Психоэмоциональные состояния и тип отношения к болезни пациентов с травмами органа зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Больные травмами органа зрения отличаются высоким уровнем тревожности, дезадаптивными типами отношения к болезни, которые возможно корректировать с помощью специальных мероприятий. Цель работы.
Исследовать возможность коррекции психоэмоционального состояния пациентов с травмами органа зрения.
Психологические особенности больного травматологического профиля.
Понятие о травме и травматической болезни

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

3. Искусство слушать собеседника.

Внимательное  слушание способствует установление психологического контакт, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медсестра слушает внимательно, глядя на собеседника, ее поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. У слушающего могут возникнуть психологические барьеры, мешающие правильному, четкому восприятию информации:

-Отключение внимания

-Предвзятое  слушанье

-Влияние  слов и фраз говорящего, которые  обладают негативным зарядом

-Затрагиваются  темы, которые эмоционально затрагивают  слушающего, возвращают его к  собственным проблемам

-Каждый  человек придает словам собственный  смысл – медсестра должна четко своими словами подвести итог услышанного и получить от пациента подтверждение или уточнение;

-Физиологические  барьеры: на процесс слушанья  влияет свойство слухового внимания, время, суток, усталость

-Внешние  отвлекающие моменты: собеседник говорит громко, плохая акустика, шум, некомфортная температура, телефонные звонки, ограниченность времени, загрузка по работе.

4. Пространственная организация общения.

Самое важное при разговоре, чтобы собеседники  чувствовали себя комфортно. Если предпринимается попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону (0,5 м) без разрешения, как нельзя терпеть и этого по отношению к себе, без видимых на то оснований. В личную зону (0,5-1,2 м) мы допускаем тех, с кем охотно общаемся. Медсестра и пациент должны общаться в личной зоне. Сближаться нужно постепенно и согласованно. При выборе пространственной позиции необходимо учитывать, чтобы ваши глаза были на одном уровне с партнером.

5. Эмпатия.

Быть  в состоянии эмпатии - значит, на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой реальный мир. Если такая способность теряется, и у медсестры возникает состояние, схожее эмоциональному состоянию пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой потребуется психологическая помощь. Это может привести к различным видам психологических и неврологических заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением.

6. Самовыражение.

Психологический контакт предполагает равноправие  психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное, если доверие, то тоже взаимное. И взаимное право  выражать свои чувства. Чтобы психологический  контакт состоялся, медсестра должна научиться свободно выражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут относиться хуже», «Меня раскритикую». Эти страхи вынуждают медсестру оставаться узницей закрытого чисто ролевого общения. Чтобы контакт был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость, добиться поставленной цели. Медсестра, установив с пациентом психологический контакт, оказывает ему помощь. Предварительно она определяет его внутреннюю картину болезни. Основными методами психологической диагностики являются наблюдение и беседа.

Осуществляя уход за пациентом, медсестра слушает  и наблюдет, реагируя на наличие  у пациента психологической напряженности  в отношениях с самим собой (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.д.). Медсестра также отмечает динамику эмоциональной сферы пациента в процессе лечения, поскольку эмоции влияют не только на настроение и поведении, но и на состояние организма, в частности на иммунитет. Такая информация передается лечащему врачу, который сам оказывает психологическую помощь, или дает предписание по психологическому уходу за пациентом, или вызывает психолога для оказаний профессиональной психологической помощи. Работать с пациентом должна команда единомышленников – врач, медсестра, психолог. Руководствоваться профессиональными кодексами, а возглавляет эту работу врач.

Медсестра обобщает психологическую информацию в виде ВКБ – указывает на те сферы жизни пациента, которые  вызывают эмоциональную напряженность  – это может быть причиной заболевания или отрицательно сказывается на его течение. Собирает информацию медсестра о психологическим равновесии, балансе у пациента, приобретенных нервно-психологические или психологические расстройства. Именно на выявлении таких проблем и направлена психологическая диагностика, проводимая медсестрой.

Наблюдает медсестра за словами, фразами, сменой настроения пациента, неадекватность реакции, специфическими жестами, мимикой, несоответствие содержания и эмоциональной  стороны беседы. Наблюдательность – профессионально значимая черта специалиста, которую полезно тренировать. Наблюдая за пациентом, медсестра соотносит его действия и эмоции с известными ей нормами: возраст, пол, профессия, которые у нее сформировались на основании личного опыта. Сбор информации начинается с восприятия другого человека и наблюдая за ним в ходе обследования или оказания помощи. Движения человека, его мимика, тембр голоса, темп речи, словарный запас дают много разнообразной психологической информации нем. Известно, что необычайные изменения цвета кожи отражают происходящее в организме физиологические изменения. Испуг - бледность. Состояние нерешительности – движение руки к носу. Люди часто касаются своих волос – смущение. Желание что-либо скрыть – рука ко рту. Существует и язык красок. Люди предпочитающие серый цвет – отражают себя от окружающего мира. Синий цвет способствует снижению кровяного давления – потребность в этом цвете возникает в случае болезни, упадка сил, при повышенной чувствительности. Тот кто отдает предпочтение красному цвету, перевозбужден, легко раздражается, чувствует, что окружение – это опасность. Следует помнить о культурных традициях (различиях) при расшифровке невербальных знаков. Так же человек может сознательно подавать себя (имидж), вместо того, чтобы быть собой. Контроль достоверности получаемой информации опирается на множество поступающих сигналов о той или иной эмоциональной реакции пациента. Один сигнал – не доказательство.

Беседа.

Предметом беседы медицинской сестры и пациента обычно бывает психологическая реальность последнего (мысли, переживания, особенности семейной жизни, профессиональной жизни, система ценностей, убеждений). Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать информацию полученную от собеседника, уметь видеть психологическую сторону ситуации и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи. При проведении беседы необходимо придерживаться принципа уважения к личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента таким, какой он есть, гарантировать конфиденциальность получаемой информации. Пациент, решивший говорить о сокровенном, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять. При этом важно уловить эмоциональное состояние пациента в процессе беседы полезно выявить стрессовые для пациента слова.

 

ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ

 

Физиологический механизм изменения психики при  болезни

Во  всех случаях механизм возникновения  изменений психики одинаков. В результате развивающейся болезни нарушение установившегося в организме постоянства (гомеостаз) деятельности систем и органов сопровождается изменениями характера нервной импульсации, поступающей от таких систем и органов в головной мозг и изменением висцерально - церебрального (соматического) равновесия. В итоге меняются физиологические параметры ВНД, что собственно и составляет физиологический механизм отклонений в психической деятельности. Психическая деятельность человека проявляется вовне в результате предшествующего сложного субъективного опыта человека. в основе субъективных переживаний лежат сложные физиологические процессы. Они обеспечиваются не менее сложными химическими изменениями жизнедеятельности организма, в первую очередь ЦНС. Т.об. психический акт всегда сопровождается специфическими для него физико-химическими сдвигами в организме, которые меняют гомеостаз, развернуты во времени и пространстве. Эти изменения имеют в своей основе сложный безусловно- и условнорефлекторный механизм. При острых и массивных изменениях психики (в состоянии страха в связи с неожиданно возникшей внешней ситуацией катастрофической угрозы жизни) резкий рефлекторный кортико-висцеральный сдвиг порождает метаболические и вегетативные изменения, вплоть до спазма кровеносных сосудов, бронхов, кишечника со всеми вытекающими отсюда последствиями для организма, его системы и органов, в том числе и для самочувствия человека.

 

ЭМОЦИИ  ПАЦИЕНТА

 

Выздоровление пациент в немалой степени  зависит от мобилизации внутренних ресурсов его организма, «включение» механизмов защиты на борьбу с заболеванием. Выздоровление происходит благодаря правильной диагностике, эффективному лечению, уходу, вере пациента в избавление от недуга, доверию к медицинскому персоналу. Успех медицинского работника зависит от профессионализма, человеческих и личностных качеств, поведения. Психологический настрой и отношение пациента к болезни оказывает огромное влияние на болезнь и ее течение. Психическое состояние человека может влиять на механизмы гуморального и клеточного иммунитета, в частности на секрецию гормонов щитовидной железы и надпочечников. Психика человека способна преодолеть болезнь: это подтверждают данные лабораторных и клинических исследований о влиянии эмоций на биохимические процессы. Непосредственное участие пациента в поиске путей своего исцеления, активное включение в процесс взращивания собственного здоровья, мобилизация воли к жизни, взаимодействие с медицинским персоналом помогают активизировать природные защитные механизмы организма. Сейчас все больше говорят об участии пациента в процессе лечения, о его ответственности за свое здоровье, возможности самому на него воздействовать. Одна из мишеней такого воздействия - настроение.

Настроение  – это сравнительно продолжительное, устойчивое психической состояние умеренной интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни человека.

На  настроение оказывает влияние ситуация, состояние организма, прошлый опыт, оценка человеком ситуации. Т. об., для настроения важна не только ситуация, но и то, как человек к этой ситуации относится. Настроение соответствует тому, что думает человек, каковы его мысли. Хроническому плохому настроению способствуют:

§ Максимализм (все видит в черно-белых тонах)

§ Общий вид на единичные факты (единственное отрицательное событие представляется непрерывной черной полосой)

§ Психологическая фильтрация событий (из случившегося выдергиваются только отрицательные события)

§ Дисквалификация положительного (отвергаются положительные факты, утверждается их невозможность)

§Скачущие умозаключения (негативная интерпретация реалий из-за незнания их подоплеки)

§ Преувеличение значимости плохих событий и преуменьшение значимости хороших

§Выводы основаны на собственных эмоциях (вера, что отрицательные эмоции отображают действительное отрицательное положение вещей)

§ Попытка оценить настоящее с позиции «могло бы быть» или «не могло бы быть» может привести к озлобленности

§Ярлыки – вместо описания своих или чужих ошибок вешаются ярлыки

§ Принятие ответственности за независящие от тебя события.

Так же на настрое влияет выполняемая  деятельность. Именно благодаря ей можно изменить ситуацию, в которой  находишься. Занятие любимым делом  повышает качество жизни – способствует здоровью. Творчество, получение удовлетворения от самого процесса жизни повышает настроение. На настроение оказывает влияние отношения с людьми, которые вас окружают. Хорошему настроению способствуют (даже в кризисах): философский взгляд на жизнь, некоторая отстраненность от жизненной суеты. Настроение пациента – это один из факторов, повышающих эффективность медикаментозного лечения.

Аффект  – бурная кратковременная эмоциональная  реакция человека, вызванная резким изменением жизненно важных для него обстоятельств и приводящая к хаотичным движениям или оцепенению, изменению в деятельности внутренних органов и систем организма человека.

Аффект  встречается у пациентов довольно часто. Причиной аффекты может быть:

-экстремальное  воздействие из вне,

-неподготовленность  человека воспринимать новую ситуацию или информацию,

-не  может реализовать свою потребность  по определенным причинам.

Многочисленные  исследования показали, что аффект влияет на все органы и системы  человеческого организма. Чаще всего  аффекты можно встретить у пациентов с гипертонической болезнью. Причиной возникновения будет: частая злость, активизация симпатической нервной системы, неумение выразить или переключить свой гнев. Закономерность аффекта: если подавляется внешнее выражение аффекта, то усиливается его физиологическое проявление. Аффекты вызывают ИБС, инфаркт, инсульт, дистрофию печени, гастриты, язвы, колиты. Аффект оказывает еще и опосредованное влияние на организм. Озлобленные люди чаще болеют (онкология, туберкулез, артриты, осложнения во время беременности). Озлобленные люди не только чаще болеют, но и раньше умирают.

Страх – эмоциональное состояние реальной жизни человека. возникает, когда  прогнозируется что-то неприятное, когда  человек воспринимает ситуацию как  угрожающую его спокойствию и  безопасности. страх – сигнал и предупреждение об опасности, но он содержит импульс к преодолению опасности. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека (физическая или психическая угроза). Сигналы опасности вызывают биологическую, физиологическую опасность:

-боль,

-ожидание  боли,

-одиночество,

-внезапное  изменение стимуляции,

-стремительное  приближение объекта,

-высота,

-нечто  незнакомое.

Страх может увеличиваться или уменьшаться  в зависимости от активатора страха. Страх лежит в основе тревоги. Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства. Страх проявляется на поведенческом уровне, телесном уровне, эмоциональном уровне. Ограничивается восприятие, мышление замедляется, становится более узким по объему, ригидным по форме, мускулы напрягаются, сокращается число степеней свободы в поведении. Страх сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Информация о работе Психоэмоциональные состояния и тип отношения к болезни пациентов с травмами органа зрения