Психологические особенности интересов и склонностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом-готовое.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Высказывания  опросников соотносимы с показателями интересов и склонностей учащихся:

№ высказываний

Характеристика  субъектного опыта учащихся

1-4, 9-12, 17-19

Возможности и  стремления учащегося выполнить задание без посторонней помощи

5-8, 13-16, 20-22

Возможности и  стремления, связанные с выполнением  задания во взаимодействии с учителем

23-24

Интересы и  склонности, связанные с активным поведением учащегося

35-46

Склонности, обнаруживаемые в поведении учащегося

47-55

Отношение учащегося  к успехам и неудачам

56-64

Социальная  направленность

68-73

Оценка перспективы  профессионального самоопределения


 

Нормированный опрос учащихся и экспертов по использованной методике, позволил получить упорядоченные показатели по параметрам анализа субъектного опыта учащихся путем параллельного сопоставления самооценок учащихся и экспертных оценок. Наиболее существенны и значимы при анализе результатов, полученных с помощью методики показатели, производные от сопоставления оценок по исходным 22 вопросам.

Анализ оценивания учителями выявил сочетание зависимости  детей от помощи учителя с их стремлением  к независимости и самостоятельности. При этом ответы учащихся 7 и 8 классов  подтвердили наличие зависимости от помощи учителя, а также отсутствие демонстративности и строптивости в ситуации ее оказания. При этом, в 8 классах появляется тенденция, с точки зрения учителей, к пассивному отказу от помощи учителя.

Учителя подчеркивают послушание, избыточную конформность семиклассников и восьмиклассников.

По мнению как  учителей, так и учеников 7-8 классов, обращение за советом носит лишь эпизодический характер, в редких случаях ограниченный характер, что  является на наш взгляд, признаком  самостоятельности.

Кроме того, анализ результатов опросника показал наличие профессионально-ориентированных интересов как у семиклассников, так и у восьмиклассников. Причем, ответы учащихся 7 класса зафиксировали тенденцию к более слабому их проявлению.

Учителя отмечают постоянные готовность помочь, склонность оказаться полезным. Ответы учащихся 7 и 8 классов подтверждают, что их готовность помочь, склонность оказаться полезным, как эпизодичны, так и постоянны.

Стремление  проявить себя, согласно полученным результатам, обнаруживаются не столько в демонстрации своих возможностей, сколько в стремлении к независимости.

Склонность  к подражанию  у семиклассников и восьмиклассников носит избирательный  характер, причем к 8 классу, по мнению учителей, она проявляется достаточно ярко.

Отношение семиклассников к окружающим и взаимодействию с ними проявляется в недифференцированной тяге к общению и умеренном сотрудничестве. При этом учителя и дети отмечают доброжелательное сотрудничество в 7 классе.

Результаты  диагностики позволили зафиксировать желание учащихся 7 и 8 классов как к сотрудничеству, так и к соперничеству. Причем в 8 классе превалирует склонность к соперничеству, что является показателем растущей склонности в отстаивании собственных интересов, собственной точки зрения.

Учителя при наличии установки семиклассников и восьмиклассников на достижение успеха отмечают и выраженность мотивации к избеганию неудач. Ответы детей также позволяют сделать вывод, как о преобладающей, так и об умеренной склонности к достижению успеха, так и сдерживаемой склонностью к страху перед неудачей.

Следует отметить в ответах семиклассников направленность их склонностей в равной степени  на себя и на дело, а в меньшей  степени – на взаимодействие. Анализ учителями склонностей учащихся 8 класса выявил, наряду с направленностью склонностей на дело и взаимодействие, ярко выраженную направленность на себя.

Ученики 7 и 8 классов  в среднем одинаково оценивают  степень продвинутости в приобретении умений и навыков. У семиклассников зафиксировано высокое перспективное самооценивание, подтверждающееся в ответах учителей лишь в единичных случаях. К восьмому классу, согласно ответам учителей и детей, при снижении высокого уровня самооценивания появляется неудовлетворенность собой, что может явиться показателем качественных изменений в переоценке своих учебных интересов и склонностей от 7 к 8 классу.

Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что к 13-14 годам происходит качественное изменение в самопонимании своих  интересов и склонностей, связанное  с поиском смысла своего существования, качества взаимоотношений с окружающими и самореализации детей не только в учебной, но и в других видах деятельности и сферах жизни.

Данные о группе, полученные в  результате исследования самооценки, можно представить таблицей.

 

 

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Степень расхождения

Очень

высок.

Высок.

Средн.

Низкий

Очень высок.

Высок.

Средн.

Низкий

Высок.

Средн.

Низкая

8 «А»

7

28 %

10

40 %

8

32 %

-

0 %

3

12 %

17

68 %

5

20 %

-

0 %

7

28 %

16

64 %

2

8 %

7 «Б»

11

41 %

11

41 %

5

18 %

-

0 %

9

33 %

14

52 %

3

11 %

1

4 %

7

26 %

18

67 %

2

7 %

Все

18

35 %

21

40 %

13

25 %

-

0 %

12

23 %

31

60 %

8

15

1

2

14

27

34

65

4

8


 

Результаты социометрического  исследования представим следующей  таблицей:

 

Классы

Высокий

статус

Средний статус

Низкий

статус

Итого

8 «А»

8 %

36 %

56 %

100 %

7 «Б»

0 %

44 %

56 %

100 %

Все

4 %

40 %

56 %

100 %


 

Из 52 человек престижные профессии  выбрали для себя 28 человек, в  пользу не престижных профессий не было сделано ни одного выбора.

Наиболее престижными у учащихся считаются следующие профессии:

У девушек (из 29 человек)

У юношей (из 23 человек)

Юрист (22 выбора)

Юрист (18)

Менеджер (11)

Бизнесмен (9)

Экономист (8)

Адвокат (8)

Дизайнер (8)

Автомеханик (7)

Бухгалтер (7)

 

Журналист (6)

 

Психолог (6)

 

Адвокат (6)

 

 

Наименее престижны:

 

У девушек:

У юношей:

Дворник (23)

Дворник (19)

Уборщица (15)

Уборщик (10)

Учитель (14)

Сантехник (8)

Продавец (7)

Учитель (7)

Лифтер (7)

Слесарь (6)


Для выявления взаимосвязи между  личностными особенностями учащихся и их склонностями были подсчитаны коэффициенты корреляции между каждым фактором Кэттела и каждым из полученных показателей по другим методикам.

В работе обсуждаются только значимые корреляции при a=0,05.

 

2.3. Взаимосвязь характерологических  особенностей личности с ее учебными интересами

 

Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты:

Для учащихся, сделавших выбор в  пользу учебных предметов гуманитарной направленности (биология, география, история, литература, обществоведение и др.) характерна эмоциональная неустойчивость (С): подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения, (r = - 0.372 при a = 0,05).

Если учащимися был сделан выбор  в пользу «точных дисциплин» (математика, физика, химия, геометрия, черчение и др.), то для них была характерна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3103 при a = 0,05).

Для учащихся, выбравших учебные предметы художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство и т.д.) характерна эмоциональная устойчивость (С): выдержанность, работоспособность, реалистичность настроения, постоянство интересов (r = 0,3469 при a = 0,05); чувствительность (I): мягкость, уступчивость, развитая эмпатия (r = 0,5893 при a = 0,05); прямолинейность (N): наивность, непосредственность поведения (r = - 0,456 при a = 0,05).

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее учебными интересами. А именно, для учащихся, сделавших выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности характерна эмоциональная неустойчивость. Если учащимся был сделан выбор в пользу «точных» наук, то для них была характерна дипломатичность. Если выбор делали в пользу предметов художественно-эстетической направленности, то таким учащимся свойственна эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность.

Анализ коэффициентов корреляции позволил выявить следующие факты.

Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то им была свойственна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,591 при a = 0,05).

Если у учащихся преобладал исследовательский тип личности (Is), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, склонностью к экспериментированию, недоверием авторитетам (r = 0,3542 при a = 0,05).

Если было выявлено преобладание артистического типа (Ar), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления (r = 0,03046 при a = 0,05); чувствительностью (I): мягкостью, уступчивостью, наличием эмпатии (r = 0,3929 при a = 0,05); а также прямолинейностью (N): наивностью, непосредственностью поведения (r = - 0,356 при a = 0,05).

Учащиеся, относящиеся к социальному типу личности (S), обнаружили доминантность (Е): властность, независимость, самоуверенность (r = 0,3182 при a = 0,05); вместе с тем чувствительность (I): мягкость, наличие эмпатии (r = 0,3001 при a = 0,05); напряженность в группе с относительно низким порогом фрустрации (Q4) (r = 0,2859 при a = 0,05).

Для учащихся с выраженным предприимчивым типом (Ер) характерна склонность переоценивать себя (МД) (r = 0,3248 при a = 0,05); жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,376 при a = 0,05); консерватизм (Q1): устойчивость по отношению к традиционным трудностям, верность принципам (r = - 0,358 при a = 0,05).

И, наконец, у учащихся конвенциального типа (Со) обнаружилось развитое воображение (М): значительный творческий потенциал, ориентация на внутренний мир, затруднительность групповой деятельности (r = 0,3488 при a = 0,05).

Следовательно, анализ полученных результатов подтверждает наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности. А именно, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жестокостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа – радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа – доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенционного типа – развитым воображением.

Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты:

Для учащихся, сделавших выбор в  пользу учебных предметов гуманитарной направленности свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).

Учащимся, сделавшим выбор в  пользу учебных предметов художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство и т.д.) был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).

Учащихся, сделавших выбор в  пользу «точных» наук, отличали большая степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).

Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то у них чаще обнаруживались высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).

Если у учащихся был более  выражен исследовательский тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).

Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).

Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).

При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней  притязания и самооценки и степени  расхождения этих уровней были получены следующие факты.

Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков