Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:01, дипломная работа
Актуальность исследования. При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование, включенное в более широкий контекст культурной традиции с высокой ценностью образования вообще, делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития учебных интересов и склонностей в подростковом возрасте.
1.1. Понятие учебных интересов и склонностей………………………………
1.2. Особенности развития учебных и склонностей в подростковом
возрасте……………………………………………………………………..
1.3. Развитие личности в подростковом возрасте………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………………..............
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков……………………………………………
2.1. Характеристика методов исследования…………………………………………
2.2. Исследование усилий и возможностей учащихся в учебно-практической деятельности…………………………………………………………………………….
2.3. Взаимосвязь характерологических особенностей личности с ее учебными интересами и склонностями……………………………………………………………
Выводы по второй главе……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………..
Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст сензитивен (благоприятен) для развития такого мышления. Апелляция учителя к уму подростков, доверие к их интеллектуальным возможностям как нельзя больше соответствуют возрастным особенностям личности подростков, так как это означает высокую оценку их интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.
Для устранения или предупреждения возможного отрицательного влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления необходимо корригировать наглядные впечатления словесными пояснениями или соответствующей вариацией образов, которая давала бы возможность продемонстрировать разнообразие несущественных и постоянство существенных признаков. Очень важно дать понять учащимся, как ограничен чувственный опыт, показать необходимость и принципиальную возможность выхода за его пределы. Важно, чтобы подростки поняли, что нет смысла и возможности доказывать теорему о сумме внутренних углов многоугольника для каждого из бесконечного многообразия многоугольников, что, доказывая ее на одном, конкретном многоугольнике, мы тем самым доказываем ее для любого многоугольника, независимо от его формы, размеров, количества сторон.
Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так организовать занятия с подростками, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем (самостоятельное выведение формул и правил, нахождение исторических и географических закономерностей, самостоятельное построение доказательства теорем.
Вывод по первой главе:
Таким образом, теоретический анализ исследования показал, что подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование подросткового возраста. Возникает желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым . Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. В межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится самосознанием. Д.Б.Эльконин писал, что все новообразования подросткового возраста , как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью10. Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших « друзьях на всю жизнь». Общаясь с друзьями, подростками активно осваиваются нормы, цели, средства социального поведения, проходят и школу социализации.
По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного11». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу. Существенные изменения происходят в мнемической деятельности подростков: если установкой младших школьников при запоминании было повторение, то у подростков -понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков , растет быстрота запоминания , увеличивается объем долговременной памяти , расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Наряду с учебными интересами , у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. У подростка складываются разнообразные образы «Я» , первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям.
Важнейшей
психологической
Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении.
1 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. «Просвещение». 2002г. С. 28
2 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. «Просвещение». 2002г. С. 31
3 Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровина. - М. «Просвещение». 2002г.
4 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. УРА0. 1998 г. – 146 с.
5 Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. М. «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК». 2007 г. – 289 с.
6 Ребро И.В. Фрмирование мотивации самореализации подростков в условиях задачной ситуации. Волгоград. 2005 г. – с. 2.
7 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов - на - Дону. «Феникс». 2004 г. - с. 217
8 Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников. М. «Просвещение». 2006 г. с. 112.
9 Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников. М. «Просвещение». 2006г. с. 114
10Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. М. «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК». 2007 г. С. 27
11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. «УРАО». 1998 г. С. 123
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
При организации эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей развития учебных интересов и склонностей подростков, мы исходили из теоретических положений, изложенных в предыдущей главе. Мы предположили, что:
- интерес определяется как
- процесс формирования
познавательного интереса, как и
всякой стороны личности, происходит
в деятельности, структура которой
(ее задачи, содержание, способы и
мотивы) составляют объективную
основу развития
- склонности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся;
- можно предположить, что учебные интересы и склонности находятся в прямой зависимости от личностных особенностей учащихся.
Оценивание учащимися своих усилий и возможностей в учебно-практической деятельности изучались при помощи разработанного А.К. Осницким опросника, «Экспертной оценки учебных интересов и склонностей учащихся» и «Оценки учащимися своих склонностей и интересов». Первый опросник предназначен для учителей, которые оценивали усилия учащихся; второй – направлен на оценивание учащимися своих усилий и возможностей в учебно-практической деятельности.
Для выделения характерологических особенностей учащихся был использован 16-факторный опросник Кеттела, состоящий из 105 вопросов и предназначающийся для работы с подростками. Данный опросник позволил выделить и оценить развитость следующих личностных качеств, составляющих 16 факторов:
Фактор А – «замкнутость – общительность»;
Фактор В – «интеллект»;
Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
Фактор Е – «подчиненность – доминантность»;
Фактор F – «сдержанность – экпрессивность»;
Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;
Фактор Н – «робость – смелость»;
Фактор I – «жесткость – чувствительность»;
Фактор L – «доверчивость – подозрительность»;
Фактор М – «практичность – развитое воображение»;
Фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»;
Фактор О – «уверенность в себе – тревожность»;
Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;
Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;
Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
Фактор Q4 - «расслабленность – напряженность»;
И дополнительный фактор МД – «адекватность самооценки».
Для выявления учебных интересов
и склонностей был использован дифференциально-
В основу опросника положена идея о делении всех изучаемых учебных предметов на три типа, наиболее/наименее представляющих интерес подростку, в процессе обучения.
Первую группу составляют учебные предметы гуманитарной направленности, где объектом изучения являются живые организмы, растения, животные, биологические процессы и т.д. Сюда входят такие учебные предметы, как биология, география, история, литература, обществоведение и др.
Основой второй группы являются учебные предметы, объектом изучения которых служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими учебными предметами являются: математика, физика, геометрия, черчение, химия и т.п.
Пятую группу образуют учебные предметы художественно-эстетического цикла. Объектом исследования этих учебных предметов служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие области знаний, как музыка, изобразительное искусство, театр, ритмика и т.д.
Опросник Климова содержит 20 пар
вопросов, результаты ответов на которые
и будут характеризовать
Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:
Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую.
Социальный статус личности определялся с помощью социометрического исследования групп учащихся.
Учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
Число выборов, полученное каждым учащимся, измеряет его социометрический статус.
После применения методов статистического анализа были получены следующие результаты: учащиеся 7 «А» класса имели высокий статус, если они получали 13 выборов и больше, средний статус – от 12 выборов до 4, низкий статус – от 3 выборов и меньше; учащиеся 8 «Б» класса имели высокий статус, если они получали 15 выборов и более, средний статус - от 14 выборов до 5 и низкий статус – от 4 и меньше.
Самооценка и склонности учащихся определялись с помощью методики Дембо – Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан.
Учащимся предлагалось отметить на каждой из семи шкал («Здоровье», «Ум», «Характер», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Внешность», «Уверенность в себе») уровень своей самооценки в настоящий момент, а также тот уровень, который нужно достигнуть, чтобы быть удовлетворенным собой, почувствовать гордость за себя.
По каждой из шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определялся:
А) уровень притязаний в отношении данного качества (по расстоянию в мм от нижней точки шкалы до поставленного учащимся знака);
Б) высота самооценки (от нижней точки до поставленного знака);
В) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (разность между соответствующими величинами).
Далее определялась средняя мера каждого из показателей у учащегося. Ее характеризует среднее арифметическое каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.
Кроме того, каждому учащемуся было предложено составить список из 5 престижных и 5 не престижных, по его мнению, профессий, а также написать две профессии, которые он выбрал для своего будущего.
Описание выборки.
В исследовании принимали участие 52 учащихся 7-8-х классов Лицея № 3 г.Астрахани: Из них 29 девочек и 23 мальчика.
Оценивание учащимися своих усилий и возможностей в учебно-практической деятельности изучались при помощи разработанного А.К. Осницким опросника, «Экспертной оценки учебных интересов и склонностей учащихся» и «Оценки учащимися своих склонностей и интересов». Первый опросник предназначен для учителей, которые оценивали усилия учащихся; второй – направлен на оценивание учащимися своих усилий и возможностей в учебно-практической деятельности.
Информация о работе Психологические особенности интересов и склонностей у подростков