Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа
Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..
Высказывания
опросников соотносимы с показателями
интересов и склонностей
№ высказываний |
Характеристика субъектного опыта учащихся |
1-4, 9-12, 17-19 |
Возможности и стремления учащегося выполнить задание без посторонней помощи |
5-8, 13-16, 20-22 |
Возможности и стремления, связанные с выполнением задания во взаимодействии с учителем |
23-24 |
Интересы и склонности, связанные с активным поведением учащегося |
35-46 |
Склонности, обнаруживаемые в поведении учащегося |
47-55 |
Отношение учащегося к успехам и неудачам |
56-64 |
Социальная направленность |
68-73 |
Оценка перспективы
профессионального |
Нормированный опрос учащихся и экспертов по использованной методике, позволил получить упорядоченные показатели по параметрам анализа субъектного опыта учащихся путем параллельного сопоставления самооценок учащихся и экспертных оценок. Наиболее существенны и значимы при анализе результатов, полученных с помощью методики показатели, производные от сопоставления оценок по исходным 22 вопросам.
Анализ оценивания
учителями выявил сочетание зависимости
детей от помощи учителя с их стремлением
к независимости и
Учителя подчеркивают послушание, избыточную конформность семиклассников и восьмиклассников.
По мнению как учителей, так и учеников 7-8 классов, обращение за советом носит лишь эпизодический характер, в редких случаях ограниченный характер, что является на наш взгляд, признаком самостоятельности.
Кроме того, анализ результатов
опросника показал наличие профессионально-
Учителя отмечают постоянные готовность помочь, склонность оказаться полезным. Ответы учащихся 7 и 8 классов подтверждают, что их готовность помочь, склонность оказаться полезным, как эпизодичны, так и постоянны.
Стремление проявить себя, согласно полученным результатам, обнаруживаются не столько в демонстрации своих возможностей, сколько в стремлении к независимости.
Склонность к подражанию у семиклассников и восьмиклассников носит избирательный характер, причем к 8 классу, по мнению учителей, она проявляется достаточно ярко.
Отношение семиклассников к окружающим и взаимодействию с ними проявляется в недифференцированной тяге к общению и умеренном сотрудничестве. При этом учителя и дети отмечают доброжелательное сотрудничество в 7 классе.
Результаты
диагностики позволили
Учителя при наличии установки семиклассников и восьмиклассников на достижение успеха отмечают и выраженность мотивации к избеганию неудач. Ответы детей также позволяют сделать вывод, как о преобладающей, так и об умеренной склонности к достижению успеха, так и сдерживаемой склонностью к страху перед неудачей.
Следует отметить в ответах семиклассников направленность их склонностей в равной степени на себя и на дело, а в меньшей степени – на взаимодействие. Анализ учителями склонностей учащихся 8 класса выявил, наряду с направленностью склонностей на дело и взаимодействие, ярко выраженную направленность на себя.
Ученики 7 и 8 классов
в среднем одинаково оценивают
степень продвинутости в
Итак, полученные
результаты свидетельствуют о том,
что к 13-14 годам происходит качественное
изменение в самопонимании
Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей.
Уровень притязаний |
Уровень самооценки |
Степень расхождения | |||||||||
Очень высок. |
Высок. |
Средн. |
Низкий |
Очень высок. |
Высок. |
Средн. |
Низкий |
Высок. |
Средн. |
Низкая | |
8 «А» |
7 28 % |
10 40 % |
8 32 % |
- 0 % |
3 12 % |
17 68 % |
5 20 % |
- 0 % |
7 28 % |
16 64 % |
2 8 % |
7 «Б» |
11 41 % |
11 41 % |
5 18 % |
- 0 % |
9 33 % |
14 52 % |
3 11 % |
1 4 % |
7 26 % |
18 67 % |
2 7 % |
Все |
18 35 % |
21 40 % |
13 25 % |
- 0 % |
12 23 % |
31 60 % |
8 15 |
1 2 |
14 27 |
34 65 |
4 8 |
Результаты социометрического исследования представим следующей таблицей:
Классы |
Высокий статус |
Средний статус |
Низкий статус |
Итого |
8 «А» |
8 % |
36 % |
56 % |
100 % |
7 «Б» |
0 % |
44 % |
56 % |
100 % |
Все |
4 % |
40 % |
56 % |
100 % |
Из 52 человек престижные профессии выбрали для себя 28 человек, в пользу не престижных профессий не было сделано ни одного выбора.
Наиболее престижными у
У девушек (из 29 человек) |
У юношей (из 23 человек) |
Юрист (22 выбора) |
Юрист (18) |
Менеджер (11) |
Бизнесмен (9) |
Экономист (8) |
Адвокат (8) |
Дизайнер (8) |
Автомеханик (7) |
Бухгалтер (7) |
|
Журналист (6) |
|
Психолог (6) |
|
Адвокат (6) |
Наименее престижны:
У девушек: |
У юношей: |
Дворник (23) |
Дворник (19) |
Уборщица (15) |
Уборщик (10) |
Учитель (14) |
Сантехник (8) |
Продавец (7) |
Учитель (7) |
Лифтер (7) |
Слесарь (6) |
Для выявления взаимосвязи между
личностными особенностями
В работе обсуждаются только значимые корреляции при a=0,05.
Анализ коэффициентов
Для учащихся, сделавших выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности (биология, география, история, литература, обществоведение и др.) характерна эмоциональная неустойчивость (С): подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения, (r = - 0.372 при a = 0,05).
Если учащимися был сделан выбор в пользу «точных дисциплин» (математика, физика, химия, геометрия, черчение и др.), то для них была характерна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3103 при a = 0,05).
Для учащихся, выбравших учебные предметы художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство и т.д.) характерна эмоциональная устойчивость (С): выдержанность, работоспособность, реалистичность настроения, постоянство интересов (r = 0,3469 при a = 0,05); чувствительность (I): мягкость, уступчивость, развитая эмпатия (r = 0,5893 при a = 0,05); прямолинейность (N): наивность, непосредственность поведения (r = - 0,456 при a = 0,05).
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее учебными интересами. А именно, для учащихся, сделавших выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности характерна эмоциональная неустойчивость. Если учащимся был сделан выбор в пользу «точных» наук, то для них была характерна дипломатичность. Если выбор делали в пользу предметов художественно-эстетической направленности, то таким учащимся свойственна эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность.
Анализ коэффициентов
Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то им была свойственна дипломатичность (N): расчетливость, проницательность, разумный подход к событиям и людям (r = 0,3686 при a = 0,05); а также жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,591 при a = 0,05).
Если у учащихся преобладал исследовательский тип личности (Is), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, склонностью к экспериментированию, недоверием авторитетам (r = 0,3542 при a = 0,05).
Если было выявлено преобладание артистического типа (Ar), то учащиеся отличались радикализмом (Q1): наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления (r = 0,03046 при a = 0,05); чувствительностью (I): мягкостью, уступчивостью, наличием эмпатии (r = 0,3929 при a = 0,05); а также прямолинейностью (N): наивностью, непосредственностью поведения (r = - 0,356 при a = 0,05).
Учащиеся, относящиеся к социальному типу личности (S), обнаружили доминантность (Е): властность, независимость, самоуверенность (r = 0,3182 при a = 0,05); вместе с тем чувствительность (I): мягкость, наличие эмпатии (r = 0,3001 при a = 0,05); напряженность в группе с относительно низким порогом фрустрации (Q4) (r = 0,2859 при a = 0,05).
Для учащихся с выраженным предприимчивым типом (Ер) характерна склонность переоценивать себя (МД) (r = 0,3248 при a = 0,05); жесткость (I): уверенность в себе, черствость по отношению к окружающим (r = - 0,376 при a = 0,05); консерватизм (Q1): устойчивость по отношению к традиционным трудностям, верность принципам (r = - 0,358 при a = 0,05).
И, наконец, у учащихся конвенциального типа (Со) обнаружилось развитое воображение (М): значительный творческий потенциал, ориентация на внутренний мир, затруднительность групповой деятельности (r = 0,3488 при a = 0,05).
Следовательно, анализ полученных результатов подтверждает наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности. А именно, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жестокостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа – радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа – доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенционного типа – развитым воображением.
Анализ коэффициентов
Для учащихся, сделавших выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).
Учащимся, сделавшим выбор в пользу учебных предметов художественно-эстетической направленности (музыка, изобразительное искусство и т.д.) был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).
Учащихся, сделавших выбор в пользу «точных» наук, отличали большая степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).
Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то у них чаще обнаруживались высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).
Если у учащихся был более выражен исследовательский тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).
Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).
Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).
При анализе коэффициентов
Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков