Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа
Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..
Специфические особенности склонности:
А) склонность как побуждение к деятельности всегда соответствует содержанию этой деятельности;
Б) склонность постоянно побуждает к постановке все новых и новых целей, усиливает общую работоспособность в деятельности и снимает утомляемость;
В) деятельность по склонности всегда личностно зависима, занимает важное место в жизни человека, перестраивает сознание личности.
Исследователь Лейтес Н.С. считает, что «подлинная склонность означает расположенность и к самому процессу деятельности». Орлов А.Б. отмечает: «Непосредственной, ближайшей общей предпосылкой, фундаментов для развития склонностей являются развитые познавательные интересы».
Содержательная взаимосвязь
Таким образом, развитие направленности идет, по мнению Орлова А.Б., по линии «влечение ® интерес ® склонность».
Преемственность развития интересов
и склонностей можно
Интерес и склонность являются стержнем (осью) направленности личности. Щукина Г.И. отмечает, что «познавательный интерес и склонность – важнейшая сторона не только познавательной, практической (трудовой), но и общей направленности личности учащихся, так как они характеризуют ее стремления, идеалы». По мнению Колесника А.С., «интерес и склонность выступают главной предпосылкой и причиной самообразования, и самообразование – жизненным способом удовлетворения интересов и склонностей».
Таким образом, самообразование представляется фактором, объединяющим общественные мотивы с мотивами познавательного интереса. Это еще раз подчеркивает важность интереса и склонностей в направленности личности.
Интерес можно рассматривать
как один из компонентов
Учителю важно помнить, что время, когда у школьников возникает дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способностям учения, зависит, в первую очередь, от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется в старшем школьном возрасте.
Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое избирательное отношении к областям знания [23].
С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. Материалы Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой и других психологов показывают, что в начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности — от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, через ряд промежуточных форм, где, например, самостоятельная работа наблюдается только при выполнении домашних заданий, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний (астрономия, техника, радиотехника). Однако перспективным в отношении развития является именно последний уровень. Начало подросткового возраста и связывается с началом формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.
С общим ростом сознательного отношения
к действительности у подростков заметно
усиливается сознательное отношение к
учению. В своей учебной деятельности
они постепенно переходят на новый, более
высокий уровень, связанный с новым отношением
к настоящим, глубоким знаниям, которые
приобретают личностный смысл. Исследования
советских психологов установили, что
мотивы учения у подростков представляют
собой сложную структуру, в которой воедино
слиты широкие социальные мотивы (сознание
общественной важности приобретения знаний,
необходимость учения для подготовки
к самостоятельной жизни и труду), собственно
познавательные мотивы и личные мотивы
(стремление пользоваться авторитетом
и играть руководящую роль в детском коллективе),
связанные со стремлением к успеху, с самолюбием.
При этом порой наблюдается противоречие:
стремление к приобретению знаний может
сочетаться с безразличным или даже отрицательным
отношением к школьному учению, «жизнерадостно-
Подросток обычно
остро переживает свои учебные неудачи,
но его самолюбие иногда вызывает
желание замаскировать
Слабой выдержкой подростков объясняются частые случаи подсказывания на уроках. Мотивы подсказок очень многообразны. Как установили психологи, в этом проявляются своеобразный моральный кодекс подростков («Товарища выручать надо всеми средствами!»), и опасение за свою судьбу («Ведь и сам можешь оказаться в безвыходном положении»), и тщеславное желание продемонстрировать свои знания («Хорошо знаю урок и надоело ждать, когда меня вызовут»), и даже своеобразный спортивный интерес («Очень интересно подсказывать так, чтобы даже самый опытный учитель не заметил»).
Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий. Очень важно вооружить подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха. Экскурсии, разнообразные виды литературной работы, различные кружки и секции также помогают формировать положительное отношение подростков к учению.
В процессе овладения основами наук не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростка. Они могут быть и широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда он интересуется чем-то одним), и устойчивыми и неустойчивыми, часто меняющимися, и глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, типичные характеристики.
По сравнению с младшим школьным возрастом здесь явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, область интересов у подростков гораздо шире.
Изучение основ наук, большая степень умственной зрелости подростка, расширяющие его кругозор, вовлекают в сферу интересов подростков все новые и новые области жизни и деятельности людей: характерен интерес к различным отраслям современной физики, астрономии, биологии, интерес к технике, особенно к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, радиоэлектронике, советским аппаратам по исследованию Луны, Марса и Венеры. Видное место занимают интерес к спорту, шахматам, читательские интересы, интерес к кино, театру. Заметно развиваются общественно-политические интересы.
Исследования показали чрезвычайно тесную зависимость познавательных интересов подростков от постановки учебной работы. Учителя иногда начинает пугать такая неуемная жажда знаний, жадное любопытство и любознательность, стремление ко всему новому, необычному, загадочному. Но в этом и проявляется возрастающая умственная и творческая активность подростка. Интересы подростка становятся не только более широкими и разнообразными, но и более глубокими и содержательными. Сравните, например, как интересовался техникой ученик в начальных классах или даже в V классе и как он интересуется ею в VII или VIII классе, когда познавательные интересы школьников часто выходят за рамки школьных программ. Интерес младшего школьника обычно носит поверхностный, неглубокий характер. Он, например, хорошо знает названия марок автомашин или телевизоров, иногда гораздо лучше взрослого. Но разве это означает, что он хорошо и глубоко разбирается в марках автомашин или телевизоров?
Совсем иное дело — старший подросток! Его познания в том, к чему он проявляет интерес, достаточно глубоки. Он не просто интересуется фактами пересадки органов одного человека другому, но и знает историю таких операций, разбирается в этой связи в вопросах биологической совместимости тканей и органов; подросток со знанием дела анализирует результаты полетов советских и американских космических кораблей и доказывает преимущества первых; он не только собирает открытки с изображениями любимых киноартистов, но и оценивает творческую манеру каждого, обнаруживает незаурядные познания в теории киноискусства. Все это результат настойчивого стремления овладеть объектом, вызывающим интерес. Подросток много читает и охотно беседует по поводу прочитанного, он является активным членом тех или иных кружков, посещает выставки, экспозиции и т. д.
Развитие интересов подростков характеризуется их силой. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям. Если уж увлечение чтением — то бессонные ночи за книгами, чтение на переменах, да и на уроках (если учитель не заметит). Если уж интерес к шахматам — то десятки партий в день, неустанное штудирование шахматной литературы, матчи по телефону и по переписке на уроках. Таково было, например, увлечение фотографией семиклассника Алексея Р. С утра и до позднего вечера он фотографировал, проявлял, печатал, ретушировал; обложенный ванночками, пузырьками, пленками, он часами сидел в затемненной комнате, бесконечно читал руководства, изучал соответствующие таблицы, бывал на всех выставках фоторабот. Учение было заброшено, и пришлось принимать специальные меры для того, чтобы выправить положение. Если какое-нибудь увлечение подростка наносит серьезный ущерб урокам, то с этим нельзя мириться даже тогда, когда интерес положительный. В таком случае вместе с родителями нужно добиваться правильной организации времени подростка, требовать от него неуклонного соблюдения установленного режима, строго ограничить время, которое подросток уделяет любимому делу.
Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется и у юноши, углубляясь и обогащаясь содержанием, а в дальнейшем становясь основой профессиональной направленности. Но иногда активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут приводить и к разбросанности и неустойчивости их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная их смена, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни, а часто и к формированию «порхающего внимания». Один подросток стремится быть сразу членом пяти кружков и спортивных секций и не без оснований уверяет, что он интересуется и тем, и другим, и пятым. Другой — «однолюб», интересуется всего только одним, но это «одно» у него часто меняется, увлечения его сильны, но скоропроходящи. Поэтому правильно поступают те учителя и воспитатели, которые сдерживают подобную «любознательность». Однако безоговорочно отрицательное отношение к такой разбросанности и неустойчивости интересов подростков не всегда оправдано. Ведь в ряде случаев это свидетельствует о проявлении свойственного подростку очень ценного качества — активной и энергичной любознательности, жадного стремления «познать все».
В иных случаях подросток таким путем (часто неосознанно) нащупывает свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в разных областях. Надо иметь в виду, что в подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения и интересы. Относительно безобидное из них — это, например, бездумное и беспорядочное «глазение» (иначе не назовешь) на экран телевизора — просмотр телепередач без разбора, всех подряд. Сюда же относится увлечение малохудожественной литературой или литературой, не соответствующей возрасту. Несколько слов об интересе к кино. В свое время А. С. Макаренко предостерегал против неумеренного увлечения школьниками кино. По его мнению, нормально посещать кино раз в неделю, а если два раза в месяц, то еще лучше. Современные же подростки в среднем смотрят до 100 фильмов в год (вместе с телевизионными — до 200 в год). Обследования психологов показали, что многие подростки по 4 раза в неделю смотрят кинофильмы, а с телевидением — вдвое больше и тратят в неделю 26 часов на зрелища. Это вносит сумбур в их головы, приучает к бездумному, поверхностному «глазению» на экран и является слишком большой нагрузкой на психику.
К концу подросткового возраста (VIII класс) начинают формироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после окончания VIII класса идут в ПТУ, техникумы, училища. Однако представления о характере избираемых профессий у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о профессиях, о тех требованиях, которые предъявляют профессии к человеку.
Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков