Психологическая характеристика модного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, причем сложности очевидны. Как и во многих других случаях в психологии масс, в очередной раз это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Тем более что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах.

Файлы: 1 файл

Психологическая характеристика модного поведения.docx

— 99.83 Кб (Скачать файл)

  «Простите, я нечаянно!»;

  «Разрешите Вас побеспокоить»;

  «Я вынужден Вас потеснить,  извините!».

  По тротуару мужчина шагает  слева, женщина справа. Почему  справа? Правая сторона - почетная  сторона, она более удобна, здесь  женщина не подвергается толчкам  встречных. Если мужчина сопровождает  двух женщин, он идет посредине,  уделяя внимание каждой из  спутниц, когда идут вчетвером  - тротуар не занимают, стараются  идти попарно. При встрече группы  здороваемся с каждым. чтобы никого не обидеть. Первыми подают руку женщины и старшие по возрасту и социальному статусу мужчины.

  По лестнице, при спуске, мужчина  идет впереди, при подъеме - сзади. Предпочтительная сторона  для женщины - у перил.

Театр, тусовка. «В театре следует держаться так же прилично и благовоспитанно, как и в великосветской гостиной», читаем в правилах хорошего тона, действовавших в прошлом веке. Они же напоминали театралу: костюм, в котором Вы собираетесь в театр, надо проветрить от нафталина, а духи не должны быть слишком крепкими.

  В театр первой входит женщина.  Войдя в фойе, мужчина снимает  головной убор, а при выходе  надевает его только в дверях. В гардеробе, как известно, помогает  спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам.

  В зрительный зал первым входит  мужчина. К своему месту проходят  лицом к сидящим и просят извинения за беспокойство. В ложе передние места уступают женщине. Заметив знакомых, приветствую их легким наклоном головы. Если лицо высокопоставленное или если это женщина - кланяются чуть привставая.

  Ведущее правило поведения в  театре - соблюдение тишины. В ходе  представления вызывает протест  окружающих, когда кто-то щелкает  замком дамской сумки, разворачивает  обертку конфет, просит у соседа  программу концерта или либретто оперы.

  В антракте некорректным является  рассматривать в бинокль театральную  залу и зрителей. Если спутник  желает выйти, а спутница предпочитает  оставаться в ложе, то ему позволительно  отлучиться на некоторое время,  перекинуться с приятелем несколькими  словами, но не останавливаться  и не беседовать с другими  женщинами. Таковы правила, соблюдаемые  в прошлом. Такими они остались и в наши дни.

...Спектакль  закончился. Артисты кланяются публике.  Но зрители зал не покидают  и продолжают их приветствовать. Бег в гардероб - верх неприличия. Есть правила о месте и времени  аплодисментов. Их незнание может  поставить нас в неловкое положение.  На симфонических концертах, например, принято аплодировать после окончания  всего произведения, а не после  каждой ее части. Тут следует  ориентироваться по дирижеру. Его  поворот к публике - время оваций.

Деловая поездка, поездка на отдых. Вам предстоит  дальняя дорога. В пути путешественник будет чувствовать себя комфортно, если продумает все детали отъезда  от билета до бритвенного прибора. Спешка в сборе ведет к опозданию, а опоздание несет тысячи неприятностей.

  Родные и друзья провожают  вас у вагона. Цветы, как правило не преподносятся - в дороге будут лишь обузой. Лучше предложить свежие газеты, иллюстрированные журналы, фрукты (лучше цитрусовые). В вагон первым входит мужчина, подает руку даме. В купе мужчины и молодые люди уступают нижние места женщинам и пожилым людям.

  В вагоне вам нередко предстоит  провести несколько суток. Надевают  предусмотрительно взятые облегченные  вещи. Но не пижамы и кухонные  халаты! Туфли нужно сменить на  тапочки, да не те стоптанные  шлепанцы, что второпях сунули в портфель.

  Наступает время знакомиться  с соседями по купе, ведь хороший  попутчик - половина дороги. Представляются  друг другу по имени и отчеству. Через некоторое время Вы уже  будете иметь представление о  своих соседях, однако «здесь  необходима корректность. У каждого  пассажира свой неведомый мир  переживаний и свой стиль поведения.  Навязчивость, излишняя разговорчивость  нежелательны. Находят интересные для беседы темы. Если беседа не клеится, углубляются в чтение или предаются раздумью под стук колес дальнего экспресса.

  Помните о правилах приличия  при приеме пищи в поезде. Еда  заготовлена еще дома (сыр, колбаса,  куры) и завернута в салфетки. С попутчиками свою провизию  можно и не делить, но будет  уместным предложить соседям  фрукты, конфеты, соки. При этом  не рекомендуется категорически  отказываться, но и слишком настаивать на угощении не следует.

  Пассажиры, знакомые с нормами  этикета, в купе попоек не  устраивают, косметических масок не делают, ногти не чистят.

  Но вот пора выходить. Встречают  нас или нет, желательно найти  возможность побриться, надеть  свежую сорочку, почистить обувь.  Попутчикам, следующим дальше, желают  счастливого пути, благодарят за  компанию и интересно проведенное  время. Можно утверждать: поездка  удалась, если вы были предупредительными и вежливыми.

  Когда летите самолетом - тот  же такт и та же вежливость. Вот только своего места не  уступают. Но человек воспитанный  может предложить другу или  весьма уважаемому человеку свое  кресло у иллюминатора.

Заключение

 

 

С полотен живописцев смотрят на нас  напыщенные вельможи в торжественных  официальных позах, пешие и конные. Массивные кафтаны мужчин отягощены  обилием вышивки и позолоты. Богатая  перевязь для шпаги, чулки с ажурными стрелками и башмаки на толстых  красных каблуках, парик с ниспадающими по плечам и спине локонами.

  Эпитеты - придворный, торжественный,  величественный, грандиозный, характеризующие  стиль того времени, становятся правомерными и для моды.

  А вот изображена группа молодых людей, одинаково длинноволосы, затянутых в одинаковые джинсы и майки, обутые в стоптанные сандалии. Сразу же представляются незабвенные 70-е: хиппи, музыка Биттлз, рок – опера Иисус Христос – суперзвезда.

  Что позволяет нам так безошибочно  определить время и характеры  изображенных персонажей? Конечно  мода. Меняется время – меняется  мода. Жизнь - мгновение. Пока собираемся  жить, жизнь проходит, и в платяном  шкафу прибавляется отживших, немодных  вещей - немых свидетелей былого.

  Кто – то из великих сказал, что жизнь без моды невозможна: можно быть (читай жить) в моде или вне моды, третьего не дано. И это воистину так.

 Литература

  Иллюстрированная энциклопедия  моды. Изд. Артрия. Прага, 1966 г. Второе издание 1987 г.

  Комиссаржевский Ф.Ф. «История  костюма». Минск, «Современный литератор», 2000 г.

  Каминская Н.Н. «История костюма», Москва, Легпромбытиздат, 1986 г.

  Янсон К.В. Основы истории искусств. АОЗТ «Икар», Санкт - Петербург, 1996 г.

  Гнедич Р.П. Всемирная история искусств. Москва, «Современник», 1996 г.

История искусства зарубежных стран. Москва, изд-во «Изобразительное искусство», 1986 г.

  Власов В. Стили в искусстве.  Словарь. Изд-во «Лита», Санкт  - Петербург, 1998 г.

  Искусство стран и народов  мира. Государственное научное издательство, «Советская энциклопедия», Москва, 1965 г.

  История цивилизации. Новое время  XIV-XIX вв. III том, Москва, «ЭКСМО-Пресс», 1998 г.

Стиль как  характеристика современной моды

  Одежда отражает образ мыслей  и жизни человека, его манеры  и мораль, постоянно изменяющийся  калейдоскоп событий. Сегодня  одежда изменяется быстрее, чем  в прежние времена, подобно  тому, как постепенно увеличивается  темп жизни. Поэтому среди наиболее  важных, желательных характеристик  современной одежды называют  «стиль», «индивидуальность» и  «нарядность».

  Оригинальный дизайн, совершенная  конструкция и качественное изготовление - вот три основных составляющих стиля в одежде.

Стиль, понимаемый в широком смысле как  определенная форма художественного  выражения, узнаваемая через отличительные  черты или характеристики, первичен по отношению к моде.

  Мода в данном контексте определяется  как текущий стиль или общепринятая  мода в угоду моменту. Словосочетание  «общепринятая мода» синонимично  понятию стиль в узком значении - это то, что использовалось в  прошлом и «заношено» отдельными  группами населения. Например, стиль  «хиппи», сформировавшийся в середине 60-х и проявляющийся до сих пор.

  Индивидуальный стиль часто сталкивается  с необходимостью выдерживать  натиск кратковременной моды - прихоти  - на второстепенные элементы  костюма, например, какие-либо детали  или аксессуары. Выдержать этот  натиск помогает вкус - способность  человека отличить и оценить,  что действительно прекрасно  и «идет к лицу». Вкус - это свидетельство индивидуального восприятия. Вкус - это механизм индивидуального выбора.

  Принято считать, что потребитель  модной продукции определяется  степенью развитости эстетического вкуса:

  Потребитель с развитым эстетическим  вкусом ориентируется на создание  собственного стиля, прямо не связанного с модой.

  Среднеразвитый эстетический вкус  предполагает ориентацию на эстетические  свойства вещей, но без системно-целостного подхода к вещному окружению.

3) Неразвитый вкус - отсутствие эстетической  оценки вещной среды и вещей.

 

  Итак, проявление хорошего вкуса  в одежде выражается в способности  использовать те элементы моды, которые более всего подходят  внешности, соответствуют личностным  характеристикам, стилю жизни  и обстоятельствам. Индивидуальный  стиль обязывает к раскрытию  личности. В индивидуальном стиле  концентрируется и отношение  человека к моде, и его подверженность капризам моды, и его вкус.

^ Г. Мортон называет моду «живой версией или частью стшя в настоящем времени». Подобно тому, как устоявшийся стиль отражает стиль жизни и мысли людей, сегодняшняя мода образуется социальными силами под влиянием социальных условий.

  «Лидеры моды...или женщины со вкусом есть во всех социальных классах. И если одна из них подчинится капризам моды в силуэте, цвете и прическе, то, скорее всего, она будет выглядеть с «шиком». Но настоящая элегантность и неповторимый результат проявятся лишь тогда, когда такая женщина с помощью здравого смысла и способностей приспособит к своим потребностям все лучшее, что есть в моде. Это один из секретов индивидуального стиля», - подчеркивает Стенли Маркус (Stanley Marcus).2

  Поиск индивидуального стиля  сегодня становится более актуальной  задачей, чем следование моде. Истоки этой тенденции - в завершающейся  интернационализации моды. Сегодня  трудно обнаружить страну, в которой  бы женщины не носили одежду, представляющую собой версии  наиболее современных и удачных  моделей из столицы моды - Парижа. Парижские моды создают фон,  на котором проявляется индивидуальный стиль.

  Появление стиля в моде традиционно связывают с Г. Шанель.

  «Что преобладало в моде до  нее? Требование заказчиц, от которых  зависело все: у них было  монопольное право на украшения,  ткани и иногда даже фасон.  Портные перекраивали и переделывали  в зависимости от желаний светских  знаменитостей, так что их туалеты  представляли собой «синтез из  личных вкусов и вкусов их  портного». И беда ему, если  красавица замечала на другой платье, в чем-то похожее на ее собственное!

  И вдруг украшательство уступило  место линии, появилась одежда, родившаяся только благодаря  логике создателя, отвечавшего  на требования эпохи. Если женская мода была обязана Пуаре такими важными новшествами, как облегченный корсет, как попытка укоротить юбки.., если Пуаре был непревзойденным колористом, то именно Шанель в 1916 г. навязала моде столь решающие изменения, что заставила ее войти в XX в. Право женщин на комфорт, на непринужденность движений, возросшая важность стиля в ущерб украшательству и, наконец, неожиданное использование простых тканей, повлекли за собой ipso facto возможность в ближайшем будущем создавать элегантные модели, доступные для самого широкого круга покупательниц.

  Впервые революция в женской  моде состояла не в том, чтобы  подчиниться фантазии, а прежде  всего, в том, чтобы, следуя  неумолимой необходимости, ее упразднить».3

  Несомненно, тенденция к проявлению  стиля на фоне моды сказалась  не только на дизайне, но  и на производстве одежды. Массовое  тиражирование моделей уходит  в прошлое. Производство одежды  становится более гибким, мобильным.  Изготовление одежды в рамках  наметившейся тенденции все чаще  возводится в ранг индивидуального  искусства. Собственно, речь идет  о возрождении портняжеского искусства, значение которого еще в начале века определил А. И. Халфон: «Почва портняжного искусства - это есть примерка, и для того, чтобы портному было доступно угодить изяществом современному обществу - ему необходимо знать, что фон его художественной науки берется только от покроя, а стиль вытекает от примерки».4

  Идея происхождения стиля от  «примерки к индивидуальным психофизическим  особенностям человека» оказывает  существенное влияние на формообразование  современной одежды. Время требует  раскованности в одежде, отказа от стереотипов.

  На сегодня выделяются три  направления в моделировании:  классика, фольклорная тема и  свободная, «от куска ткани». Современная  мода стремится с помощью арсенала  своих средств помочь человеку  создать свой образ, подчеркнуть  свою индивидуальность в рамках общего культурного стиля.

  Да, мода изменчива, точнее изменчиво  ее содержание, а сам феномен  постоянен и представляет для  человека стабильную потребностно-мотивацион-ную значимость. Мода нужна человеку. Именно этим обстоятельством определяются положительные ответы на вопросы, постоянно волнующие многие поколения людей: «Хуже ли становится «свет» в свете моды?», «Мода - суета или обретение своего «Я»?»

  Наиболее точный ответ сформулирован  Ивом Сен-Лораном: «Моды проходят, а стиль остается. Кроме фантазии - своего рода витамина, который нужно регулярно впрыскивать в творчество, - в нем остается чистота. Людей трогает эта чистота. Особенно женщин, которые узнали себя в силуэтах, о которых я заставил их грезить»/

Информация о работе Психологическая характеристика модного поведения