Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются, и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развитии произвольной памяти умственно отсталых младших школьников в современных исследованиях
1.1 Теоретические аспекты развития памяти младших школьников
1.2 Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
1.3 Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2. Опытно – экспериментальное исследование развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.1 Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

~$еферат.doc

— 162 байт (Скачать файл)

- Сколько яблок во второй  тарелке? (1).

- Сколько всего яблок  в двух тарелках? (5).

- Значит, число 5 состоит  из чисел 4 и 1. 5 – это 4 и  1.

На данном этапе показывается запись: 5 = 4 + 1.

Далее еще одно яблоко перекладывается  из первой тарелки во вторую. Следуют  аналогичные вопросы, после чего делается вывод: 5 – это 3 и 2.

Аналогичные действия осуществляются детьми с другими предметами. Можно  взять 5 мячей и раскладывать их на две группы, представляя число 5 в  виде двух чисел. Следует использовать пальцы рук ребенка, счеты, числовые домики.

Школьникам предлагаются задания на отыскание недостающего числа.

Целесообразно создавать  проблемные ситуации. Сначала одну совокупность дети воспринимают наглядно, а вторую отыскивают по представлению.

Игра «Цыплята»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться выделять состав числа;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;

Материал:

  • наборное полотно;
  • игрушки цыплят.

Ход: Например, учитель предлагает сосчитать цыплят, которых он выставляет на наборное полотно. Учащиеся считают  хором (всего 5 цыплят).

Далее детям предлагается либо отвернуться, либо закрыть глаза.

Учитель убирает несколько  цыплят. Открыв глаза, дети должны сосчитать  оставшихся цыплят и назвать недостающее  число:

- Сколько цыплят было? (5 цыплят)

- Сколько цыплят осталось? (2 цыпленка)

- Было 5 цыплят. Осталось 2 цыпленка. Сколько цыплят я убрала?

Далее задания усложняются. Дети должны определить обе предметные совокупности по представлению. Например, учитель берет в руки каштаны  по несколько штук в каждую, прячет руки за спину и говорит: «У меня в руках 5 каштанов. Сколько каштанов в каждой руке?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 5. Учитель раскрывает руки, и дети проверяют, какой из вариантов подошел.

В процессе работы над числами  первого десятка постоянно обращается внимание на дифференциацию понятий  число и цифра. После того как  дети познакомятся с числом 10, вводятся понятия однозначное и двузначное число.

Действия сложения и вычитания  в пределах данного числа

Перед началом занятия  – игра – разминка «День и  ночь».

Действия сложения и вычитания  изучаются параллельно. Они вводятся после изучения числа 2. Школьники  знакомятся со знаками «+», «-», «=».

Задачи:

- усвоение учащимися таблицы  сложения и вычитания в пределах 10 (заучивание);

- знакомство с компонентами  и результатами сложения и  вычитания, их последующее узнавание,  показ и понимание их названий  в речи учителя;

- овладение учащимися  вычислительными приемами;

- формирование у школьников  прочных вычислительных навыков;

- закрепление и использование  знаний состава чисел первого  десятка;

Изучение арифметических действий начинается с введения сложения на основе предметно-практической деятельности, сопровождающейся счетом.

Игра «Сливы»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;

Материал:

  • наборное полотно;
  • рисунок сливового дерева;
  • рисунки слив,

Ход:

Учитель:

- Сегодня мы будем с  вами собирать вкусные сливы!  Вот у нас какое славное  дерево выросло, и как много  на нём плодов! Смотрите внимательно  и запоминайте!

Учитель производит ряд операций, комментируя свои действия и задавая  вопросы учащимся.

- Возьмем 1 сливу. Добавим  к ней еще 1 сливу. Сколько  всего слив у нас получилось? (2)

- Как получилось 2 сливы? (К одной сливе прибавили еще  одну сливу).

- Верно: к 1 сливе прибавили  еще 1 сливу, получилось 2 сливы.  Это можно записать так: 1 + 1 = 2. Вместо слова прибавили записывается  вот такой знак «+». Он называется  «плюс». Слово «получится» тоже  заменяется знаком – «=». Он  называется «равно». Итак, мы записали  пример, который читается так: «К одному прибавить один получится 2» или «Один плюс один равно двум».

А теперь давайте попробуем  вернуть все сливы обратно  на дерево. Кто сможет повторить  все действия в обратном порядке?

Аналогичную работу по составлению  примера учащиеся проделывают за партами с различным раздаточным  материалом. Они учатся записывать и читать пример.

На этом же уроке школьники  знакомятся с записью, решением и  чтением примеров на вычитание: 2 – 1 = 1. «От двух отнять один получится (останется) один», «Два минус один равно  один».

После знакомства с числом 3 школьники аналогично вышеописанному учатся решать примеры: 2 + 1, 1 + 2, 3 – 1, 3 – 2. Они усваивают, что когда прибавляют, то становится больше, а когда вычитают – меньше, чем было.

После изучения числа 3 на основе предметно-практической деятельности вводится переместительное свойство сложения: «2 +1 = 3 и 1 + 2 = 3».

Первоначально дети учатся отыскивать результат сложения и  вычитания путем пересчитывания. Например: 4 – 2. Взяли 4 предмета, убрали 2, а результат пересчитали.

Затем школьники знакомятся с приемом присчитывания и  отсчитывания, основанном на знании свойств  натурального ряда чисел. Для этого  используется натуральный ряд чисел  от 1 до изучаемого числа. Числа могут  быть записаны или представлены при  помощи табличек на наборном полотне. Пособия должны быть демонстрационными  и индивидуальными.

Например, требуется решить пример: 5 + 1. На числовом ряду отыскивается число 5. Необходимо найти число, большее  на 1. Это следующее число – 6, значит 5 + 1 = 6. Аналогично решаются примеры  на вычитание 1 из числа.

Далее школьники учатся прибавлять по 2. Например: 5 + 2. Ученик ставит палец  на число 5 в числовом ряду, прибавляет 1 (передвигает палец на одну цифру  вправо), получает 6, прибавляет еще 1, получает 7.

Прием присчитывания и  отсчитывания нескольких единиц отрабатывается и на предметных множествах.

Игра «Каштаны»

Цель: Активизация произвольного  запоминания

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;
  • формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

наборное полотно;

рисунок дерева каштана;

рисунки каштанов,

Ход:

Учитель:

- Наступила осень, с  дерева стали падать каштаны.  Это увидели ёжики и стали  собирать каштаны в кучи. Давайте  подойдём и сосчитаем сколько  каштанов в каждой куче?

(Дети считают каштаны  (в одной кучке 3 каштана, а  в другой - 2 каштана). Учащиеся пересчитывают  элементы первого множества (3 каштана), запоминают это число,  затем к нему по одному присчитывают  элементы второго множества, комментируя  свои действия. Присчитав последний  элемент, учащиеся называют результат  – сумму.

Затем учитель прячет каштаны  и предлагает детям вспомнить, сколько  каштанов было в каждой куче?

После овладения школьниками  приемом присчитывания, учитель  знакомит их с приемом отсчитывания. Он более труден для учащихся с  нарушением интеллекта, поскольку основан на хорошем знании обратного счета, который, в свою очередь, затруднен у данной категории детей.

Игра «Клубничка»

Проводится в том же порядке что и предыдущая.

Например: 6 – 2. На фланелеграф  прикрепляются 6 клубничек. Нужно отнять 2 клубнички. Отсчитываем 1 клубничку, осталось 5 клубничек. Отсчитываем еще 1 клубничку, осталось 4 клубнички. Значит 6 – 2 = 4.

Переход от предметных действий к отвлеченному счету невозможен без знания состава числа. Только в случае владения составом числа  становится возможным выполнять  действия сложения и вычитания без  присчитывания и отсчитывания. Закрепление  знаний состава чисел происходит в различных упражнениях. После  знакомства с действиями сложения и  вычитания школьники могут выполнять  следующие упражнения: 5 = 1 + , 5 = + 3, 5 = +

Прием, опирающийся на знание состава числа, используется при  сложении и вычитании. Например, требуется  решить пример: 6 + 3. Рассуждения ведутся  следующим образом:

- Из чисел 6 и 3 состоит  число 9, значит 6 + 3 = 9.

Пример на вычитание: 9 – 6:

- Число 9 состоит из  чисел 6 и 3. Если от 9 отнять 6, то  останется 3, значит 9 – 6 = 3.

Целесообразно решать примеры-четверки:

2 + 4 = … 6 – 4 = …

4 + 2 = … 6 – 2 = …

Такие примеры сравниваются, устанавливается их взаимосвязь, признаки сходства и различия. Сначала это  демонстрируется при помощи предметов (красные и зеленые листья), а  затем работа осуществляется без  опоры на наглядность. Подобные задания  имеют не только образовательное, но и коррекционно-развивающее значение. Школьники учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

При изучении сложения и  вычитания необходимо использовать математический диктант. Учитель устно  называет пример, учащиеся его записывают и решают. На начальном этапе следует  осуществлять сначала действия с  предметами, получать ответ, а затем  записывать пример. Позже наглядная  опора снимается.

Еще один вариант: учитель  выполняет действия с предметами. Ученики повторяют эти действия при помощи раздаточного материала  или на наборном полотне, записывают пример и называют ответ.

Крайне важно обратить внимание школьников на то, что складывать можно любые числа, а вычитать только из большего меньшее; что сумма  всегда больше каждого из слагаемых (или равна ему), а разность (остаток) всегда меньше уменьшаемого (или равна  ему).

По мере овладения навыками сложения и вычитания чисел в  пределах 10 учащимся предлагаются примеры  с отсутствующими компонентами. Например: 5 + … = 7, 9 - … = 3, ? + 4 = 8 и т.д.

Школьникам предлагается составить примеры с данным ответом. Например: … + … = 5, … - … = 3.

Изучение числа и цифры 0

После изучения чисел 1-5 школьники  знакомятся с числом 0.

Игра «Зайчата»

Цель: Активизация произвольного  запоминания при арифметических действиях.

Задачи занятия:

  • школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;
  • называть результат счета, т. е. соответствующее число;

формирование умения сравнение  предметных совокупностей.

Материал:

  • наборное полотно;
  • игрушки зайчат;

Ход:

Учитель: Рано утром на поляну выбежали зайчата. ( учитель выставляет на стол - поляну игрушечных зайчат). Осмотрелись  они кругом и решили сосчитать  друг друга, но к сожалению в лесной школе счёт ещё не проходили –  давайте поможем зайчатам?

Зайчат предлагается сосчитать.

Дети отвечают на следующие  вопросы:

- Сколько зайчат пришло  на поляну? (3)

- Один зайчонок ускакал  в лес (учитель убирает одного  зайчонка).

- Сколько зайчат осталось  на поляне? (осталось 2 зайчонка).

- Еще один зайчонок  ускакал в лес. Сколько зайчат  осталось на поляне?

- И этот зайчонок ускакал  в лес. Сколько зайчат осталось? (ни одного).

- Не осталось ни одного  зайчонка. По-другому можно сказать,  что остался нуль зайчат.

Учитель знакомит школьников с цифрой нуль и записывает пример:

1 – 1 = 0. Нуль предметов  ученики получают на других  примерах. Решаются примеры, в  которых разность равна 0.

Нуль сравнивается с 1: 0 меньше 1 и наоборот; с другими числами. Вводятся примеры на сложение и вычитание, в которых 0 является слагаемым или  вычитаемым. Эти примеры следует  вводить не одновременно. Для закрепления  необходимо предлагать различные упражнения на дифференциацию таких примеров.

 

2.4 Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Информация о работе Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности