Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.
Введение
1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях
1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
1.2 Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
1.3 Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2. Опытно – экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.1 Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Заключение
Библиографический список
1.2 Особенности памяти
младших школьников с
Расстройства памяти у
умственно отсталых лиц объясняется
слабостью замыкательной
Нарушения непосредственной
памяти у умственно отсталых детей
проявляются в том, что они
усваивают все новое очень
медленно, лишь после многих повторений,
быстро забывают воспринятое и, главное,
не умеют вовремя воспользоваться
приобретенными знаниями и умениями
на практике [27]. Замедленность и
непрочность процесса запоминания
сказывается, прежде всего, в том, что
программу четырех классов
Таким образом, основными нарушениями памяти являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.
Нарушение динамики мнемической
деятельности проявляется в том,
что первоначальное хорошее запоминание
сменяется нарушением воспроизведения,
а затем происходит частичное
воспроизведение. Причиной таких динамических
расстройств памяти могут быть резидуальные
органические поражения головного
мозга или эмоциональная
Нарушение опосредованной памяти,
связанной с мыслительными
Нарушение мотивационного компонента памяти у умственно отсталых индивидов сказывается в том, что при отсутствии личностного отношения к окружающему миру они запоминают лишь то, что считают нужным. Они, в отличие от нормы, лучше воспроизводят по памяти завершенные действия. Умственно отсталые лица не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала, поэтому преднамеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу [21;62]. Они не умеют припоминать заученный материал, не выделяют из смежных представлений именно то, которое нужно.
Расстройства эйдетической памяти - т. е. затруднения в воспроизведении следов воспринятого без проникновения в его содержание, без понимания и без возможности рассказать его своими словами, встречается среди умственно отсталых детей чаще, чем среди нормальных учеников.
Память умственно отсталых детей и подростков, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.
При умеренной степени
умственной отсталости нарушения памяти
носят еще более тяжелый
Память умственно отсталых
детей дошкольного возраста развита
очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается
на примерах запоминания вербального
материала. Несколько успешнее запоминают
они наглядный материал -яркие
картинки, изображающие хорошо знакомые
объекты, или реальные, часто употребляемые
предметы. Однако и они сохраняются
в их памяти ненадолго. Исследования
показали, что запоминание облегчается
в тех случаях, когда детей
побуждают назвать
Большие трудности вызывает у дошкольников необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от воспринятого тему.
Объем запоминаемого материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Установлено, что если нормально развивающиеся дети запоминают примерно 7 объектов, одновременно предъявленных, то их умственно отсталые сверстники - 3. Причем чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают дети. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих сами предметы. В свою очередь, ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.
Такая закономерность с различной
степенью выраженности прослеживается
на всех годах обучения. Точность и
прочность запоминания
Учащиеся с преобладанием
процессов торможения запоминают меньший
объем материала, но количество привнесений
у них незначительно. Умственно
отсталые учащиеся обычно пользуются
непреднамеренным запоминанием. Они
запоминают то, что привлекает их внимание,
кажется интересным. В текстах
дети выделяют эмоционально насыщенные
фрагменты. Воспринимая их, они не
остаются равнодушными: радуются, огорчаются,
всем своим видом, жестами, возгласами
передавая отношение к
Даже ученики средних и старших классов, запоминая словесный материал, совершенно недостаточно умеют самостоятельно пользоваться мнемическими приемами - делить текст на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями материала и т. п. В лучшем случае отдельные школьники делают попытки шепотом повторять текст вслед за учителем. Соответственно результаты запоминания, полученные при наличии задачи запомнить материал и при ее отсутствии, мало отличаются друг от друга. Это дает основание говорить, что знакомство с разнообразными приемами запоминания и выработка умения пользоваться ими - актуальная задача учебной работы с умственно отсталыми детьми.
Запоминание учебного материала в большой мере зависит от его структуризации и характера, от того, каким путем он был воспринят, а также от возраста школьников. Установлено, что ученики успешнее запоминают стихотворные, чем прозаические, тексты. Наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса. Для учащихся младших классов наиболее благоприятным для запоминания является прослушивание текста с голоса учителя. Это обусловлено трудностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладевают на данном этапе обучения, а также их привычкой ориентироваться на восприятие устной речи.
Учащиеся старших классов
легче запоминают материал в тех
случаях, когда они самостоятельно
читают его вслух. Вероятно, одновременно
осуществляемое зрительное и слуховое
восприятие создает благоприятные
условия для закрепления
Без достаточного уровня сформированности
произвольной памяти невозможно полноценное
обучение в школе, так как учебный
процесс опирается
Возможно запоминание ряда слов в заданной последовательности. [17]
Для детей данной категории отмечается специфическое нарушение памяти. Механическое запоминание нарушено незначительно либо вообще не нарушено (при олигофрении на уровне дебильности).
При некоторых формах олигофрении
(связанных с гидроцефалией
При олигофрении на уровне
дебильности часто встречается
инертность психических процессов,
замедленный темп сенсомоторных
реакций. Механическое запоминание
успешно либо несколько затруднено.
Опосредованное ассоциативное запоминание
(при котором предъявляются
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с отклонениями психического развития является снижение их познавательной активности.
Умение запоминать – это
умение осмыслить усваиваемый материл,
т. е. отобрать в нем основные элементы
и самостоятельно установить связи
между ними, включить их в какую-то
систему знаний или представлений.
От способности включать указанные
элементы в такую определенную систему
зависит также возможность
В такой библиотеке необходимая книга (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) может быть легко найдена в нужный момент. Память маленького ребенка И. М. Сеченов [88] сравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком складе невозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить умственно отсталого ребенка правильно организовывать процесс запоминания материала и разъяснить, в чем суть такого умения.
В отечественной психологии стало неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребенок. Вместе с тем в жизни человека на долю запоминания, близкого по характеру к механическому, так или иначе выпадает большая нагрузка, и чем выраженное отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше.