Психологические особенности интересов и склонностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом-готовое.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Факультет психологии

Кафедра психологии

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

 

Исполнитель:

студент 5 курса

очной формы обучения

Шамилов Шамиль Отчество

________________________

(подпись)

                 Научный руководитель

кандидат психологических  наук, доцент

Котенко Юлия Владимировна

_________________________

(подпись)

                                                          Рецензент

кандидат психологических наук, доцент

__Тасмуханова Алия Дауловна

______________________

 

(подпись)

Работа допущена к защите

Решением заседания  кафедры

Протокол № ___от ___20___г.

Зав. кафедрой _____________

                                  /Прохорова Т.Н./

Дата защиты_______________

Оценка____________________

 

 

Астрахань 2011 год.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте. 

1.1. Понятие учебных  интересов и склонностей………………………………

1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом

       возрасте……………………………………………………………………..

1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….

Выводы  по первой главе……………………………………………………..............

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………

2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………

2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….

2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………

Выводы  по второй главе……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Снижение  успеваемости, часто наблюдаемое  в средних классах школы, может  быть порождено самыми разными причинами  — от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего поэтому сугубо временный характер, до дебюта серьезных психических заболеваний, скажем эндогенной депрессии. Установить истинную причину неуспеваемости в этом возрасте часто бывает крайне сложно, и это требует участия профессионального психолога. Если неуспеваемость у детей младшего школьного возраста (не связанная с какими-либо органическими нарушениями) может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости обычно ведет и к улучшению общения ребенка с товарищами, повышению его самооценки, эмоциональному благополучию и т. п., то в подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот.

Наиболее  массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие  учебных интересов и склонностей,  или,  попросту говоря, нежелание учиться. Если нет желания учиться, никакая помощь, никакие дополнительные занятия не приносят пользы. Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, — очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода к каждому подростку.

Изучение учебных  интересов и склонностей подростков, является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность данной проблемы обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования интересов и склонностей в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

Мотивационная сфера является основной внутренней характеристикой личности. Мотивирование со стороны учителя побуждает учащихся к деятельности, но не всегда это оказывает положительное влияние на их личностное развитие. Для этого необходимо изучать внутренний мир учащихся, их мышление, стремления, желания, поведение. Необходимо выявлять мотивы их учебной деятельности с тем, чтобы предотвратить возникновение негативного отношения учащихся к предмету и акцентировать внимание на их личностном развитии.

Многие  ученые (Б. С. Волков, Р. С. Немов, В. А. Сухомлинский, Д. И. Фельдштейн и др.) отмечают, что самым ответственным периодом становления личности является подростковый возраст. В этот период наиболее ярко происходит   формирование   самооценки,   формируется   отношение   к   себе, окружающим людям и обществу. Именно в этот период внимание ребенка направлено на внешний мир, в сферу сверстников и взрослых. Подросток, реализуя свои способности и возможности, определяет свое место в данном обществе. Поэтому возникает необходимость в организации специальных психолого-педагогических ситуаций, стимулирующих проявление учебного интереса, а тем самым личностного роста подростков.

Всё вышеизложенное указывает на актуальность и практическую значимость проблемы и обуславливает выбор темы дипломной работы: «Психологические особенности учебных интересов и склонностей у подростков».

Объект исследования – учащиеся-подростки 7-8-х классов.

Предмет исследования – психологические особенности учебных интересов и склонностей.

Цель работы - выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их учебными интересами и склонностями.

Гипотеза исследования – личностные особенности учащихся оказывают влияние на формирование их учебных интересов и склонностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) на основе анализа различных исследований определить сущность понятий «учебные интересы» и «склонности»;

2) выявить особенности организации учебной деятельности подростков;

3)изучить взгляды различных исследователей на особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте;

4)исследовать особенности развития личности в подростковом возрасте.

Методики исследования. Для исследования взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их учебными интересами и склонностями использовались следующие методики: опросник «Экспертной оценки учебных интересов и склонностей учащихся» и «Оценки учащимися своих склонностей и интересов», разработанный А.К. Осницким, 16-факторный опросник Кеттела, для выделения характерологических особенностей учащихся, дифференциально-диагностический опросник Климова для выявления учебных интересов и склонностей, для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда, метод социометрии для определения социального статуса личности подростка в группе, самооценка и склонности учащихся определялись с помощью методики Дембо – Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.

Практическая  значимость работы определяется тем, что полученные результаты дипломного исследования позволяют не только выявить психологические особенности учебных интересов и склонностей детей подросткового возраста, но и позволяют обнаружить взаимосвязь личностных особенностей учащихся с теми или иными учебными интересами и склонностями. Выделенная совокупность методик, необходимых для изучения учебных интересов, позволяет объективно оценить склонности личности и помочь подростку в выборе будущей профессии.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 180 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Понятие учебных интересов и склонностей

Учебная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный  характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким – нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении  порождает разное отношении к  деятельности, а, следовательно, и уровень  познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников к  учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших  задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

В связи с этим интерес  определяется как эмоционально –  познавательное отношение, непосредственно  мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Проблема интереса в  обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых  разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную  функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Познавательный интерес  нужно признавать одним из самых  значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков