Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:48, дипломная работа
Цель исследования: выявить эффективные условия психологической реабилитации больных после операции аортокоронарного шунтирования. В соответствии с целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:
1. Проанализировать медицинскую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить психологические особенности пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования.
3.Подобрать и апробировать методы психологической реабилитации пациентов после аортокоронарного шунтирования и проанализировать их эффективность по результатам формирующего эксперимента.
Введение........................................................................................................4.
Глава I Теоретические подходы к проблеме исследования.
Понятие психологической реабилитации в научной литературе.......8
Психологические особенности пациентов с ишемической болезнью сердца (на основе материалов, представленных в зарубежной и отечественной литературе)...................................................................14
Пути и способы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца: существующие концепции, теории, методики.................................................................................................24
Выводы по главе..........................................................................................32
Глава II Организация процесса исследования: база и методики.
2.1 Характеристика базы исследования и выборки испытуемых, краткий анализ методов и методик исследования................34
2.2 Процедура и интерпретация результатов констатации...................36
Выводы по главе..........................................................................................44
Глава III Описание исследовательской работы направленной на психологическую реабилитацию пациентов с ишемической болезнью сердца.
3.1 Разработка и апробация программы психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца............45
3.2 Сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования....................................50
Выводы по главе..........................................................................................56
Заключение..................................................................................................57
Список литературы.....................................................................................59
Так же представим результаты анализа данных реактивной тревожности экспериментальной группа в констатирующем и контрольном этапе: высокий уровень реактивной тревожности в констатирующем этапе был выявлен у 10% испытуемых, а в контрольном 0. Средний уровень ситуативной тревожности в констатирующем этапе составил 85%, а низкий 5%, В контрольном этапе нашего исследования средний уровень ситуативной тревожности составил 70%, а низкий был обнаружен у 30% испытуемых. Полученные данные отобразим на графике 5.2.
График 5.2
Сопоставительный анализ результатов проведения методики “Шкала реактивной и личностной тревожности”(опросник Спилбергера) уровня реактивной тревожности экспериментальной группы в констатирующем и контрольном этапае.
Также представим результаты сопоставительного анализа проведения методики “Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге” в экспериментальной группе в констатирующем и контрольном этапе. Данные представим в виде таблицы 6.1
Таблица 6.1
Результаты сопоставительного анализа проведения методики “Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге” экспериментальной группы в констатирующем и контрольном этапе.
Ф.И. тестируемого |
Сумма набранных баллов |
Степень сопротивляемости стрессу | ||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Д. Валерий |
250 |
230 |
Пороговая |
Пороговая |
В. Вячеслав |
240 |
230 |
Пороговая |
Пороговая |
А.Гельдыурат |
320 |
320 |
Низкая |
Низкая |
Б. Валерий |
180 |
150 |
Высокая |
Высокая |
Д. Владимир |
160 |
170 |
Высокая |
Высокая |
Ж. Геннадий |
265 |
260 |
Пороговая |
Пороговая |
Л. Владимир |
305 |
270 |
Низкая |
Пороговая |
К. Василий |
254 |
210 |
Пороговая |
Пороговая |
М. Анатолий |
299 |
270 |
Пороговая |
Пороговая |
Ч. Анатолий |
350 |
340 |
Низкая |
Низкая |
Ш. Александр |
320 |
300 |
Низкая |
Низкая |
Ф. Геннадий |
280 |
250 |
Пороговая |
Пороговая |
К. Александр |
380 |
340 |
Низкая |
Низкая |
Д. Владимир |
305 |
280 |
Низкая |
Пороговая |
А. Владимир |
255 |
260 |
Пороговая |
Пороговая |
А. Михаил |
300 |
280 |
Низкая |
Пороговая |
К. Сергей |
270 |
210 |
Пороговая |
Пороговая |
С. Анатолий |
220 |
205 |
Пороговая |
Пороговая |
Ч. Валерий |
240 |
200 |
Пороговая |
Пороговая |
С. Сергей |
270 |
230 |
Пороговая |
Пороговая |
Изменение степени сопротивляемости стрессу в экспериментальной группе можно обнаружить лишь по степени набранных баллов, уровень практически не изменился: у 10% испытуемых в констатирующем этапе была выявлена высокая степень сопротивляемости стрессу эти же показатели были обнаружены в контрольном этапе; 55% испытуемых в констатирующем этапе имели пороговую степень сопротивляемости стрессу, а в контрольном это количество увеличилось до 70%. В контрольном этапе исследования количество пациентов с низким уровнем сопротивляемости сократилось до 20%. Мы считаем, что полученные данные являются результатом небольшого временного отрезка между констатирующим и контрольным этапом нашего исследования. Наиболее значимые психотравмирующие события переживаются достаточно долго. Тем не менее благодаря бальной шкале мы можем определить некоторые положительные изменения. Данные отобразим на графике 6.1
График 6.1
Выводы по главе:
Результаты констатирующего
Это определило эффективность
нашей диагностической и
Таким образом мы решили поставленные задачи, доказали состоятельность гипотезы и достигли цели исследования.
Заключение:
Наше исследование было направлено на изучение психологической реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования. Актуальность данной темы не вызывает сомнения: операция аортокоронарного шунтирования на сегодняшний день является наиболее эффективным методом лечения ишемической болезни сердца. Как правило, пациентами кардиологических отделений становятся люди от 30 лет, но не всегда после операции они возвращаются к должному уровню жизни. В связи с этим разработка новых методов лечения и реабилитации больных с ишемической болезнью сердца представляет актуальную задачу.
Наше исследование содержало 2 направления: теоретическое и экспериментальное. В соответствии с задачами нашей работы была рассмотрена теория вопроса, это позволило определить наиболее важные теоретические положения: понятие психологической реабилитации; необходимость психологической реабилитации для пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших операцию аортокоронарного шунтирования; пути и способы психологической реабилитации пациентов данной категории.
Экспериментальное направление нашего исследования содержало 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем этапе были выявлены особенности психоэмоциональной сферы экспериментальной группы, выражающиеся в повышенном уровне личностной и ситуативной тревожности, а также в достаточно низкой степени сопротивляемости стрессу. Полученные данные легли в основу формирующего этапа нашего исследования.
Формирующий этап нашего исследования включил в себя разработку и апробацию программы психологической реабилитации, названной нами “Коронарным клубом”.
Заключительным этапом нашего исследования явился сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования. Данные, полученные в контрольном этапе, послужили подтверждением эффективности нашей программы психологической реабилитации.
Результатом проделанной работы явилось достижение поставленных задач и цели нашего исследования, а также подтверждение гипотезы.
Изучаемая нами проблема является сложной и многогранной. На наш взгляд явление психологической реабилитации пациентов различных категорий не достаточно рассматривать только в контексте психологии или медицины.
Список использованной литературы: