Выражение «таинственный язык
моды» мы можем спокойно заменить
формулировкой «живой язык одежды»
и в особенности в применении
к историческим эпохам, ибо наряд
человека остался до настоящего
времени средством зрительного
выражения определенных представлений
о самом костюме и обо всем
мире в целом. С древнейших
времен человек стремился прикрыть
свое обнаженное тело, что можно
было бы объяснить целомудрием
и чувством стыда. Однако такое
толкование представляется слишком
узким и ограниченным.
Одежда была не только прикрытием,
но и символом. Даже амулет
был в свое время «одеждой»,
т.к. он являлся мостом между
голым, ранимым человеческим телом
и окружающим миром. Яркие примеры
символического значения определенных
форм одежды представляют собой
жесткие правила средневековых
сословий или испанских монархов.
Такие дошедшие до наших времен
правила стилизации внешности
человека, хотя и виной форме,
обнаруживаются вплоть до сегодняшнего
дня.
Французская революция гильотинировала
не только головы аристократов,
но и парики в буквальном
и переносном смысле. С этого
времени отсутствие парика было
таким же обязательным в обществе,
каким сейчас является ношение
джинсов.
Одежда говорит о многом, она
разоблачает определенные мысли.
Какое странное противоречие! Одежда
являет собой наиболее индивидуальное
творение человеческой культуры,
и в то же время рядом
с модой, которая как тень
следует за одеждой, шествует
могущественный инстинкт подражания.
Психологически этот момент подражания
можно интерпретировать как форму
биологической самозащиты, естественный
рефлекс стадных существ. Сравнение
с человеческим обществом напрашивается
само собой. Подражание одновременно
является необходимой предпосылкой
моды, ее противоречием; то, что
мы называем процессом развития
моды, представляет собой в сущности
слияние противоречий. Человек приспособляется
к окружающему миру, он приемлет моду,
но вместе с тем с помощью этой моды он
стремится отличаться от окружающих его
людей.
Человек подражает другим и
в то же время старается
в этой форме подражания осуществить
собственную самостилизацию, свое представление
о самом себе. Иногда на первый взгляд
может показаться, что мода слишком привержена
к вычурному и легкомысленному, что оно
подавляет функциональное назначение
платья. Однако, история знает много примеров
тому, что именно мода некоторые явно функциональные
виды одежды подняла до разряда модных
вещей. Это тоже связано с выражением общественного
престижа, с манифестацией образа жизни
и взглядов на жизнь.
Например, джинсы, первоначально являвшиеся
исключительно дешевой рабочей
одеждой, в определенный период
стали модным и даже престижным
предметом костюма. Невысказанное
значение джинсов так обязывает,
что оно заглушает даже привкус
однообразия, которое в данном
случае очевидно.
Девушки, появлявшиеся в любых
ситуациях в джинсах и грубых,
свисающих свитерах, демонстрировали
тем самым скорее свою принадлежность
к определенному поколению и
к конкретной социальной группе,
нежели свои эстетические взгляды
и свой личный вкус.
Интересным свидетельством взаимосвязи
между одеждой и общественным
положением людей является английское
выражение для обозначения выпускников
престижных колледжей: их называют
«белыми воротничками». Таким
образом, место получения образования
и социальное сословие очень
просто обозначаются характерной
частью одежды. К таким же англо-американским
символам в деталях одежды
относятся и фирменные галстуки
университетов и клубов.
Мода
в целом всегда стремится к
молодому и свежему впечатлению:
она хочет омолаживать. Антропологи
доказывают, что татуировка и орнаменты
из глины на лице у некоторых примитивных
племен делались не только для украшения,
но так же и для сокрытия морщин.
При этом сущность моды - изменение
- ближе динамичному темпу жизни
молодых людей.
Таким образом, одежда человека
- это вовсе не оболочка, внешний
признак или случайное, несущественное
добавление: она в гораздо большей
степени, чем многое остальное
вещественное окружение людей
(мебель, квартира, предметы обихода),
представляет собой непосредственный
символ их индивидуального существования,
существования определенной группы,
целой нации или целой эпохи.
И если исторический костюм - это
правдивое зеркало прошлого, то
неотъемлемым дополнением к нему
служит современная одежда ныне
живущих народов, рассказывающая
нам в своем многообразии основные
особенности их психологии.
Мода как
характеристика времени
Мода
- самый тонкий, верный и безошибочный
показатель отличительных признаков
общества, маленькая частица человека,
страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий,
профессий. Наконец, в разных частях света,
в разных странах развитие общества имело
свои специфические особенности, и все
они - климатические, социальные, национальные
и эстетические - ярко выражены в многообразии
костюмов.
Каждая эпоха создает свой
эстетический идеал человека, свои
нормы красоты, выраженные через
конструкцию костюма, его пропорции,
детали, материал, цвет, прически, грим.
Во все периоды существования
сословного общества костюм был
средством выражения социальной
принадлежности, знаком привилегий
одного сословия перед другим.
Чем сложнее структура общества,
тем богаче традиция, тем разнообразнее
одеяния.
Наконец,
каждая эпоха характеризуется определенным
состоянием культуры, получающим своеобразное
выражение в искусстве моды.
Социальная
характеристика моды
Только
в допетровской Руси могли быть созданы
неповторимые и своеобразные одежды
боярства. Богатство и спесь, чванливость
и презрение к «работным» людям, размеренный
и незыблемый уклад жизни создали свое
понятие «красоты» костюма и облекли его
в своеобразную форму.
Так родились длинные шубы, подбитые
мехом и крытые тяжелыми и
негнущимися тканями, длинные,
опускающиеся до пола рукава,
высокие горлатные шапки. Стремление
Петра приблизить Россию к европейскому
уровню развития промышленности проявилось
и в костюмных реформах. На смену неподвижной
и неповоротливой одежде, символизирующей
отсталую Россию, пришел удобный и сравнительно
простой европейский костюм.
Мода русского купечества хранил
до последнего дня своего существования
традиции допетровской старины:
длиннополую суконную одежду, подстриженные
в скобку волосы.
Одно сословие от другого отделялось
ощутимой стеной законодательства
о ношении тех или иных тканей,
о размерах и форме одежды.
История костюма, начиная с
европейского средневековья по 19-ый
век включительно, полна указов
и постановлений, ограничивающих
не только количество одежды
для того или иного сословия,
но длину подола, длину и форму
рукавов, глубину выреза платья
(декольте). Стоимость тканей определяла
своих потребителей. Платье из
дорогой венецианской парчи (15-16
вв.) в Италии разрешалось иметь
дожам и их дочерям, тогда
как знатным горожанкам полагались
только парчовые рукава.
Не только характер ткани, но
и рисунки имели свое социальное
лицо. Шали были специальных рисунков:
купеческие, дворянские, деревенские.
Даже носовые платки разделялись
по чинам и званиям: кружевной
или тонкого батиста - дворянский,
фуляровый или клетчатый - для
чиновников, бумажный цветной - для
мещан...
Большие и малые события в
мире, стране, направления в искусстве,
литературные течения. отдельные произведения
поэзии и прозы, научные открытия и технические
совершенствования, прогресс транспорта
- все это отражается на формах костюма,
творит то, что мы называем модой.
Борьба женщин за равноправие
и возможность образования прежде
всего отразилась в костюме. При слове
«курсистка» сразу возникает образ женщины
в мужской прямой блузе, простой юбке и
шляпе-канотье (тоже мужской).
Мода в
поведении
Происходящие
в нашей стране социально-экономические
преобразования, не оставили в стороне
и такую важную часть нашей
жизни как моду.
Действительно, в зарождающемся
классе предпринимателей очень
модны строгие костюмы, белые
рубашки, короткие стрижки, что
можно охарактеризовать как «деловой
стиль». Но кроме этой чисто
внешней стороны стиля, появляется
новое и в манерах, поведении,
общении, речи.
Еще недавно привычное «товарищ» теснится
обращением «господин», а слова «сударь»
и «сударыня» уже не звучат диссонансом,
а воспринимаются как веяние нашего времени.
Рассмотрим, то что пришло в нашу жизнь
и стало модным в настоящее время, и что
совсем недавно воспринималось нами как
«и прошлого века».
Среди ритуальных форм обращения
людей друг к другу существуют
приветствия, прощания, представления.
Они бывают то корректными,
учтивыми, галантными; то недоброжелательными,
спесивыми, заносчивыми. В них проявляется
гамма тональности, которая зависит от
характера взаимоотношений между людьми,
возраста, пола, степени родства и уровня
культуры.
У каждого народа свои правила
встреч и расставаний: поклоны,
рукопожатия, снятие головного
убора, вздымание рук, опускание
на колени, поцелуи одежды «святейшего».
