Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа
Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..
Если учащиеся выбирали учебные предметы гуманитарной направленности, то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).
У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на учебные интересы учащихся.
Анализ результатов исследования влияние уровня притязаний и самооценки на склонности профессионального выбора подростков представлен в таблице
Вариант ответа |
Уровень Притязаний, % |
Уровень самооценки, % |
Степень расхождений, % |
Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии, % |
Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии, % | ||||||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Сильная |
Умерен-ная |
Слабая | |||
Выб-рали прес-тижн.проф. |
36 |
39 |
25 |
0 |
18 |
64 |
18 |
0 |
18 |
75 |
7 |
68 |
4 |
Не выб-рали |
33 |
42 |
25 |
0 |
29 |
54 |
13 |
4 |
38 |
54 |
8 |
46 |
8 |
Рассмотрим случаи значительного влияния уровня притязаний и самооценки на склонности профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.
29 : 18 » 1,6
Это означает, что учащиеся с очень высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.
38 : 18 » 2,1
Это означает, что учащиеся с сильной степенью расхождения уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.
75 : 54 » 1,4
Это говорит о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
О влиянии сочетания параметров на престижность выбора можно судить по следующему отношению:
68 : 46 » 1,5
То есть в 1,5 раза чаще выбирали престижную профессию учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или высоким уровнем самооценки при умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).
Таким образом, анализ результатов показал, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.
Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.
Таким образом, проведенное исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их учебные интересы и склонности соответственно. Тем самым была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы.
Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора, представлен в таблице:
Класс |
Вариант ответа |
Высокий статус, % |
Средний статус, % |
Низкий статус, % |
Итого |
8 «А» |
Выбрали престижную профессию |
0 |
47 |
53 |
100 % |
Не выбрали |
33 |
0 |
67 |
100 % | |
7 «Б» |
Выбрали престижную профессию |
0 |
33 |
67 |
100 % |
Не выбрали |
0 |
50 |
50 |
100 % | |
Всего |
Выбрали престижную профессию |
0 |
43 |
57 |
100 % |
Не выбрали |
8 |
38 |
54 |
100 % |
Рассмотрим отношение
57 : 54 » 1,06; 43 : 38 » 1,13;0 : 8 » 0
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
Выводы по второй главе:
Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что к 13-14 годам происходит качественное изменение в самопонимании своих интересов и склонностей, связанное с поиском смысла своего существования, качества взаимоотношений с окружающими и самореализации детей не только в учебной, но и в других видах деятельности и сферах жизни.
Кроме того, анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии взаимосвязи характерологических особенностей личности с ее учебными интересами, наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности, о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на учебные интересы учащихся.
Исследование показало, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития. Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки, социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы, а также проведенное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности подростков оказывают влияние на формирование их учебных интересов и склонностей. Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.
Подтверждение гипотезы свидетельствует о том, что цель работы достигнута.
Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова
Славская, К. А. Категория деятельности
.в советской психологии /К.А. Абульханова
- Славская //Психол. журнал. 1980. №4. С. 1128.
2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность
и психология личности /К.А. Абульханова
- Славская. - М.: Наука, 1980.-335с.
3. Абульханова Славская, К. А. Личностная
регуляция времени //Психология личности
в социалистическом обществе: Личность
и ее жизненный путь в 2 ч. Ч. II. - М.: Наука,
1990. - 295с.
4. Абульханова — Славская, К. А. Развитие
личности в процессе жизнедеятельности
//Психология формирования и развития
личности.- М., 1981. С.19-44.
5. Абульханова Славская, К.А. Стратегия
жизни /К.А. Абульханова — Славская - М.:
Мысль, 1991.-299с.
6. Алексеев, Н. Г. К проблеме разработки
комплексных средств диагностики индивидуальных
особенностей мышления / Н.Г. Алексеев,
В.И. Зарец-кий //Психодиагностика и школа.
— Таллин, 1980. С.75-77.
7. Анастази, А. Дифференциальная психология
/А. Анастази //Психология индивидуальных
различий.- М., 1982. С.9-12.
8. Ю.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания
/Б.Г. Ананьев.- Л.: Изд-во ЛГУ,1968.-339с.
9. П.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические
труды /Б.Г. Ананьев.-М.,1979. С.287-288.
10. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей
и одаренности. // Проблема способностей
/Под редакцией В.Н. Мясищева.- М., 1961. С.
15-32.
11. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного
человекознания. /Б.Г. Ананьев //АН СССР.
Ин-т психолог.- М.: Наука, 1977. 380с.
12. М.Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности,
склонности и способности /Под ред. В.Н.
Мясищева.- Изд-во ЛГУ, 1962.-284с.
13. Андреева, Г. М. Социально психологические
аспекты активизации человеческого фактора/Г.М.
Андреева//Вопр. психол.1986.№З.С.6-8.
14. Андреева, Г. М. Психологические аспекты
формирования мышления в ядерную эпоху
/Г.М. Андреева, В.С.Агеев //Вопр. психол.1987.№4.
С.22-24.
15. Антонова, Г.П. О соотношении индивидуальных
различий в мыслительной деятельности
школьников и особенности их высшей, нервной
деятельности /Т.П. Антонова // Вопр. психол.
1966.№ 1.С.49-62.
16. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей,
нервной деятельности: Избранные труды
/П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. - 454с.
17. Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе
к динамическому изучению личности //Психол.
журнал. 1981.№ 2. С.8-18.
18. К психологии личности как развивающейся
системы /Л.И. Анциферова //Психология формирования
и развития личности.- М., 1981. С.3-18, 208-209.
19. Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия
развития личности /А.Г. Асмолов //Психология
личности в трудах отечественных психологов.
Хрестоматия.- Питер, 2001. С.227-228.
20. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г.
Асмолов.- М.,1990. С.9095.
21. Асеев В.Т. Мотивация учебной деятельности
и формирование личности /В.Т. Асеев.- М.Д976.С.
12-24. .
22. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного
фактора на развитие умственных способностей
/Н.Ц. Бадмаева. Улан Удэ, 2004.- 280с.
23. Батищев, Г.С. Неисчерпаемые возможности
и границы применения категории деятельность
/Г.С. Батищев //Деятельность: теории, методология,
проблемы. М., 1990. С.29-31.
24. Бондаревский В. Б. Развитие интересов
и склонности учащихся старших классов
к отдельным предметам школьного обучения.
Пермь, 1960, 106 с.
25. Божович, Л. И. Избранные психологические
труды: Проблемы формирования личности
/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед.
акад., 1995.-409с.
26. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования
интеллектуальной активности /Д.Б. Богоявленская.
М., 1971.-167с.
27. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник
для вузов /Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб:
Питер, 2000.-304с. (Серия «Учебник нового века).
28. Вакулова, И.Н. Возрастная динамика профессиональных
интересов учащихся старших классов /
И.Н. Вакулова, В.А. Проскуряков, А.С. Соловьев
// Вопросы становления профессиональных
планов учащихся. JL, 1979. -С. 21-34.
29. Волковский, А. Н. Руководство учебно-воспитательной
работой в восьмилетней школе /А.Н. Волковский,
М.П. Малышева.- М.,-1955.
30. Волковский, А.Н. Школоведение /А.Н. Волковский,
М.П. Малышева.- М.: Издательство Академии
Педагогических наук РСФСР, -1952.
31. Вол очков, А. А. Активность субъекта
и развитие учащегося: теория, диагностика
и проблемы развивающих технологий /А.А.
Волочков. — Пермь, 2003.- 102 с.
32. Вяткин, Б. А. Системная организация
индивидуальности человека. Природа психического
// Тезисы доклада республ. теор. конфер.-
Пермь, 1994. С.63-65.
33. Гальперин, П.Л. Развитие исследований
по формированию умственных действий
/П.Л. Гальперин // Психологическая наука
в СССР.- М., 1959. С.441-469.
34. Гайда, В. К. Психологическое тестирование
/В.К. Гайда, В.П. Захаров.- Л., 1982.-145с.
35. Головей Л.А. Психология становления
субъекта деятельности в период юности
и взрослости /Л.А. Головей.- М.Д972.С.45-85.
36. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность
/Э.А. Голубева.-М.,1993.-221с.
37. Голубева, Э.А. Способности и склонности:
комплексное исследование /Под ред. Э.А.
Голубевой.- М., 1989.- 178с.
38. Губанова, М. И. Педагогическое сопровождение
социального самоопределения старшеклассников:
теория-и практика подготовки учителя:
Монография / М.И. Губанова. Кемерово: Изд-во
«КРИРПО», 2002. - 207с.
39. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию
/ И.Б. Грицшпун.- М.: Межд. педаг. академия,
1994. С. 120-134.
40. Грузенберг, С. О. Психология творчества.
Гений и творчество /С.О. Грузенберг.- М.,1983.-
194с.
41. Гусев, А. Н. Измерение в психологии /А.Н.
Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Ю. Михалевская.-
М.: Смысл, 1997,- .212с.
42. Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории
деятельности /В.В. Давыдов//Психол. журнал.
1992.Т. 13. № 5.C.3-13.
43. Далингер, В. А. Принципы организации
учебно-исследовательской деятельности
учащихся и характеристика содержания
этой деятельности
44. Образовательные технологии. Межвузовский
сборник научных трудов.- Воронеж: Центрально
Черноземное книжное издательство, 2004.
-222 с.
45. Демин, И.В. Природа деятельности /И.В.
Демин.- МГУ, 1984. -168с.
46. Дорфман, Л.Я. Самодеятельность как способ
саморегулирующей системы. Исследования
индивидуальности /Л.Я. Дорфман.- Пермь,
1993.-245с.
47. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей
/В.Н. Дружинин. М.: Лантерна вита, -1995, -150с.
48. Егорова, М. С. Психология индивидуальных
различий /М.С. Егорова.-М.: Планета детей,
1997.-327с.
49. Елисеев, О.П. Конструктивная типология
и психодиагностика личности. /О.П. Елисеев
// Практическая психология.- Псков, 1994.-243с.
50. Ерастов, Н.П. Структурно-психологический
анализ деятельности и проблема рациональной
организации труда /Н.П. Ерастов //Психологические
проблемы рациональной деятельности.-Ярославль,
1976. С.3-11.
51. Жемчугова, JI.B. О связи динамической
стороны общительности с свойствами нервной
системы /Л.В. Жемчужникова // Индивидуальные
особенности психического и соматического
развития и их роль в управленческой деятельности
человека.- Пермь, 1982. С. 41-45.
52. Зеер, Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф.
Зеер.- М., 2006.-231с.56.3еер, Э.Ф.Психология профессионального
развития: учебное пособие для студентов
высш. учеб. заведений /Э.Ф. Зеер.-2-е изд.
стер.- М.: Издательский центр «Академия»,
2007.-240с.
53. Иванова, H.JI. Изучение динамики интересов
старших школьников в целях профориентации
/ H.JI. Иванова, В.Е. Орел, М.Ф. Смирнова //
Психология учебной и трудовой деятельности:
Межвузовский сборник научных трудов.
Ярославль: ЯГПИ. 1985- С. 40-45.
54. Иоголевич Н. И. Особенности интегральной
индивидуальности студентов в связи с
профессиональным становлением и успешностью
обучения: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01
: Пермь,1998. 256 с.РГБ ОД,61:98-19/280-Х
55. Интегральная индивидуальность подходы,
факты, перспективы //Психол. журнал.-1996.
№ 1. С.44-51.
56. Интегральная индивидуальность и ее
развитие /Под ред. Б.А. Вятки-на. Пермь,
1999.- 269с.
57. Исследования проблем психологии творчества
/Под ред. Я.А. Пономарева,- М.Д 983.- 336с.63 .Калмыкова,
3. И. Продуктивное мышление как основа
обучаемости /З.И. Калмыкова.- М.: Педагогика,
1981. С.51-79, 115-188.
58. Калмыкова, 3. И. К проблеме диагностики
умственного развития школьников /З.И.
Калмыкова // Вопр. психол.1982. №2. С.74-79.
59. Карпов, Ю.В. Критерии интеллектуального
развития детей / Ю.В. Карпов, Н.Ф.Талызина
// Вопр. психол.1985.№ 2. С 52-55.
60. Климов, Е.А. Психология профессионального
самоопределения: Учебное пособие для
студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений /Е.А. Климов.
М.: Издательский центр «Академия», 2004.-
304с.
61. Климов, Е.А. Психология профессионала
/Е.А. Климов. М.: Издательство «Институт
практической психологии», - Воронеж: НПО
«МОДЭК»,1996. - 400 с.
62. Ковалев, А. Г. Психологические особенности
человека. Собрание сочинений. Т.2.- ЛГУ,1960.
С. 121-156.
63. Коротаев, А.А. Исследование индивидуального
стиля педагогического общения / А.А. Коротаев,
Т.С. Тамбовцева // Вопр. психол.1990. №2. С.62-69.
64. Конопкин, О.Н. Психологические механизмы
исследования деятельности /О.Н. Конопкин.-
М.: Наука, 1980.-163с.
65. Крупное, А.И. О психодинамических характеристиках
интеллектуальной активности человека
/А.И. Крупнов //Вопр. психол. 1981.№ 6.С.75-78.
66. Крупнов, А.И. Психологические проблемы
исследования активности человека /А.И.
Крупнов // Вопр. психол. 1994. №3. С. 25-32.73 .Крупнов,
А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных
различий. Учебное пособие /А.И. Крупнов.-
Свердловск.- 1983.- 72с.
67. Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для
учащихся пед.училищ.-2-е изд. перераб. и
доп. / В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.-336с.
68. Лазурский, А.Ф. К учению о психологической
активности. Новые экспериментальные
данные /А.Ф. Лазурский.- М., 1916.-312с.
69. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа,
строение и динамика смысловой реальности
/Д.А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999. 487с.
70. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические
произведения. Собр. Соч. в 6 т. T.l С.115-251.
Т.2. С. 153-294.- М., 1983.
71. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики
/А.Н. Леонтьев М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.
72. Леонтович, А. П. О развитии учебно-исследовательской
деятельности учащихся школ и учреждений
дополнительного образования /А.П. Леонтович,
Д.И.Монахов //Вестник. 1996. № 6.С.8-17.
73. Леонтович, А. П. Учебно-исследовательская
деятельность школьников как модель педагогической
технологии /А.П. Леонтович //Народное обра-зование.1999.
№ 10. С.21-28.
74. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания.
Специальный курс /Б.Т. Лихачев.-М., 1995.
75. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов
обучения / И.Я. Лер-нер.- М., 1981.-212с.
76. Лейтес, Н.С. Возрастные особенности
развития склонностей. Проблемы возрастной
и педагогической психологии /Под редакцией
В.В.Давыдова. -М., 1978. С. 222-236.
77. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности
в психологии //Психол. журнал. 1981. № 5. С.3-22.
78. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии
/Б.Ф. Ломов //Вопр. психол.1975. № 2. С. 31-45.
79. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические
проблемы психологии /Б. Ф. Ломов. М., 1984.-178С.
80. Ляудис, В.Я. К проблеме формирования
учебной деятельности в высшей школе на
современном этапе /В.Я. Ляудис.- М., 1976.
256с.
81. Манаков, Н.А. Ваш первый научный проект
(Методические рекомендации) Оренбург,
2006.-57с.
82. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации
в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин.- М.,
1972.-156с.
83. Матюшкин, А. М. Основные направления
исследования мышления и творчества /A.M.
Матюшкин //Психол. журнал.1984. № 1. С.9-17.
84. Маркова, А.К.Психология профессионализма
/А.К. Маркова.- М., 1996.-232с.
85. Мерлин, B.C. Структура личности: характер,
способности, самосознание /B.C. Мерлин.-
Пермь, 1990. 1 Юс.
86. Мерлин, B.C. Принципы психологической
характеристики типов личности /B.C. Мерлин
// Теоретические проблемы психолргии
личности.-Пермь, 1974.-189с.
87. Мерлин, B.C. Очерк теории темперамента
/B.C. Мерлин.- Москва: Просвещение, 1964. С.106-308.
88. Мерлин, B.C. Личность как предмет психологического
исследования /B.C. Мерлин.- Пермь, 1988. 80с.
89. Мерлин B.C. Психология индивидуальности
/Под редакцией Е.А. Климова.- М.: Издательство
«Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. С. 194-203.
90. ЮО.Методики психодиагностики в спорте.
//Учебное пособие для студентов педагогических
институтов.- М.: Просвещение, 1990.-256с.
91. Митина, Л.М. Психология профессионального
развития учителя /Л.М. Митина. М.: Флинта,
1998. - 200с.
92. Митина, JI.M. Психология сопровождения
выбора профессии /JI.M. Митина.-М., 1998.-176с.
93. Мухамедова, Э. В. Профессионально-педагогическая
ориентация старших школьников в Российской
Федерации и Соединенных Штатах Америки:
Сравнительно-сопоставительный анализ:
Диссертация . кандидата педагогических
наук: 13.00.01 Пятигорск, 2005 232 с.
94. Моляко, В.А. Стратегия решения новых
задач в процессе регуляции творческой
деятельности / В.А. Моляко //Психол. журнал.
1995. № 1.С.84-89.
95. Мясищев, В.М. О способностях человека,
значении и задачах их исследования //Тезисы
докладов материалов конференции по проблемам
способностей: Л.,1960.С.6-22.
96. Юб.Надирашвили, Ш.А. Понятие «установки»
в общей и социальной психологии/Ш.А. Надирашвили.
Тбилиси, 1974. - 170с.
97. Небылицин, В.Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий
/В.Д. Небылицин.- М., 1976. С.336 -338.
98. Нелюбов, С. А. Организационно педагогические
условия формирования субъектной позиции
школьника в учебной деятельности: Монография.
- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - 172
с.
99. Никольская, А. А. Психология обучения
в трудах К. Д. Ушинско-го// Вопросы психологии,
1983, № 6, с. 92-104.
100. Никифоров, А .Я. Деятельность, поведение,
творчество /А .Я. Никифоров // Деятельность:
теории, методологические проблемы,- М.,1990.
С.52-69.
101. Общая диагностика / Под ред. А.А. Бодалева,
В.В. Столина.- ЛГУ,1991987.-202c.112.0бщая и профессиональная
педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В.
Ретивых.- Брянск, 2003. 422 с.
102. З.Обухов А.В. Исследовательская деятельность
как способ формирования мировоззрения
/А.В. Обухов //Народное образование. 1999.
№ 10.С.12-21.
103. Н.Очерк теории темперамента /Под ред.
B.C. Мерлина.- Пермь, 1973. С. 19-75.
104. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников
/Т. Л. Павлова — М., 2005.- 157с.
105. Полисистемное исследование индивидуальности
человека /Под ред.Б.А. Вяткина. М.: Пер СЭ,
2005.- 384с.117. • Педагогическая энциклопедия:
В 2-х т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова.
М.: Советская энциклопедия, 1964.-Т.1. -832 с.
106. Педагогическая энциклопедия: В 2-х
т. /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.:
Советская энциклопедия, 1964. -Т.2. -912 с.
107. Пономарев, Я. М. Психология творчества
// Тенденции развития психологической
науки: Сб. стат. АН СССР, Ин-т психологии.
/Отв. ред. Б. Ф.Ломов. М.: Наука, 1989. - 268 с.
108. Порошина, Т.И. Особенности индивидуальности
подростков с различным уровнем креативности
//Тезисы докл. расширен, научной конфер.
каф. психологии Ш ПИ. 15 Мерлинские чтения.-
Пермь,2000.С.38-39.
109. Пряжников, Н.С. Психологический смысл
труда: Учебное пособие к курсу «Психология
труда и инженерная психология» /Н.С. Пряжников.
—
110. М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: ИПО «Модэк», 1997.
-352 с.
111. Пряжников, Н.С. Профессиональное и
личностное самоопределение /Н.С. Пряжников.
М.- Воронеж: НПО.- МОДЭК, 1996.-165с.
112. Прыгин, Г.С. Влияние особенностей саморегулярной
деятельности на профессиональное самоопределение
старшеклассников /Г.С. Прыгин, В.И. Степанковский
// Вопр. психол. 1987. №4.С. 18-24.
113. Психолого-педагогические проблемы
развития школьника как субъекта учения
/Под ред. JI. И. Божович. М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2000. - 192 с.
114. Психологический словарь /под. ред.
В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006.
- 479с.
115. Психология индивидуальности /Под редакцией
Е.А. Климова.- М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО
МОДЭК, 1996. 445с.
116. Психология и педагогика. Учебное пособие
/Под ред. А. А, Радуги-на.- Москва,1999. С.67-69.
117. Психологический словарь /Под общей
редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-
М.: Политиздат, 1990. 494с.
118. Психологическая диагностика: Проблемы
и исследования /Под ред. К.М. Гуревича.-
М., 1981.-187с.
119. Психологические проблемы индивидуальности
/Под ред. Б. Ф. Ломова и других. Выпуск 2.
М., 1984. С.7-140.
120. Психологические тесты /Под ред. А.А.
Карелина.- Москва Владос,1999.-302с.
121. Пушкин, В.Н. Эвристическая деятельность
человека и проблемы современной науки
/В.Н. Пушкин.- М., 1969.-186с.
122. Ратанова, Т.А. Способы активизации
познавательной деятельности школьников
/Т.А. Ратанова//Вопр. психол.1990. №5.С.23-28.
123. Рабочая книга школьного психолога
/Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Междунар.
пед. Академия, 1995.-376с.
124. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии
/Г.В. Резапкина. М., 2002.-176с.
125. Ребер, А. Большой толковый словарь.
Т.2 /А. Ребер. М.,2000.481с.
126. Рогов, Е. И Настольная книга школьного
психолога /Е.И. Рогов. — М., 1995. 529 с.
127. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии
/C.JI. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973. С. 187-190.
128. Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические
труды: Основы онтологии, логики и психологии
/C.JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. 462 с. (Памятники
психологической мысли).
129. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его
исследования /C.JI. Рубинштейн.- М.: Изд-во
АН СССР, 1958.-347с.
130. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии
/C.JI. Рубинштейн -СПб.: Питер, 1998. 705 с. (Мастера
психологии).
132. Русалов, В.М. Психофизиологические
основы взаимодействия темперамента и
общих способностей человека /В.М. Русалов
//Проблемы психологии личности,- М.: Наука,
1982. С. 198-305.
133. Самодеятельность как способ саморегуляции
и самоактуализации исследования интегральной
индивидуальности /Под ред. Б.А. Вяткина.-Пермь,
1991. С. 16-18.
134. Нб.Самоукина, Н.В. Активизация школьников
в профессиональном самоопределении/Н.В.
Самоукина//Вопр. психол.1990.№1. С. 6-19.
135. Симоненко, В.Д. Профессиональное самоопределение
школьников / В.Д. Симоненко, Т.Б. Суровицкая,
М.В. Ретивых. — Брянск. 1995 — 100с.
136. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология
высшего образования: от деятельности
к личности /С.Д. Смирнов. М.: Аспект - Пресс,1995.
-271с.
137. Столяренко, Л.Д. Основы психологии
/Л.Д. Столяренко. Ростов — на -Дону: Феникс,
2004.-337с.
138. Страхов, И. В. Психология творчества
/И.В. Страхов.- Сара203тов,1968.-23 lc.
139. Талызина, Н.Ф. Управление процессом
усвоения знаний /Н.Ф. Талызина.- М.,1984.-197с.
140. Теплов, Б. М. Избранные труды. Собр.
соч. в 2 т.ТЛ.-М.: Педагогика,1985. С.15-41.
141. Теплов, Б. М. Современное состояние
вопроса о типах высшей, нервной деятельности
и их определения //Психология индивидуальных
различий. М.,1982. С.25-29.
142. Титов, Е.В. Формирование готовности
старшеклассников к исследовательской
деятельности в сфере экологии /Е.В. Титов
// Педагогика, 2003. №9.С. 39-45.
143. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной
деятельности человека /O.K. Тихомиров.
М., 1969.-229с.
144. Тихомиров, О. К. Психология мышления
/O.K. Тихомиров.- М., 1984. С.158-169.
145. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных
способностей школьника /Л.Ф. Тихомирова
//Популярное пособие для родителей и педагогов."
Ярославль: Академия развития, 1996. С. 15-20.
146. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического
мышления у детей /Л.Ф. Тихомирова, Л.В.
Басов // Популярное пособие для родителей
и педагогов.-Ярославль: Гринго, 1995. С.7-9.
147. Украинцев, Б.С. Категории «активность»
и «цель» в свете основных понятий кибернетики
/Б.С. Украинцев //Вопр. психол. 1967. №5. С.
6069.
148. Харитонов, Н.К. Школьные исследования
в летний период /Н.К. Харитонов //Народное
образование,2001. № З.С.18-26.
149. Хеккаузен, X. Мотивация и деятельность.
T.l./Х.Хеккаузен. М.: Педагогика, 1986.-202с.
150. Хорст, 3. Тестирование личности /3. Хорст.-
М.,1997. С.77-79.
151. Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии /под ред. И.И. Ильясова, В .Я.
Ляудис.- М., 1981.-246с.
152. Хрестоматия по психологии: учебное
пособие для студентов пед. институтов
/Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение,
1987. 291с.
153. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции
как компонент личностно ориентированной
парадигмы образования // Ученик в обновляющейся
школе: Сб. научных трудов /Под ред. Ю. И.
Дика, А. В. Хуторского. М., 2002.- 225с.
154. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели
готовности школьников к профессиональному
самоопределению: /С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина.
//Методическое пособие М., 1997.С.21-52.
155. Чупахина, И.Е. Профильная школа как
ступень системы российского образования
/И.Е. Чупахина //Мир психол.-2005.№1.С.253-258.
156. Чудновский, В. Э. Актуальные проблемы
психологии способностей /В.Э. Чудновский//Вопр.
психол. 1986. № 11. С.48-89.
157. Шавир, П.А. Психология профессионального
самоопределения в ранней юности /П.А.
Шавир. М.,1981.- 95с.
158. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза
профессиональной деятельности /В.Д. Шадриков.-
М., 1982.-154с.
159. Шадриков, В. Д. Учебное пособие для
студентов пед. институтов205под ред. В.
Д, Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990.-332с.
160. Щвырев, B.C. Проблемы разработки понятийной
деятельности как философской категории
/B.C. Швырев // Деятельность: теории, методология,
проблемы.- М., 1990. С. 9-20.
161. Шестаков, Н. Н. Интеллектуальная активность
в структуре индивидуальности школьника
// Тезисы докл. расшир. научной конф. кафедры
психологии. 7 Мерлинские чтения ШНИ. Пермь,
1993.С. 17-26.
162. Шорохов, Е.В. Психологический аспект
проблемы личности /Е.В. Шорохов //Теоретические
проблемы психологии личности.- М., 1974.
С.26-37.
163. Шрейдер, Р. В. Уровень профессионализации
как фактор, определяющий структуру профессионально-важных
качеств /Р.В. Шрейдер
164. Проблема системогенеза деятельности.-
Ярославль, 1980. С. 56-67.
165. Щербакова, Л.Б. Особенности индивидуальности
интеллектуально одаренных детей //Индивидуальность
в современном мире: Материалы международной
научно-практической конференции.- Смоленск,
1995. С. 230-231.
166. Юркевич, B.C. О самовоспитании способностей
школьника /B.C. Юркевич //Развитие творческой
активности школьников.- М.: Педагогика,
1991.-232с.
167. Юсупов, Ф.М. О соотношении вербальной
и невербальной составляющей в структуре
интеллекта /Ф.М. Юсупов //Психол. журнал.
1995. Т. 16.l.C. 10-20.
168. Якиманская, И. С. Развитие пространственного
мышления школьников /И.С. Якиманская.
М.: Педагогика, 1980. С.147-230.
169. Якиманская, И.С. Принцип активности
в педагогической психологии /И.С. Якиманская
// Вопр. психол. 1989. № 6.С.6-14.
170. Якиманская, И.С. Принципы построения
образовательных программ и личностное
развитие учащихся /И.С. Якиманская // Вопр.
пси-хол.1999. №3. С. 39-47.
171. Якобсон, П.М. Психологические проблемы
мотивации поведения человека /П.М. Якобсон.-
М.,1969.-196с.
172. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности
студентов /В.А. Якунин.- М.,1994.-228с.
173. Якунин, В.А. Влияние мотивации и интеллекта
на уровень учебной активности студентов
/В.А. Якунин // Вестник ЛГУ. 1977. № 23. С. 72-94.
174. Якунин, В.А. Педагогическая психология:
Учебное пособие /В.А. Якунин. СПб: Полиус,
1998. - 639с.
175. Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной
политики и социальной работы: теоретико-методологический
аспект /Т.Ф. Яркина.- М., 1996.-204с.
176. Ярошевский, М.Г. История психологии
/М.Г. Ярошевский.-М.,1985.-368с.
177. Ярошевский, М.Г. Развитие и современное
состояние зарубежной психологии /М.Г.
Ярошевский, Л.Н. Анциферова.- М., 1974.-256с.
178. Ясвин, В.А. Образовательная среда. От
моделирования к проектированию /В.А. Ясвин.-
М.,1997.-178с.
179. Ясюкова, JI. А. Взаимосвязь индивидуально
психологических характеристик в структуре
профессиональных способностей /Л.А Ясюкова
//Вопр. психол. 1990. № 5. С.72-74.
180. Ярославцева М Ю. Курс научно-исследовательской
деятельности учащихся /М.Ю. Ярославцева.
— Ижевск, 2006.- 86с.
Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков