Психологическая характеристика модного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, причем сложности очевидны. Как и во многих других случаях в психологии масс, в очередной раз это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах.

Файлы: 1 файл

Психологическая характеристика модного поведения.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

Тип «суггестора» обращается к глубинным, древнейшим механизмам массовой психологии. Обретя что-то модное, однажды поверив в то, что это действительно модно, он потом долго не сможет отказаться от веры в свою «правоту», и может до конца дней использовать, скажем, наряды «времен очаковских и покорения Крыма». В том же памфлете М. М. Щербатова описывается, как в допетровские времена, помимо «коронных сосудов», даже царь и царица «пять или шесть, а много до десяти платьев когда имели... то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже мало знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, непо-читаясь староманерными носили и употребляли»1.

  Такой способ жизни закреплялся  даже законодательно. Царь Алексей  Михайлович, например, даже издал  указ, запрещающий перенимать новые  чужие обычаи, в частности, носить  платье «с иноземского образца». Даже реформатор Петр I, вроде бы поколебав обычаи, порубив боярам бороды и обрезав кафтаны, слишком далеко во введении моды пойти не смог. В указе 1701 года он очень жестко ограничил «гардероб» нации, с точностью перечислив все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди — и мужчины, и женщины, от парадных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. С одной стороны, инновация. С другой — только в рамках царева указа.

  В противоположность предыдущему  типу, суперинноватору «антимоднику», такой «суггестор» выполняет иную роль, традиционалиста-консерватора. Приняв когда-то нечто как «модное», он будет сохранять и оберегать его, обеспечивая стабильность и незыблемость воспринятых им «устоев».

  На данном типе, собственно, и  держится действительно массовая  мода. Та или иная одежда, мысль,  деталь становятся массовыми  тогда и только тогда, когда  их подхватывают и начинают  размножать такие «массовики».  Без них массовой моды не  было бы вообще.

  В целом же, понятно, что два  описанных типа удачно взаимодополняют друг друга. Без одного не было бы другого. Это не только привычное «отрицание отрицания», но и своеобразное «утверждение утверждения» друг друга. Подчеркнем, однако, что среди всех известных феноменов психологии масс такая взаимосвязь наиболее наглядно присутствует только в моде. Только в моде суггестия столь явно отрицает контрсуггестию и, одновременно, утверждает ее. И, соответственно, наоборот: она же явно утверждается и отрицается своим, вроде бы, психологическим антагонистом.

  Общая же ситуация зависит  от доминирования того или  иного типа. Возобладает первый  тип — массовая мода просто  не будет иметь ни времени,  ни возможности становиться реальной  модой, растворясь в хаосе и непрерывной сменяемости одного другим. Возьмет верх второй — мода также исчезнет, но теперь она растворится в незыблемом, в традициях и ритуалах. Именно поэтому массовая мода существует между описанными полюсами, в том самом социально-психологическом пространстве, которое заполнено обычными людьми, не принадлежащими ни к одному из названных типов, либо принадлежащими к каждому из них, но только отчасти.

  Для любого нормального, «среднего»  человека обычно свойственно  проявлять некоторое внимание  к модному. Но, как правило, он воспринимает моду в ее буквальном значении — как некоторую «меру» между двумя возможностями: самовыражения и выделения из массы, с одной стороны, и практичной возможностью следовать привычному — с другой. Именно в таком контексте, безусловно, прав П. Карден, автор уже классического определения: «Мода — это способ выражения. Другими словами, мода — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте». Для теоретиков-модельеров все представляется совершенно естественным: «Мода позволяет личности выразить себя, защитить свою индивидуальность. Хотя в то же самое время мода, предоставляющая человеку определенный, принятый большинством стандарт, несомненно, облегчает человеку проблему выбора. Мода, объединяя под своими "знаменами" тысячи людей, создает некую иллюзию единения. И это благотворное обстоятельство очень в духе нашего времени»1.

Влияние моды на психологию масс

В отличие от целого ряда других близких  явлений, являющихся как бы прямым следствием законов психологии масс, мода оказывает  на массовую психологию еще и обратное, вторичное влияние. Если в большинстве  остальных феноменов массовой психологии общность возникает на основе возникающих  общих эмоциональных состояний  и способствует их регуляции, то здесь  действует еще и закон обратной связи. Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково  одетых, мыслящих или говорящих людей  и за счет этого порождает вторичную  эмоциональную связь между ними. Подчеркнем, что для возникновения  такой связи подчас просто нет  общей, единой эмоциональной основы. В такой общности нет никакого непосредственного заражения и  вызываемого им подражания. Общность создается как бы виртуально, на расстоянии, а реально задается чисто  внешним сходством вдруг оказывающихся  вместе людей, когда они как бы случайно оказываются внешне похожими. Это не толпа, а скорее «несобранная публика» из аудитории читателей  модных журналов, которая может становиться  толпой и действовать по ее законам  на основе не внутреннего, а внешнего единства, оказываясь вместе. Тогда, превращаясь  в контактную общность, она и обнаруживает свою теперь уже вторично массовую природу.

  Рассмотрим пример из моды  сравнительно недавнего прошлого: «В свое время, когда джинсы  еще только входили в моду, были труднодоступной и весьма  престижной одеждой, «джинсовые»  мальчики и девочки считали  себя едва ли не единомышленниками,  легко объединялись в группы, компании по принципу «свои  — со своими». Хотя чаще всего кроме одинакового подхода к одежде да возможности приобрести модную новинку их ничто больше не объединяло»2. Неверно: их объединяло чувство общности «мы», включавшее, между прочим, не только штаны, но и общность возраста, и общее отношение к этим самым штанам, и много чего еще. Герой известного романа немецкого писателя У. Пленцдорфа «Новые страдания юного В.» объяснял непонимающим: «Джинсы надо с толком носить. А то натянут и сами не понимают, что у них на ляжках. Терпеть не могу, когда какой-нибудь двадцатипятилетний хрыч втиснет свои окорока в джинсы, да еще на талии стянет. Это уж финиш. Джин-

1  Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 10.

2  Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 86.

сы — набедренные штаны! Это значит, они должны быть узкими и держаться просто за счет трения... В двадцать пять лет этого уже не понять... Вообще, джинсы — это весь человек, а не просто штаны»1. Сомнительно, чтобы настоящие ковбои согласились с подобными рассуждениями, но это уже не имеет значения. Став предметом подростковой моды, джинсы оторвались от ковбоев и создали особую массу «джинсоносцев»-тинейджеров. Со своей особой философией (тут и хиппи, и панки, и многие другие), мировосприятием, со своими сложными взаимоотношениями и своей особой эмоциональной общностью.

  Справедливо подмечено: человек,  одетый в том же стиле, что  и мы, обычно сразу становится  нам эмоционально ближе и понятнее. Уже одно то, что ему нравятся  те же самые вещи, что и нам,  создает у нас иллюзию, будто  мы и мыслим, и воспринимаем  мир одинаково. Более того: что  и вести себя, одинаково одетые, мы должны одинаково. 

  Наиболее яркий пример такого  рода — военная форма. В  конечном счете, разница между  партизанским отрядом и равным  ему по численности подразделением  регулярной армии не слишком  велика. Более того, по эффективности  действий, нанесению потерь врагу  эта разница может быть даже  в пользу партизанского отряда. Еще Наполеон, столкнувшись в  свое время с испанской партизанской  войной, герильей, признал, что одержать  военную победу в стране, где  стреляет каждый камень, практически  невозможно. Потом это подтвердили  и русские партизаны в отечественных  войнах 1812 и 1941-45 годов. Однако  партизанские боевые действия  потому и называются «партизанщиной», что они основываются на значительной индивидуальной свободе партизан. В отличие от них, солдаты любой регулярной армии действуют не по обстоятельствам, а по приказу. У них отнята личная свобода, а индивидуальные, личные качества изначально сознательно нивелированы принудительно «модной» массовой единообразной униформой.

  Одно из базовых, исторически  выработанных условий социально-психологического  превращения скопища новобранцев в боевую единицу — их деиндивидуализа-ция. Она достигается принудительно, без всяких эмоций, простыми средствами -типа одинаковой стрижки и переодевания в одинаковую одежду. Но уже одно это почти сразу же порождает те эмоциональные состояния, которые принято красиво называть «боевым братством» и «чувством боевого товарищества». Внешняя одинаковость способствует быстрому нарастанию внутренней одинаковости. Еще 3. Фрейд, исследуя армию как «искусственную массу», отмечал, что это в огромной степени облегчает решение тяжких задач «отцов-командиров» по обучению и воспитанию солдат, по превращению случайных новобранцев в регулярное войско.

  Таким образом, мода оказывается  еще в одном смысле двойным  феноменом. С одной стороны,  это прямой феномен психологии  масс. С другой стороны, это  некоторое условие формирование  массы и развития массовой  психологии. Стоящий за этим социально-психологический  механизм достаточно очевиден. Внешнее  сходство сразу порождает и  пробуждает то самое чувство  «мы», которое лежит в основе  массы. «Мы» — например, с красными  звездами, в зеленой форме. Соответственно, «они» — с черными крестами, в грязно-серой форме. «Мы»  — защитники, «они» — агрессоры.  «Мы» — безусловно, хорошие, «они»  — определенно, плохие. Тот, кто  одет в «нашу» форму, безусловно, «свой». Одетый в «чужую» форму  всегда враг. Между прочим, это  — психологическая основа всех  пособий по военному шпионажу.

1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 76.

Основные  выводы

Мода  — это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о

  «модности» и «немодности». В развитии моды наиболее ярко проявляется пар

  ный, двойственный, но взаимосвязанный психологический механизм заражения-

  подражания. Одновременно мода проявляется  как в виде стандартизированного

  стихийного массового поведения,  так и в иных, нестандартных  и не стихийных

  формах. С социально-психологической точки зрения, мода — это стремление к

  внешнему разнообразию, парадоксально  оборачивающееся своей противополож

  ностью, внешним и особенно внутренним психологическим единообразием.

В основе феномена моды лежит не единый и постоянный, в многообразный и пе

  ременчивый психологический механизм. Этот механизм, состоящий из несколь

  ких звеньев, обеспечивает особую  динамичность моды. С точки зрения  внешнего

  наблюдателя, этот механизм быстро  делает что-то модным и одновременно  пре

  вращает нечто предыдущее в явно немодное. С социально-психологической точ

  ки зрения, однако, все происходит в обратной последовательности. Вначале по

  является нечто, делающее в  глазах людей немодным все  предыдущее. И только

  затем это новое становится  модным, вытесняя теперь уже явно  немодное. Имен

  но так появлению психологической  «модности» предшествует представление  о

  «немодности».

В основе массовой моды лежит психологический  феномен подражания. Однако

  это -~ второе звено сложного механизма моды, та «модность», которая способству

  ет распространению нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующе

  му и признанному модным. Соответственно, первое звено общего механизма — со

  здание нового, его демонстрация  и пропаганда. За созданием, демонстрацией  и

  пропагандой нового всегда стоят  попытки личности или группы  выделить себя и

  обособить от других. Значит, первоначальное  звено появления массовой моды  на

  деле оказывается антимассовым.

К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т. д.

  Психологически массовая мода  — это подражание тем, кого  люди считают пред

  ставителями референтной для себя группы, подкрепляемое другими названными

  факторами. Подражание стимулируется  целенаправленным заражением, исполь

  зуемым рекламой и массовой коммуникацией в целом.

Массовая  мода выполняет пять основных социально-психологических  функций.

  Мода «массовизирует» человеческую психику, заставляя индивида быть таким

  же, как масса ему подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно

  же регулирует его эмоциональные состояния. Мода приобщает людей к новому,

  выполняя инновационную функцию.  Наконец, следование моде часто  способству

  ет самоутверждению личности.

Процесс распространения массовой моды включает восемь компонентов. К ним

  относятся автор (создатель) чего-то  модного, формирующий новый продукт;  со

  автор моды (первый сторонник  идей автора); демонстраторы и  первичные распро

  странители; структуры локального распространения моды; поклонники модного;

  средства массового тиражирования;  реклама и массовая система  продаж.

 

План 

  Понятие моды 3 Мода как характеристика времени 5 Социальная характеристика моды 6 Мода и технический прогресс 7 Мода в одежде, поведении, стиле жизни 9 Мода в одежде 9 Гардероб женщины 9 Гардероб мужчины 10 Мода в поведении 12 Стиль жизни 17 Мода в зеркале художественной литературы и живописи 20 Заключение 24 Литература 25

  «Презирать моду так же неумно, как и слишком рьяно ей следовать». Лабрюйер.

 Понятие  моды 

  Модой в самом широком смысле  слова называют существующие  в определенный период и общепризнанное  на данном этапе отношение  к внешним формам культуры: к  стилю жизни, обычаям сервировки  и поведения за столом, автомашинам,  одежде. Однако при употреблении  слова мода, которым всегда подразумевается  постоянное и с позиций разума  недостаточно объяснимое стремление  к изменению всех форм проявления  культуры, обычно имеют в виду  одежду. История моды так же  стара, как и история костюма.  С того момента, когда человек  открыл значение одежды как  средства защиты от неблагоприятных  воздействий природы, оставалось  немного до тех пор, пока  он не начал размышлять о  ее эстетической и стилизующей  функции. Одежда явилась тем  объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог  выразить свое художественное  мировоззрение. Выражение «таинственный  язык моды» мы можем спокойно  заменить формулировкой «живой  язык одежды» и в особенности  в применении к историческим  эпохам, ибо наряд человека остался  до настоящего времени средством  зрительного выражения определенных  представлений о самом костюме  и обо всем мире в целом.  С древнейших времен человек  стремился прикрыть свое обнаженное  тело, что можно было бы объяснить  целомудрием и чувством стыда.  Однако такое толкование представляется  слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет  был в свое время «одеждой»,  т.к. он являлся мостом между  голым, ранимым человеческим телом  и окружающим миром. Яркие примеры  символического значения определенных  форм одежды представляют собой  жесткие правила средневековых  сословий или испанских монархов. Такие дошедшие до наших времен  правила стилизации внешности  человека, хотя и виной форме,  обнаруживаются вплоть до сегодняшнего  дня. Французская революция гильотинировала  не только головы аристократов, но и парики в буквальном  и переносном смысле. С этого  времени отсутствие парика было  таким же обязательным в обществе, каким сейчас является ношение  джинсов. Одежда говорит о многом, она разоблачает определенные  мысли. Какое странное противоречие! Одежда являет собой наиболее  индивидуальное творение человеческой  культуры, и в то же время  рядом с модой, которая как  тень следует за одеждой, шествует  могущественный инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания  можно интерпретировать как форму  биологической самозащиты, естественный  рефлекс стадных существ. Сравнение  с человеческим обществом напрашивается  само собой. Подражание одновременно  является необходимой предпосылкой  моды, ее противоречием; то, что  мы называем процессом развития  моды, представляет собой в сущности слияние противоречий. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей. Человек подражает другим и в то же время старается в этой форме подражания осуществить собственную самостилизацию, свое представление о самом себе. Иногда на первый взгляд может показаться, что мода слишком привержена к вычурному и легкомысленному, что оно подавляет функциональное назначение платья. Однако, история знает много примеров тому, что именно мода некоторые явно функциональные виды одежды подняла до разряда модных вещей. Это тоже связано с выражением общественного престижа, с манифестацией образа жизни и взглядов на жизнь. Например, джинсы, первоначально являвшиеся исключительно дешевой рабочей одеждой, в определенный период стали модным и даже престижным предметом костюма. Невысказанное значение джинсов так обязывает, что оно заглушает даже привкус однообразия, которое в данном случае очевидно. Девушки, появлявшиеся в любых ситуациях в джинсах и грубых, свисающих свитерах, демонстрировали тем самым скорее свою принадлежность к определенному поколению и к конкретной социальной группе, нежели свои эстетические взгляды и свой личный вкус. Интересным свидетельством взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение для обозначения выпускников престижных колледжей: их называют «белыми воротничками». Таким образом, место получения образования и социальное сословие очень просто обозначаются характерной частью одежды. К таким же англо-американским символам в деталях одежды относятся и фирменные галстуки университетов и клубов. Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Антропологи доказывают, что татуировка и орнаменты из глины на лице у некоторых примитивных племен делались не только для украшения, но так же и для сокрытия морщин. При этом сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей. Таким образом, одежда человека - это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии.

Информация о работе Психологическая характеристика модного поведения