Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:35, реферат
Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, причем сложности очевидны. Как и во многих других случаях в психологии масс, в очередной раз это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах.
Другая основа — определенная утилитарность того, чему начинают подражать, и что становится предметом массовой моды. Возьмем хотя бы пресловутые джинсы. За ними едва ли стоял какой-то особый престиж. Джинсы стали модными во всем мире прежде всего по причине своей очевидной удобности и практичности.
Нельзя исключать и эстетическую основу, безусловно, привлекающую значительные общности. Речь идет не об элитной моде в искусстве, — скорее, это массовая мода на то, что представляется красивым в быту, в повседневной жизни. Сам факт развития и совершенствования, например, промышленного дизайна подтверждает это.
Еще одна основа —
Мода как массовое подражание
Мы определяем моду как особый феномен психологии масс, основанный на категории «модности», противостоящей «немодности», и на действии парного социально-психологического механизма заражения-подражания. Данный феномен иногда проявляется в виде стандартизированного массового поведения, а иногда и в совершенно иных формах, причем совсем не обязательно стихийных. С точки зрения психологии масс, мода — это яркое стремление к внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своей прямой противоположностью — как внешним, так и, особенно, внутренним, психологическим единоообразием.
Именно такая суть данного
явления была блестяще
1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 8.
2 Далее, по Шефтсбери, все развивалось еще более интересно: «Таким образом, власти сделались порт
ными, и их, когда они передавали свои полномочия новым портным, в свою очередь, наряжали так, как
они того заслуживали в глазах
других. Однако, хотя при таком
чрезвычайном стечении
все пришли к соглашению, что
существует только один
единственная манера, к которой
необходимым образом должен
заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая же из многообразных мод была
подлинно верной... людей со всех сторон стали преследовать за их вид и характерные черты, они дол
жны были приноравливать свою мину к своим рубашкам в соответствии с правильной модой, в обра
щении находилась тысяча образцов и моделей одежды, и они менялись снова и снова, при каждом удоб
ном случае, в соответствии с привычками и духом времени. Судите сами, разве человеческие лица
могли не сделаться стесненными и скованными, а естественный облик людей — трудно узнаваемым,
беспорядочным, искаженным судорогами». — Там же.
Затем,
правда, мода очень быстро начинает
играть прямо противоположную роль.
Вначале заражая людей
Конформизм как фактор моды
В собственно психологическом, сравнительно узком плане, основным механизмом моды обычно считается давно известный феномен конформизма («группового давления»). Трудно возражать против того, что конформизм тесно связан с подражанием, однако здесь необходимы определенные уточнения. Прежде всего, в психологии масс мы имеем дело с особыми вариантами конформизма, выступающего в форме не столько чисто группового (как трактуется в традиционной социальной психологии), ограниченного, сколько намного более значительного, массового давления. В конечном счете, массовая мода и оказывается результатом добровольной податливости людей вполне определенному давлению, осуществляемого либо авторами моды, либо ее соавторами, либо просто очень известными и популярными людьми — ее распространителями, либо влиятельными группами, либо же значительными по масштабам общностями уже состоявшихся сторонников моды. Причем в явлениях массовой моды массовый конформизм такого рода проявляется по-разному — как минимум, в двух, достаточно различных своих ипостасях.
С одной стороны, это всем привычный «слепой» конформизм, то самое, о чем А. С. Пушкин сказал: «Слепая мода — наш тиран». Как известно, большинство людей просто стремится одеваться, как все, и не хочет особенно выделяться из толпы. Можно сказать и больше: они потому и стремятся одеваться как все, что не хотят выделяться из толпы. Здесь конформизм носит своеобразный, защитный характер, а мода выполняет свою особую, скрытую роль — социальной мимикрии. Люди часто прячут собственное, индивидуальное «я» за вроде бы вполне одинаковой для всех одеждой. Особенно стимулирует такое стремление людей к анонимности сложная жизнь в условиях мегаполиса — между прочим, наиболее благоприятной среды для распространения массовой моды.
Впрочем, специалисты-
Разумеется, здесь следует четко
разграничить два вида
С другой стороны, в жизни
действительно существует
Второй вид конформизма — уже не совсем «слепой», а как бы избирательный, «референтный» конформизм. Любой человек, встречаясь с другими людьми, старается быть похожим на тех, кто ему нравится, вызывает зависть или желание быть хоть чем-то похожим на них, — он стремится подражать своей «референтной группе» хотя бы в том, что ему доступно. Особенно это распространено среди молодежи, и здесь налицо масса исторических примеров — от прически типа «гаврош» до «битловок» и «металла» в одежде современных поклонников тяжелого рока. Встречается это и среди представителей более солидных возрастов — скажем, дубленка, пыжиковая (ондатровая) шапка и «дипломат» в России много десятилетий являлись модными символами «начальства».
«Референтный» конформизм в моде достаточно часто может становиться «слепым» — вспомним хотя бы массовую моду на кожаную одежду в первые годы советской власти. Напротив, «слепой» конформизм практически никогда не становится «референтным» — здесь действуют иные механизмы, связанные с разными социально-психологическими функциями массовой моды и, особенно, с разными элементами «цепочки» ее порождения и распространения.
Социально-психологические функции моды
Обычно с достаточной очевидностью, легко выделяются следующие основные функции массовой моды.
1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 86.
Массовизация человеческой психики. Об этой функции сказано уже вполне доста
точно, и нет смысла
Повышение престижа. Приобщаясь, хотя бы внешне, к наиболее богатой и обла
дающей модными вещами публике,
внешне, так и внутренне. Не случайно до сих пор верна и популярна известная
народная пословица: «
Регуляция эмоциональных состояний. Известно, что обладающий модной одеждой,
предметом, идеей и т. д.
дающий такими вещами. Особенное значение фактор модности в виде модной
одежды имеет для женщин.
Приобщение к новому. Следя за модой, стремясь к модному в одежде, в идеях, в
образе жизни, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями,
чувствами и представлениями. Он подражает новому, легко перенимает его и тем
самым делает как бы «своим», формируя собственный вкус и предпочтения.
Самоутверждение личности. Следуя моде, человек утверждает себя в своих соб
ственных глазах. Понятно, что самоутверждение может касаться различных сфер.
Для женщин модная одежда
Для мужчин модная идея
бы ни была сфера моды, за ней стоит одно и то же — стремление к выделению и
утверждению себя. Однако говоря объективно, фактически эта функция проти
воположна функции массовизации психики. Самоутверждение отдельной лично
сти, становясь массовым, как бы захватывая большинство, всегда нивелирует эту
отдельную личность согласно действию законов психологии масс.
Элементы распространения моды
В
современном мире существует сложнейшая
индустрия моды, опирающаяся на описанные
выше социально-психологические
Первым элементом считается
Второй элемент — соавтор моды.
Уже с древних времен у каждой
новой моды был свой соавтор
— человек, который первым
принимал идею автора (обычно
поначалу художника-портного) и решался
надеть на себя созданный
Третий элемент —
Четвертый элемент — стриктуры
локального распространения
Информация о работе Психологическая характеристика модного поведения