Поклон.
Склонение головы есть выразительный
жест уважения. Глубина поклона зависит
от статуса партнеров и сложившейся
ситуации. В поклоне заложен смысл
уважения Человеку, Богу и Земле. У
японцев, например, три степени поклона:
самый низкий –«сайкейрей»; средний
поклон с углом в 30 градусов; легкий поклон
- в 15 градусов.
Рукопожатие.
Это один из повсеместно бытующих
жестов дружеского расположения. Протянутая
рука - знак миролюбия, отсутствия в
ней «камня».
При рукопожатии женщина первая
подает руку, но не пожимает
руки мужчины. Рукопожатия между
мужчиной и женщиной не должны
быть фамильярными.
Обычай целовать руку женщины
сегодня, кажется, уходит е
прошлое. В России XIX в. поцелуя
руки, как проявление особого почета, удостаивались
только немногие замужние женщины, - мать,
жена, замужняя сестра, хозяйка дома. При
поцелуе мужчина наклоняется, но руку
дамы высоко не поднимает.
Снятие
головного убора. Форма уважения,
распространенная в основном в Европе.
На Востоке ритуал приветствия
имеет свой почерк. Так, приветствия
между мусульманами могут считаться
исполненными, когда привет и
ответ произнесены по всем
правилам и взаимно услышаны.
После первых приветствий принято
спрашивать о здоровье друг
друга и членов семьи. Словесный
знак приветствия - «Мир Вам!»
В странах Востока и ныне
сохраняется стиль движения по
улице высокопоставленной особы.
И чем важнее особа, тем медленнее
она должна двигаться. Этим
обеспечивается ее важность и
возможность встречным успеть поклониться.
Существует на Востоке и такое
правило: неэтично мужчине приветствовать
...красивую женщину. Такой шаг
означает наличие в мужчине
«дьявола». Можно приветствовать
только некрасивую женщину. При
этом женщина должна быть настолько
сдержана в поступках и словах,
дабы не дать повода к возникновению
бесцеремонности по отношению к ней.
Формой представления в обществе
служат визитные карточки. Особенно
они были модны в прошлом,
но ныне вновь «набирают силу».
Визитная карточка - лицо человека.
Их вручают при знакомстве
или прикладывают к посылаемому
подарку. Визитная карточка содержит
фамилию, имя, отчество, ученую
степень, профессию, официальную
должность, номер телефона.
Комплименты.
Похвала, комплимент, теплое слово ободряют
человека, и не будем смущаться
высоких слов «любви и удивленья»
в адрес друзей, родных и сослуживцев.
Но в комплиментах и любезностях
должна быть только полная
искренность. Без фальши. Если
нет повода для комплимента - лучше
промолчать.
Переход
с «Вы» на «Ты». Переход от одного
обращения к другому знаменует
важный этап отношений между людьми.
Сфера официально-вежливого «Вы»
широка. Это обращение к незнакомому
или мало знакомому человеку; обращение
к старшему по возрасту, социально-правовому
положению, обращение среди коллег,
сослуживцев, дипломатов. И всюду тон
сдержанной вежливости.
Обращение на «Вы» обязательно
и по отношению старших к
младшим. Но тут наблюдаются
неоправданные отступления. Обращение
к молодежи на «Ты»- нарушение
этикета. К юношам и девушкам,
достигшим 18 лет, обращаются на «Вы».
Обращение на «Ты» означает
близость, а то и дружбу. Сердечное
«Ты» устанавливается с хорошо
знакомым человеком, при дружеских
отношениях, при равенстве социально-правового
и возрастного статусов. Переход
с «Вы» на «Ты» в отношениях
между мужчиной и женщиной
определяет женщина.
Поведение
на улице. Улица - смотрины вежливости
и культуры человека. Первая оценка
- по внешнему виду и осанке. Воспитанного
человека узнаешь по размеренной
походке, умению держаться скромно,
но с достоинством. Он идет прямо, не
оглядывается, долгого взгляда на
встречных не задерживает. Громко не
говорит. К себе внимание не привлекает.
Знакомым вежливо кланяется. В нечаянном
столкновении приносит извинения. Никому
не заслоняет дороги, не заставляет
сойти с тротуара, если узким оказался
проход.
На улице, в толпе, важно
остаться вежливым, и во всяком случае
приносить извинения за доставленное
соседу неудобство: