Психологические особенности интересов и склонностей у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом-готовое.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Если учащиеся выбирали учебные предметы гуманитарной направленности, то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).

У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на учебные интересы учащихся.

 Анализ результатов исследования влияние уровня притязаний и самооценки на склонности профессионального выбора подростков представлен в таблице

Вариант ответа

Уровень

Притязаний, %

Уровень самооценки, %

Степень расхождений, %

Сочетание параметров, говорящих о  норм. личн. развитии,

%

Сочетание параметров, говорящих о  неблагопр. личн. развитии,

%

Очень высокий 

Высокий

Средний

Низкий

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Сильная

Умерен-ная

Слабая

Выб-рали прес-тижн.проф.

36

39

25

0

18

64

18

0

18

75

7

68

4

Не выб-рали

33

42

25

0

29

54

13

4

38

54

8

46

8


 

Рассмотрим случаи значительного  влияния уровня притязаний и самооценки на склонности профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.

29 : 18 » 1,6

Это означает, что учащиеся с очень  высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.

38 : 18 » 2,1

Это означает, что учащиеся с сильной  степенью расхождения уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.

75 : 54 » 1,4

Это говорит о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию  учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.

О влиянии сочетания параметров на престижность выбора можно судить по следующему отношению:

68 : 46 » 1,5

То есть в 1,5 раза чаще выбирали престижную профессию учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или высоким уровнем самооценки при умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).

Таким образом, анализ результатов показал, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.

Реже выбирали престижную профессию  учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.

Таким образом, проведенное исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их учебные интересы и склонности соответственно. Тем самым была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы.

Влияние социального статуса учащегося  на престижность его профессионального  выбора, представлен в таблице:

Класс

Вариант

ответа

Высокий статус, %

Средний статус, %

Низкий статус, %

Итого

 

8 «А»

Выбрали престижную профессию

 

0

 

47

 

53

 

100 %

Не выбрали

33

0

67

100 %

7 «Б»

Выбрали престижную профессию

 

0

 

33

 

67

 

100 %

Не выбрали

0

50

50

100 %

Всего

Выбрали престижную профессию

 

0

 

43

 

57

 

100 %

Не выбрали

8

38

54

100 %


 

Рассмотрим отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов  учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и  высоким социальным статусом.

57 : 54 » 1,06; 43 : 38 » 1,13;0 : 8 » 0

Анализ полученных результатов  позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе:

 

Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что к 13-14 годам происходит качественное изменение в самопонимании своих интересов и склонностей, связанное с поиском смысла своего существования, качества взаимоотношений с окружающими и самореализации детей не только в учебной, но и в других видах деятельности и сферах жизни.

Кроме того, анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее учебными интересами, наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности, о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на учебные интересы учащихся.

Исследование показало, что  престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития. Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки, социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы, а также проведенное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности подростков оказывают влияние на формирование их учебных интересов и склонностей. Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.

  1. Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее учебные интересы и склонности. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности, отличались эмоциональной неустойчивостью. Для учащихся, сделавших выбор в пользу «точных» наук, была характерна дипломатичность. Учащимся, выбравшим учебные предметы художественно-эстетической направленности, свойственны эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность.
  2. Характерологические особенности личности оказывают влияние на склонности учащихся в выборе профессии. Так, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жесткостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа – радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа – доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенциального типа – развитым воображением.
  3. На учебные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу учебных предметов гуманитарной направленности, то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.
  4. Уровень притязаний и самооценка учащихся оказывают влияние и на склонность профессионального выбора.
  5. Так, было установлено, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
  6. Социальный статус учащихся не оказывает существенного влияния на склонность профессионального выбора.

Подтверждение гипотезы свидетельствует  о том, что цель работы достигнута.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова  Славская, К. А. Категория деятельности .в советской психологии /К.А. Абульханова - Славская //Психол. журнал. 1980. №4. С. 1128. 
2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова - Славская. - М.: Наука, 1980.-335с. 
3. Абульханова Славская, К. А. Личностная регуляция времени //Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь в 2 ч. Ч. II. - М.: Наука, 1990. - 295с. 
4. Абульханова — Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности.- М., 1981. С.19-44. 
5. Абульханова Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова — Славская - М.: Мысль, 1991.-299с. 
6. Алексеев, Н. Г. К проблеме разработки комплексных средств диагностики индивидуальных особенностей мышления / Н.Г. Алексеев, В.И. Зарец-кий //Психодиагностика и школа. — Таллин, 1980. С.75-77. 
7. Анастази, А. Дифференциальная психология /А. Анастази //Психология индивидуальных различий.- М., 1982. С.9-12. 
8. Ю.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев.- Л.: Изд-во ЛГУ,1968.-339с. 
9. П.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды /Б.Г. Ананьев.-М.,1979. С.287-288. 
10. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. // Проблема способностей /Под редакцией В.Н. Мясищева.- М., 1961. С. 15-32. 
11. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. /Б.Г. Ананьев //АН СССР. Ин-т психолог.- М.: Наука, 1977. 380с. 
12. М.Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности, склонности и способности /Под ред. В.Н. Мясищева.- Изд-во ЛГУ, 1962.-284с. 
13. Андреева, Г. М. Социально психологические аспекты активизации человеческого фактора/Г.М. Андреева//Вопр. психол.1986.№З.С.6-8. 
14. Андреева, Г. М. Психологические аспекты формирования мышления в ядерную эпоху /Г.М. Андреева, В.С.Агеев //Вопр. психол.1987.№4. С.22-24. 
15. Антонова, Г.П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенности их высшей, нервной деятельности /Т.П. Антонова // Вопр. психол. 1966.№ 1.С.49-62. 
16. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей, нервной деятельности: Избранные труды /П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. - 454с. 
17. Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности //Психол. журнал. 1981.№ 2. С.8-18. 
18. К психологии личности как развивающейся системы /Л.И. Анциферова //Психология формирования и развития личности.- М., 1981. С.3-18, 208-209. 
19. Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности /А.Г. Асмолов //Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия.- Питер, 2001. С.227-228. 
20. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов.- М.,1990. С.9095. 
21. Асеев В.Т. Мотивация учебной деятельности и формирование личности /В.Т. Асеев.- М.Д976.С. 12-24. . 
22. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей /Н.Ц. Бадмаева. Улан Удэ, 2004.- 280с. 
23. Батищев, Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельность /Г.С. Батищев //Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С.29-31. 
24. Бондаревский В. Б. Развитие интересов и склонности учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960, 106 с. 
25. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. акад., 1995.-409с. 
26. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности /Д.Б. Богоявленская. М., 1971.-167с. 
27. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов /Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб: Питер, 2000.-304с. (Серия «Учебник нового века). 
28. Вакулова, И.Н. Возрастная динамика профессиональных интересов учащихся старших классов / И.Н. Вакулова, В.А. Проскуряков, А.С. Соловьев // Вопросы становления профессиональных планов учащихся. JL, 1979. -С. 21-34. 
29. Волковский, А. Н. Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе /А.Н. Волковский, М.П. Малышева.- М.,-1955. 
30. Волковский, А.Н. Школоведение /А.Н. Волковский, М.П. Малышева.- М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, -1952. 
31. Вол очков, А. А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий /А.А. Волочков. — Пермь, 2003.- 102 с. 
32. Вяткин, Б. А. Системная организация индивидуальности человека. Природа психического // Тезисы доклада республ. теор. конфер.- Пермь, 1994. С.63-65. 
33. Гальперин, П.Л. Развитие исследований по формированию умственных действий /П.Л. Гальперин // Психологическая наука в СССР.- М., 1959. С.441-469. 
34. Гайда, В. К. Психологическое тестирование /В.К. Гайда, В.П. Захаров.- Л., 1982.-145с. 
35. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости /Л.А. Головей.- М.Д972.С.45-85. 
36. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность /Э.А. Голубева.-М.,1993.-221с. 
37. Голубева, Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование /Под ред. Э.А. Голубевой.- М., 1989.- 178с. 
38. Губанова, М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория-и практика подготовки учителя: Монография / М.И. Губанова. Кемерово: Изд-во «КРИРПО», 2002. - 207с. 
39. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И.Б. Грицшпун.- М.: Межд. педаг. академия, 1994. С. 120-134. 
40. Грузенберг, С. О. Психология творчества. Гений и творчество /С.О. Грузенберг.- М.,1983.- 194с. 
41. Гусев, А. Н. Измерение в психологии /А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Ю. Михалевская.- М.: Смысл, 1997,- .212с. 
42. Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности /В.В. Давыдов//Психол. журнал. 1992.Т. 13. № 5.C.3-13. 
43. Далингер, В. А. Принципы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и характеристика содержания этой деятельности 
44. Образовательные технологии. Межвузовский сборник научных трудов.- Воронеж: Центрально Черноземное книжное издательство, 2004. -222 с. 
45. Демин, И.В. Природа деятельности /И.В. Демин.- МГУ, 1984. -168с. 
46. Дорфман, Л.Я. Самодеятельность как способ саморегулирующей системы. Исследования индивидуальности /Л.Я. Дорфман.- Пермь, 1993.-245с. 
47. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. М.: Лантерна вита, -1995, -150с. 
48. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий /М.С. Егорова.-М.: Планета детей, 1997.-327с. 
49. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. /О.П. Елисеев // Практическая психология.- Псков, 1994.-243с. 
50. Ерастов, Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда /Н.П. Ерастов //Психологические проблемы рациональной деятельности.-Ярославль, 1976. С.3-11. 
51. Жемчугова, JI.B. О связи динамической стороны общительности с свойствами нервной системы /Л.В. Жемчужникова // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управленческой деятельности человека.- Пермь, 1982. С. 41-45. 
52. Зеер, Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф. Зеер.- М., 2006.-231с.56.3еер, Э.Ф.Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Э.Ф. Зеер.-2-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240с. 
53. Иванова, H.JI. Изучение динамики интересов старших школьников в целях профориентации / H.JI. Иванова, В.Е. Орел, М.Ф. Смирнова // Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ. 1985- С. 40-45. 
54. Иоголевич Н. И. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 : Пермь,1998. 256 с.РГБ ОД,61:98-19/280-Х 
55. Интегральная индивидуальность подходы, факты, перспективы //Психол. журнал.-1996. № 1. С.44-51. 
56. Интегральная индивидуальность и ее развитие /Под ред. Б.А. Вятки-на. Пермь, 1999.- 269с. 
57. Исследования проблем психологии творчества /Под ред. Я.А. Пономарева,- М.Д 983.- 336с.63 .Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /З.И. Калмыкова.- М.: Педагогика, 1981. С.51-79, 115-188. 
58. Калмыкова, 3. И. К проблеме диагностики умственного развития школьников /З.И. Калмыкова // Вопр. психол.1982. №2. С.74-79. 
59. Карпов, Ю.В. Критерии интеллектуального развития детей / Ю.В. Карпов, Н.Ф.Талызина // Вопр. психол.1985.№ 2. С 52-55. 
60. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений /Е.А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 304с. 
61. Климов, Е.А. Психология профессионала /Е.А. Климов. М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. - 400 с. 
62. Ковалев, А. Г. Психологические особенности человека. Собрание сочинений. Т.2.- ЛГУ,1960. С. 121-156. 
63. Коротаев, А.А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения / А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева // Вопр. психол.1990. №2. С.62-69. 
64. Конопкин, О.Н. Психологические механизмы исследования деятельности /О.Н. Конопкин.- М.: Наука, 1980.-163с. 
65. Крупное, А.И. О психодинамических характеристиках интеллектуальной активности человека /А.И. Крупнов //Вопр. психол. 1981.№ 6.С.75-78. 
66. Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека /А.И. Крупнов // Вопр. психол. 1994. №3. С. 25-32.73 .Крупнов, А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий. Учебное пособие /А.И. Крупнов.- Свердловск.- 1983.- 72с. 
67. Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для учащихся пед.училищ.-2-е изд. перераб. и доп. / В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.-336с. 
68. Лазурский, А.Ф. К учению о психологической активности. Новые экспериментальные данные /А.Ф. Лазурский.- М., 1916.-312с. 
69. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999. 487с. 
70. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. Собр. Соч. в 6 т. T.l С.115-251. Т.2. С. 153-294.- М., 1983. 
71. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с. 
72. Леонтович, А. П. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся школ и учреждений дополнительного образования /А.П. Леонтович, Д.И.Монахов //Вестник. 1996. № 6.С.8-17. 
73. Леонтович, А. П. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии /А.П. Леонтович //Народное обра-зование.1999. № 10. С.21-28. 
74. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс /Б.Т. Лихачев.-М., 1995. 
75. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер.- М., 1981.-212с. 
76. Лейтес, Н.С. Возрастные особенности развития склонностей. Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под редакцией В.В.Давыдова. -М., 1978. С. 222-236. 
77. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психол. журнал. 1981. № 5. С.3-22. 
78. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф. Ломов //Вопр. психол.1975. № 2. С. 31-45. 
79. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б. Ф. Ломов. М., 1984.-178С. 
80. Ляудис, В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности в высшей школе на современном этапе /В.Я. Ляудис.- М., 1976. 256с. 
81. Манаков, Н.А. Ваш первый научный проект (Методические рекомендации) Оренбург, 2006.-57с. 
82. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин.- М., 1972.-156с. 
83. Матюшкин, А. М. Основные направления исследования мышления и творчества /A.M. Матюшкин //Психол. журнал.1984. № 1. С.9-17. 
84. Маркова, А.К.Психология профессионализма /А.К. Маркова.- М., 1996.-232с. 
85. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание /B.C. Мерлин.- Пермь, 1990. 1 Юс. 
86. Мерлин, B.C. Принципы психологической характеристики типов личности /B.C. Мерлин // Теоретические проблемы психолргии личности.-Пермь, 1974.-189с. 
87. Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента /B.C. Мерлин.- Москва: Просвещение, 1964. С.106-308. 
88. Мерлин, B.C. Личность как предмет психологического исследования /B.C. Мерлин.- Пермь, 1988. 80с. 
89. Мерлин B.C. Психология индивидуальности /Под редакцией Е.А. Климова.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. С. 194-203. 
90. ЮО.Методики психодиагностики в спорте. //Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1990.-256с. 
91. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998. - 200с. 
92. Митина, JI.M. Психология сопровождения выбора профессии /JI.M. Митина.-М., 1998.-176с. 
93. Мухамедова, Э. В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки: Сравнительно-сопоставительный анализ: Диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01 Пятигорск, 2005 232 с. 
94. Моляко, В.А. Стратегия решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности / В.А. Моляко //Психол. журнал. 1995. № 1.С.84-89. 
95. Мясищев, В.М. О способностях человека, значении и задачах их исследования //Тезисы докладов материалов конференции по проблемам способностей: Л.,1960.С.6-22. 
96. Юб.Надирашвили, Ш.А. Понятие «установки» в общей и социальной психологии/Ш.А. Надирашвили. Тбилиси, 1974. - 170с. 
97. Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий /В.Д. Небылицин.- М., 1976. С.336 -338. 
98. Нелюбов, С. А. Организационно педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: Монография. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - 172 с. 
99. Никольская, А. А. Психология обучения в трудах К. Д. Ушинско-го// Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 92-104. 
100. Никифоров, А .Я. Деятельность, поведение, творчество /А .Я. Никифоров // Деятельность: теории, методологические проблемы,- М.,1990. С.52-69. 
101. Общая диагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.- ЛГУ,1991987.-202c.112.0бщая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск, 2003. 422 с. 
102. З.Обухов А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения /А.В. Обухов //Народное образование. 1999. № 10.С.12-21. 
103. Н.Очерк теории темперамента /Под ред. B.C. Мерлина.- Пермь, 1973. С. 19-75. 
104. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников /Т. Л. Павлова — М., 2005.- 157с. 
105. Полисистемное исследование индивидуальности человека /Под ред.Б.А. Вяткина. М.: Пер СЭ, 2005.- 384с.117. • Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964.-Т.1. -832 с. 
106. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. -Т.2. -912 с. 
107. Пономарев, Я. М. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки: Сб. стат. АН СССР, Ин-т психологии. /Отв. ред. Б. Ф.Ломов. М.: Наука, 1989. - 268 с. 
108. Порошина, Т.И. Особенности индивидуальности подростков с различным уровнем креативности //Тезисы докл. расширен, научной конфер. каф. психологии Ш ПИ. 15 Мерлинские чтения.- Пермь,2000.С.38-39. 
109. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» /Н.С. Пряжников. — 
110. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «Модэк», 1997. -352 с. 
111. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н.С. Пряжников. М.- Воронеж: НПО.- МОДЭК, 1996.-165с. 
112. Прыгин, Г.С. Влияние особенностей саморегулярной деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников /Г.С. Прыгин, В.И. Степанковский // Вопр. психол. 1987. №4.С. 18-24. 
113. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения /Под ред. JI. И. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 192 с. 
114. Психологический словарь /под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006. - 479с. 
115. Психология индивидуальности /Под редакцией Е.А. Климова.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 445с. 
116. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А. А, Радуги-на.- Москва,1999. С.67-69. 
117. Психологический словарь /Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. 494с. 
118. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича.- М., 1981.-187с. 
119. Психологические проблемы индивидуальности /Под ред. Б. Ф. Ломова и других. Выпуск 2. М., 1984. С.7-140. 
120. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина.- Москва Владос,1999.-302с. 
121. Пушкин, В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки /В.Н. Пушкин.- М., 1969.-186с. 
122. Ратанова, Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников /Т.А. Ратанова//Вопр. психол.1990. №5.С.23-28. 
123. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Междунар. пед. Академия, 1995.-376с. 
124. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии /Г.В. Резапкина. М., 2002.-176с. 
125. Ребер, А. Большой толковый словарь. Т.2 /А. Ребер. М.,2000.481с. 
126. Рогов, Е. И Настольная книга школьного психолога /Е.И. Рогов. — М., 1995. 529 с. 
127. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии /C.JI. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973. С. 187-190. 
128. Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии /C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. 462 с. (Памятники психологической мысли). 
129. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования /C.JI. Рубинштейн.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.-347с. 
130. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии /C.JI. Рубинштейн -СПб.: Питер, 1998. 705 с. (Мастера психологии). 
132. Русалов, В.М. Психофизиологические основы взаимодействия темперамента и общих способностей человека /В.М. Русалов //Проблемы психологии личности,- М.: Наука, 1982. С. 198-305. 
133. Самодеятельность как способ саморегуляции и самоактуализации исследования интегральной индивидуальности /Под ред. Б.А. Вяткина.-Пермь, 1991. С. 16-18. 
134. Нб.Самоукина, Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении/Н.В. Самоукина//Вопр. психол.1990.№1. С. 6-19. 
135. Симоненко, В.Д. Профессиональное самоопределение школьников / В.Д. Симоненко, Т.Б. Суровицкая, М.В. Ретивых. — Брянск. 1995 — 100с. 
136. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д. Смирнов. М.: Аспект - Пресс,1995. -271с. 
137. Столяренко, Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко. Ростов — на -Дону: Феникс, 2004.-337с. 
138. Страхов, И. В. Психология творчества /И.В. Страхов.- Сара203тов,1968.-23 lc. 
139. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина.- М.,1984.-197с. 
140. Теплов, Б. М. Избранные труды. Собр. соч. в 2 т.ТЛ.-М.: Педагогика,1985. С.15-41. 
141. Теплов, Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей, нервной деятельности и их определения //Психология индивидуальных различий. М.,1982. С.25-29. 
142. Титов, Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии /Е.В. Титов // Педагогика, 2003. №9.С. 39-45. 
143. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека /O.K. Тихомиров. М., 1969.-229с. 
144. Тихомиров, О. К. Психология мышления /O.K. Тихомиров.- М., 1984. С.158-169. 
145. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника /Л.Ф. Тихомирова //Популярное пособие для родителей и педагогов." Ярославль: Академия развития, 1996. С. 15-20. 
146. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления у детей /Л.Ф. Тихомирова, Л.В. Басов // Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Гринго, 1995. С.7-9. 
147. Украинцев, Б.С. Категории «активность» и «цель» в свете основных понятий кибернетики /Б.С. Украинцев //Вопр. психол. 1967. №5. С. 6069. 
148. Харитонов, Н.К. Школьные исследования в летний период /Н.К. Харитонов //Народное образование,2001. № З.С.18-26. 
149. Хеккаузен, X. Мотивация и деятельность. T.l./Х.Хеккаузен. М.: Педагогика, 1986.-202с. 
150. Хорст, 3. Тестирование личности /3. Хорст.- М.,1997. С.77-79. 
151. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /под ред. И.И. Ильясова, В .Я. Ляудис.- М., 1981.-246с. 
152. Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987. 291с. 
153. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002.- 225с. 
154. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: /С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. //Методическое пособие М., 1997.С.21-52. 
155. Чупахина, И.Е. Профильная школа как ступень системы российского образования /И.Е. Чупахина //Мир психол.-2005.№1.С.253-258. 
156. Чудновский, В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей /В.Э. Чудновский//Вопр. психол. 1986. № 11. С.48-89. 
157. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности /П.А. Шавир. М.,1981.- 95с. 
158. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности /В.Д. Шадриков.- М., 1982.-154с. 
159. Шадриков, В. Д. Учебное пособие для студентов пед. институтов205под ред. В. Д, Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990.-332с. 
160. Щвырев, B.C. Проблемы разработки понятийной деятельности как философской категории /B.C. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы.- М., 1990. С. 9-20. 
161. Шестаков, Н. Н. Интеллектуальная активность в структуре индивидуальности школьника // Тезисы докл. расшир. научной конф. кафедры психологии. 7 Мерлинские чтения ШНИ. Пермь, 1993.С. 17-26. 
162. Шорохов, Е.В. Психологический аспект проблемы личности /Е.В. Шорохов //Теоретические проблемы психологии личности.- М., 1974. С.26-37. 
163. Шрейдер, Р. В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально-важных качеств /Р.В. Шрейдер 
164. Проблема системогенеза деятельности.- Ярославль, 1980. С. 56-67. 
165. Щербакова, Л.Б. Особенности индивидуальности интеллектуально одаренных детей //Индивидуальность в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции.- Смоленск, 1995. С. 230-231. 
166. Юркевич, B.C. О самовоспитании способностей школьника /B.C. Юркевич //Развитие творческой активности школьников.- М.: Педагогика, 1991.-232с. 
167. Юсупов, Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющей в структуре интеллекта /Ф.М. Юсупов //Психол. журнал. 1995. Т. 16.l.C. 10-20. 
168. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников /И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. С.147-230. 
169. Якиманская, И.С. Принцип активности в педагогической психологии /И.С. Якиманская // Вопр. психол. 1989. № 6.С.6-14. 
170. Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся /И.С. Якиманская // Вопр. пси-хол.1999. №3. С. 39-47. 
171. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека /П.М. Якобсон.- М.,1969.-196с. 
172. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов /В.А. Якунин.- М.,1994.-228с. 
173. Якунин, В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов /В.А. Якунин // Вестник ЛГУ. 1977. № 23. С. 72-94. 
174. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие /В.А. Якунин. СПб: Полиус, 1998. - 639с. 
175. Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной политики и социальной работы: теоретико-методологический аспект /Т.Ф. Яркина.- М., 1996.-204с. 
176. Ярошевский, М.Г. История психологии /М.Г. Ярошевский.-М.,1985.-368с. 
177. Ярошевский, М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии /М.Г. Ярошевский, Л.Н. Анциферова.- М., 1974.-256с. 
178. Ясвин, В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию /В.А. Ясвин.- М.,1997.-178с. 
179. Ясюкова, JI. А. Взаимосвязь индивидуально психологических характеристик в структуре профессиональных способностей /Л.А Ясюкова //Вопр. психол. 1990. № 5. С.72-74. 
180. Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся /М.Ю. Ярославцева. — Ижевск, 2006.- 86с.


Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков