Психологическая реабилитация пациентов с ишемической болезнью сердца перенесших операцию аортокоронарного шунтирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные условия психологической реабилитации больных после операции аортокоронарного шунтирования. В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:
1. Проанализировать медицинскую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить психологические особенности пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования.
3.Подобрать и апробировать методы психологической реабилитации пациентов после аортокоронарного шунтирования и проанализировать их эффективность по результатам формирующего эксперимента.

Содержание работы

Введение........................................................................................................4.
Глава I Теоретические подходы к проблеме исследования.
Понятие психологической реабилитации в научной литературе.......8
Психологические особенности пациентов с ишемической болезнью сердца (на основе материалов, представленных в зарубежной и отечественной литературе)...................................................................14
Пути и способы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца: существующие концепции, теории, методики.................................................................................................24
Выводы по главе..........................................................................................32
Глава II Организация процесса исследования: база и методики.
2.1 Характеристика базы исследования и выборки испытуемых, краткий анализ методов и методик исследования................34
2.2 Процедура и интерпретация результатов констатации...................36
Выводы по главе..........................................................................................44
Глава III Описание исследовательской работы направленной на психологическую реабилитацию пациентов с ишемической болезнью сердца.
3.1 Разработка и апробация программы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца............45
3.2 Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования....................................50
Выводы по главе..........................................................................................56
Заключение..................................................................................................57
Список литературы.....................................................................................59

Файлы: 1 файл

Диплом в печать вариант 2.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

 

  • 6 пациентов имеют гармоничный тип отношения к болезни - трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни; стремление во всем активно содействовать успеху лечения; нежелание обременять других тяготами ухода за собой;
  • У 10 пациентов выявлен тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность в отношении   неблагоприятного    течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, выраженный интерес к объективным  данным  о болезни,  настроение тревожное;  защитой от тревоги   становятся   приметы  и   ритуалы;
  • 3 пациента показали   ипохондрический  тип отношения к болезни —сосредоточение на  субъективных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них окружающим, преувеличение действительных и выискивание несуществующих  болезней и  страданий,  сочетание  желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур;
  • 1 пациент - эгоцентрический (Я)—«уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием; требование исключительной заботы о себе, постоянное желание показать другим свое особое положение, исключительность своей болезни;

Таким образом, проведение констатирующего этапа нашего эксперимента дало нам достаточное количество информации об основных особенностях психоэмоциональной сферы пациентов с ишемической болезнью сердца. Мы выявили, что уровень тревожности такого рода пациентов достаточно высок. При этом пониженная степень устойчивости к стрессу несет определенный уровень угрозы здоровью пациента. Полученные данные легли в основу формирующего этапа нашего исследования и определили необходимость разработки и апробации эффективных приемов психологической реабилитации.

Выводы по главе:

 Итак, подведем итоги  констатирующего  этапа исследования: пациенты с ишемической болезнью сердца, перенесшие операцию аортокоронарного шунтирования, вошедшие в состав экспериментальной группы, имеют высокие показатели ситуативной и личностной тревожности . Особое внимание стоит уделить тому, что тревожность у данной категории пациентов выступает скорее как личностная характеристика, нежели как реакция на какое- либо событие. Уровень сопротивляемости стрессу  у представителей экспериментальной группы находится на довольно низком уровне, что представляет большую угрозу для пациентов после выписки. Определение типа отношения к болезни показало, что в основном пациенты имеют тревожный тип отношения к болезни. Таким пациентам необходима дополнительная информация о причинах, течении и возможном исходе заболевания. Полученные данные легли в основу разработки  и апробации программы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Описание исследовательской работы направленной на психологическую реабилитацию пациентов с ишемической болезнью сердца.

3.1 Разработка  и апробация программы психологической  реабилитации пациентов с ишемической  болезнью сердца.

В формирующем этапе  нашего исследования мы приступили к  разработке и апробации программы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца, обозначенной нами как “Коронарный клуб”. Мы обратились к опыту российских исследователей Л.Ф.Николаевой и В.П.Зайцева, которые в 1989  создали “Школу для больных инфарктом миокарда” и выявили высокую эффективность данного метода, в основу которого положено групповое обсуждение наиболее актуальных тем  для данной категории пациентов. Также мы обратились к результатам констатирующего этапа нашего исследования, которое показало, что большинство пациентов имеют тревожный тип отношения к болезни.  Это проявляется в мнительном отношении  к неблагоприятному    течению болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, а также в жажде дополнительной информации о своем заболевании и выраженном интересе к объективным  данным  о болезни общим рекомендациям и замечаниям специалистов в данной области. В условиях медицинского учреждения у пациента формируется угрожающая картина его недуга, что может привести к повышению уровня тревожности. Нами было принято решение провести теоретические занятия, направленные на формирование объективной оценки данного заболевания. А также данные, полученные в констатирующем этапе нашего исследования, подтолкнули нас на включение в программу “Коронарного клуба” метода аутогенной тренировки. На наш взгляд метод аутогенной тренировки  необходим пациентам данной категории, так как он обладает двумя эффектами: снятием эмоциональной напряженности и ускорением восстановительных процессов различных уровней. Ускорение восстановления обеспечивается обучением пациента вызывать у себя релаксационное состояние. Пациент приобретает знания и опыт необходимый для проведения самостоятельной тренировки.

Таким образом, наша программа  психологической реабилитации содержит 2 направления:

Программа психологической  реабилитации ”Коронарный клуб”  рассчитана на 15 занятий. Занятия проводились  поочередно соответственно порядку  представленному в таблице 4.1, 3 раза в неделю, в группе пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования, численностью от 5 до 10 человек. 

Таблица 4.1

Программа психологической  реабилитации “Коронарный клуб”

 

 

 

Тема             занятия

Цель                                            занятия

        Ход занятия, продолжительность

Что такое ишемическая болезнь  сердца, стенокардия, инфаркт миокарда.

Ознакомить пациентов с общими положениями, касающимися диагноза ишемическая болезнь сердца (формирование объективного отношения к диагнозу ишемическая болезнь сердца)

1.Ведущий проводит опрос: знаете ли вы, что такое ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда.

2.Ведущий дает краткую характеристику ключевых понятий: ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда.

3.Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

 

Продолжительность 1 час

Аутогенная тренировка

Ознакомить пациентов с процедурой и правилами аутогенной тренировки

Занятие  состоит из 2частей:1.теоретическая - информационно-ознакомительная: Ведущий освещает общие теоретические вопросы: понятие аутогенной тренировки и физиологический смысл упражнений. Ведущий отвечает на вопросы. Перед началом практической части обучаемые рассаживаются посвободнее и не лицом друг к другу. После этого помещение затемняется.  (10-15 минут) 

2. практическая – собственно  релаксационная: Ведущий проговаривает  текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. (30-35 минут)

Продолжительность: 45 минут

Факторы риска вызывающие ишемическую болезнь сердца.

Ознакомить пациентов с основными  факторами риска, провоцирующими ишемическую болезнь сердца(осознание причин своего заболевания)

1.Ведущий проводит опрос: знаете ли вы какие факторы могут вызвать ишемическую болезнь сердца.

2.Ведущий выделяет основные факторы риска, вызывающие ишемическую болезнь сердца.

3. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

Возможно ли выздоровление?

Ознакомить пациентов с положительными данными возвращения к должному уровню жизни, после перенесенной операции аортокоронарного шунтирования(формирование положительного  отношения к собственному выздоровлению)

1.Ведущий задает вопрос: как вы считаете, возможно ли выздоровление после перенесенного инфаркта миокарда.

2.Ведущий приводит данные о положительном исходе лечения пациентов с ишемической болезнью сердца.

3. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

Какой образ жизни я должен вести?

Ознакомить пациентов с основными  правилами образа жизни, необходимых для благоприятного исхода лечения.(формирование направленности на ликвидацию вредных привычек и на формированиездорового образа жизни)

  1. Ведущий задает вопрос: как вы считаете какой образ жизни необходимо вести, имея диагноз ишемическая болезнь сердца.
  2. Ведущий оглашает основные правила здорового образа жизни, необходимых для выздоровления после перенесенного инфаркта миокарда.

Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

    8.

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

9.

Как помочь себе при обострении болезни, приступе стенокардии?

Ознакомить пациентов с доступными способами облегчения состояния при обострении заболевания.(формирование знаний о доступных методах самопомощи)

1. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником освещает основные доступные методы, предпринимаемые при обострении заболевания. Среди них медикаментозные и не медикаментозные(приемы аутогенной тренировки).

2. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

   10.

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

   11.

Сбалансированное питание при  ишемической болезни сердца –  важный лечебный фактор.

Ознакомить пациентов с основными  правилами сбалансированного питания, рекомендуемыми при ишемической болезни сердца.(формирование направленности пациента на переосмысление привычного образа питания)

1. Ведущий задает вопрос: как вы считаете, что такое сбалансированное питание, и какое значение данный фактор имеет для пациента с диагнозом ишемическая болезнь сердца.

 2.Ведущий оглашает основные рекомендации специалистов по здоровому и сбалансированному питанию, а также подчеркивает важную роль данного фактора для выздоровления пациентов.

3. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

  12.

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

  13.

Дозированные физические тренировки – основа реабилитации больных с ишемической болезнью сердца.

Ознакомить пациентов с положительным  влиянием дозированных физических нагрузок на процесс выздоровления.(формирование стремления пациента включить в привычный образ жизни дозированные физические нагрузки)

1. Ведущий задает вопрос: как вы считаете, какое влияние на процесс выздоровления оказывают дозированные физические тренировки.

2. Ведущий знакомит пациентов с рекомендациями специалистов в данной области. И делает акцент на результаты  положительного влияния дозированных физических тренировок на процесс выздоровления, после перенесенного инфаркта миокарда.

3. Ведущий в сотрудничестве с медицинским работником отвечает на вопросы пациентов.

Продолжительность 1 час

14.

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы. Продолжительность: 35 минут

15.

Аутогенная тренировка

Снятие эмоциональной напряженности

Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия.(приложение 1) После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает о самочувствии, возможных жалобах и общей оценки состояния пациентов. Отвечает на возникшие вопросы.Продолжительность: 35 минут


 

 

 

3.2 Сопоставительный  анализ результатов констатирующего  и контрольного этапов исследования:

Завершением нашего исследования является контрольный этап. Мы сравнили данные экспериментальной группы, полученные в констатирующем этапе нашего исследования с данными экспериментальной группы, полученными в контрольном этапе. В контрольном этапе мы использовали те же методики, что и в констатирующем. Результаты представим в таблице 5.1

Таблица 5.1

Сопоставительный анализ результатов проведения методики “Шкала реактивной и личностной тревожности”(опросник Спилбергера) в экспериментальной группе в констатирующем и контрольном этапе.

 

Ф.И. тестируемого

Сумма набранных баллов

Уровень тревожности

Личностная  тревожность

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Конст.

этап

Контр.

этап

Конст.

этап

Контр.

этап

Конст.

этап

Контр.

этап

Конст.

этап

Контр.

этап

Д. Валерий

50

52

46

44

высокий

высокий

высокий

средний

В. Вячеслав 

46

42

37

35

высокий

средний

средний

средний

А.Гельдыурат

54

51

41

40

высокий

высокий

средний

средний

Б. Валерий 

34

34

45

41

средний

средний

высокий

средний

Д. Владимир

30

29

32

30

низкий

низкий

средний

средний

Ж. Геннадий 

50

48

42

42

высокий

высокий

средний

средний

Л. Владимир 

44

40

32

27

средний

средний

средний

низкий

К. Василий 

54

50

35

31

высокий

высокий

средний

средний

М. Анатолий 

36

30

40

35

средний

низкий

средний

средний

Ч. Анатолий 

50

43

42

40

высокий

средний

средний

средний

Ш.Александр 

47

45

31

28

высокий

высокий

средний

низкий

Ф. Геннадий 

49

42

34

35

высокий

средний

средний

средний

К. Александр 

49

45

32

30

высокий

высокий

средний

низкий

Д. Владимир 

51

48

32

32

высокий

высокий

средний

средний

А. Владимир

43

40

30

27

средний

средний

низкий

низкий

А. Михаил

60

55

40

35

высокий

высокий

средний

средний

К. Сергей

72

69

35

30

высокий

высокий

средний

низкий

С. Анатолий 

45

38

31

30

высокий

средний

средний

низкий

Ч. Валерий 

56

52

38

36

высокий

высокий

средний

средний

С. Сергей 

42

40

34

31

средний

средний

средний

средний


 

Благодаря полученным данным мы можем сделать вывод о том, что уровень личностной и ситуативной тревожности, безусловно  изменился.  Высокий уровень личностной тревожности на данном этапе был обнаружен у 50% представителей экспериментальной группы, при этом в констатирующем этапе он был обнаружен у 65% испытуемых, как мы видим, после проведенной психологической реабилитации, 15% испытуемых  обрели статус среднего  уровня  личностной тревожности. Общее число испытуемых со средним уровнем личностной тревожности в контрольном этапе составило 40%. Низкий уровень личностной тревожности был выявлен у 10% испытуемых, в то время как в констатирующем этапе это количество составило всего 5%. Полученные данные интерпретируются нами следующим образом: благодаря лекционным занятиям в “Коронарном клубе” многие пациенты расширили свои знания в области такого заболевания как ишемическая болезнь сердца. Благодаря этому произошла переоценка собственного  состояния и возможно повысился оптимистический настрой в сторону полного восстановления. В лекциях особое внимания мы уделяли тем новым правилам здорового образа жизни, которые регулируют эффективное выздоровление. На наш взгляд многие пациенты приняли это к сведению и поставили перед собой цель следовать этим правилам.  Также мы не можем не отметить положительное влияния аутогенной тренировки. Благодаря проведенным упражнениям пациенты получили возможность некой эмоциональной и физической разрядки. Применение данной методики в постоперационный период имеет большую эффективность. Ведение дневника также дает возможность несколько по-другому отнестись к себе, так 70% пациентов использовали подобный способ ведения анализа собственной жизни впервые, и на данный момент готовы продолжить в дальнейшем ведение дневника.

В констатирующем этапе нашего исследования применялась методика “ТОБОЛ”, результаты которой позволили нам объяснить постигшую нас неудачу: у испытуемых 6,7 и 15 не было выявлено изменений в уровне тревожности. Как мы и предполагали выявленный у тип отношения к болезни безусловно понижает уровень эффективности реабилитационных приемов (6,7 – ипохондрический тип отношения к болезни, 15- эгоцентрический тип отношения к болезни.  Подобные данные должны служить основой для проведения продуманной индивидуальной психотерапии.

Полученные выводы отобразим  на графике 5.1

График 5.1

Сопоставительный анализ результатов проведения методики “Шкала реактивной и личностной тревожности”(опросник Спилбергера) уровня личностной тревожности экспериментальной группы в констатирующем и контрольном этапе.

Информация о работе Психологическая реабилитация пациентов с ишемической болезнью сердца перенесших операцию аортокоронарного шунтирования