему? (не хватает одного  ежика).

- Какую цифру надо поставить  напротив ежиков верхнего ряда? (4)

- Какую цифру надо поставить  напротив ежиков нижнего ряда? (5)

- Какое число больше: 4 или 5?

- Почему 5 больше, чем 4? Покажи  на ежиках.

- Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.

Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в  два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.

- А тут вдруг туман  стал совсем густым…. И ёжики  исчезли из виду.

После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить  – сколько ёжиков было, и в  каком ряду.

- Молодцы! Теперь ежики  точно знают, сколько их в  каждом ряду и это поможет  им вернуться домой не боясь  тумана.

Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:

- Что надо сделать,  чтобы в верхнем ряду ежиков  стало столько же, сколько в  нижнем? (Добавить 1 ежика).

- Что надо сделать,  чтобы в нижнем ряду ежиков  стало столько же, сколько в  верхнем? (Убрать 1 ежика).

Учащиеся таким образом  учатся сравнивать предметные множества  и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к  сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания  постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов:

- Сосчитай, сколько учащихся  в классе?

- Сколько надо взять  карандашей, чтобы хватило всем  детям?

- Обведи 5 клеток. Возьми  столько же елочек. Сколько елочек  надо взять?

Постепенно от сравнения  рядом стоящих чисел переходят  к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать  большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые  палочки. Ребенок выполняет следующие  задания:

- Сосчитай, сколько здесь  белых палочек? Покажи цифрой.

- Отсчитай красных палочек  больше (каждый ребенок может  отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).

- Сколько красных палочек  ты отсчитал? Покажи цифрой.

- Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои  числа).

- Сколько лишних единиц  в большем числе?

- Сколько недостающих  единиц в числе 3?

- Что надо сделать,  чтобы красных палочек стало  столько же, сколько белых?

- Что надо сделать,  чтобы белых палочек стало  столько же, сколько красных?

После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:

- Какое число больше: 4 или 5?

- Сколько лишних единиц  в числе 5?

- Сколько единиц недостает  в числе 4?

- Что надо сделать,  чтобы уравнять числа?

Школьники должны усвоить, что  все числа, предшествующие данному, меньше этого числа, а все последующие  числа больше данного. Им предлагается сначала показать по числовому ряду, а затем назвать все числа, больше (меньше) данного.

Состав числа

Целью данного этапа является формирование умений представлять число  в виде двух чисел, дающих в сумме  данное.

Изучение состава числа  начинается с предметно-практической деятельности, в результате которой  учащиеся объединяют две предметные совокупности, а также раскладывают множество предметов на две группы и определяют количество предметов  в каждой из них. Например, учитель  берет две тарелки, 5 яблок и  проделывает ряд операций по делению 5 яблок на две части. Все действия он комментирует:

- Возьмем 5 яблок и положим  в одну тарелку. Теперь одно  яблоко переложим в другую  тарелку. Детям предлагается ответить  на вопросы:

- Сколько яблок в первой  тарелке? (4).

Информация о работе Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности