Психологический рисунок семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: психологический анализ семьи в детских рисунках.
Задачи:
1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;
2. изучить восприятие дошкольниками своей семьи;
3. рассмотреть психологию детского рисунка;
4. с помощью рисунка семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

Содержание работы

введение 3

Глава 1. Анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме психологического
анализа семьи в детских рисунках 5
1.1 История изучения детского рисунка и его интерпретация 5
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи 9
1.3 Психология детского рисунка 18

Глава 2. Психологический анализ семьи в
детских рисунках 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

псих рисунок семьи.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

введение           3

 

Глава 1.  Анализ психолого – педагогической

литературы  по проблеме психологического

анализа семьи  в детских рисунках      5

1.1 История изучения  детского рисунка и его интерпретация   5

1.2 Восприятие дошкольниками  своей семьи      9

1.3 Психология детского  рисунка        18

 

Глава 2. Психологический  анализ семьи в 

детских рисунках         30

2.1 Организация и методы  исследования       30

2.2 Анализ результатов  исследования       31

 

Заключение           36

 

Список  использованной литературы     37

 

Приложения           39

 

введение

 

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается  и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество  различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Актуальность темы курсовой работы бесспорна, так как восприятие ребенком  своей семьи,  отношения в семье  влияют также на то, как человек  в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и минимизировать отрицательные  влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Объектом исследования являются детские рисунки.

Предметом исследования – психологический анализ семьи в  детских рисунках. 

Цель: психологический анализ семьи в  детских рисунках. 

   Задачи:

  1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;

2. изучить восприятие  дошкольниками своей семьи; 

3. рассмотреть психологию  детского рисунка; 

4. с помощью рисунка  семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

Группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

   При работе  с детьми мы использовали следующие  методы:

    • тест «Кинетический рисунок семьи»;
    • методика «Семейная социограмма».

Исследование проводилось  на базе ГУО Потаповский ДС-СШ. Нами было обследовано 10 детей дошкольного возраста и их семьи.

Гипотеза: мы предполагаем, что психологический анализ семьи детских рисунков является эффективным средством выявления особенностей внутрисемейных отношений.

 

Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме психологического анализа семьи в детских рисунках

 

1.1 История  изучения детского рисунка и  его интерпретация

 

Почти столетие детское  рисование вызывает интерес многочисленных исследований: исскуствоведов,  биологов, психологов, педагогов. Представители  различных наук подходят к изучению рисунка с разных сторон. Исскуствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творчества, при помощи анализа этих рисунков подтвердить правильность тех или иных эстетичных концепций. Биологи, проводя сравнительные исследования детских рисунков и начало графической деятельности высших обезьян предполагают, что эти рисунки могут служить одним из каналов информации о биологическом родстве и различии животных и человека. Биологи обсуждают проблемы руководства детским рисованием и ищут оптимальные пути обучения способствующие художественному развитию детей. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением  детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века [1, с. 149].

В  зарубежной психологии. Теоретический анализ детского рисования имеет сложную историю. Вначале к детскому рисованию подходили чисто эмпирически. Анализ  детского рисования подвергался влиянию тех или иных направлений в психологической науке. Развернутая интерпретация психологического содержания рисования давалось под  определяющим идей биологизаторского толка, а также фрейдизма.

В начале 20 века биогенетический  закон Э. Геккеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза) становится общепринятой концепцией в понимании проблем в детской и педагогической психологии.

Изобретательная деятельность ребенка также рассматривалась  с этих позиций развитие рисования  понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяются стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга. Под влиянием биологизаторских идей в психологию приходит мысль о тестировании интеллекта ребенка через анализ его рисунка. Исследователи исходят из того, что ребенок в онтогенезе непременно должен изменить определенные этапы изобразительного искусства, которые прошли предки современного человека. Первые исследователи детского рисунка, рассматривающие природу детского рисунка в биологизаторском плане, выдвинули ряд вопросов, которые и сегодня до конца не решены.

«Что рисует ребенок?» - основной вопрос в психологии детского рисования. Некоторые исследователи  сочли возможным ответить так: «Ребенок рисует то, что знает». Так Г. Корчиенштейнер устанавливает в качестве всеобщего закона развития рисование – как в онтогенезе, так и в филогенезе – следующей ступени предшествует ступень схемы, когда ребенок рисует свои представления о предмете. На вопрос «Что рисует ребенок?» давали весьма определенный ответ и сторонники гештальтпсихологии,  в недрах которого были заложены основы современного знания о визуальном восприятии «Ребенок рисует то, что видит» [19, с. 35].   

В объяснении природы  детского рисунка существует еще одно категорическое мнение, - его дают  исследователи, представляющие фрейдизм. В основе философской доктрики этого направления лежит утверждение, что поведение людей определяют  подсознательные импульсы и что искусство – один из видов маскировки этих сил. Детское творчество истолковывается как выражение в форме символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос «Что рисует ребенок?» фрейдисты отвечают так: «Ребенок рисует то, что чувствует».

В русле этих направлений  было собрано большое количество фактического материала. Выделенные отличительные особенности детских рисунков,  охарактеризованы основные стадии развития рисования у ребенка; определенную интерпретацию получили мотивация детского рисования и причины, обуславливающие специфику рисунка на разных этапах детства. Однако не на одной из этих важных проблем не было доступно единой точки зрения. Они остались остро дискуссионными, требующими дальнейших исследований.

В 40 – 50 годах нашего столетия в психологии наблюдается некоторое  снижение интереса к детскому рисунку. В последние десятилетие можно отметить новую волну интереса к природе детского рисования.

Исследователи детского рисунка под влиянием новых идей возникших в различных отраслях знаний. Хотя и тракокформировали  биологизаторские, гештальтпсихологические  и фрейдиские  представления о природе детского рисования, но в тоже время в сущности остались этих концепций.

В современную зарубежную психологию повсеместно проникает  идея о значении практической деятельности, организуемой и направленной взрослыми. В теории развития эта идея представляется в виде сближении двух исходных начал, определяющих развитие ребенка: природные предпосылки и социальные условия.Так Б. Дюборгель (1976) анализирует особенности развития творческих способностей ребёнка в рисовании, считает что детские рисунки должны восприниматься в двойном плане. С одной стороны это реализация, зависящая от психологического генеза, который Б. Дюборгель рассматривает с биологических позиций, с другой стороны – реализации имеющие социальное происхождение, связанных с воспитательными действиями и существующими в обществе моделями. Вопрос о «творческой природе» он считает мифом. Этому мифу противопоставляется другой о том, что поведение ребёнка является игрушкой и жертвой множество беспощадных обстоятельств сводится к «суме механических актов» [32, с. 47].

При более глубоком размышлении, считает он, оказывается, что оба  мифа связаны между собой. Однако, запутываясь теоретически в противоречиях  соотношений природного и социального, исследователи всё же на практике стремятся найти пути оказания реальной помощи ребёнку в развитии его творческих способностей. Опыт работы с ребёнком открывает исследователю, что ребёнок способен отражать в своих рисунках и то, что знает, и то, что видит.

Приверженцы гештальтпсихологии (М.Верхеймер, В.Келер, К. Коффка), подробно анализируют вопросы искусства, что находит своё отражение и в специальных исследованиях детских рисунков. В отношении к детскому рисованию по-прежнему выдвигается формула: « Дети рисуют то, что видят.» Идеи, разрабатываемые гештальтистами-психологами искусства, состоят в том, что большинство явлений природы нельзя адекватно описать, если рассматривать их по частям.

Фрейдистские идеи также  находят сторонников при современном  истолковании детских рисунков. Главная положение фрейдизма: мотивация реального поведения человека далеко не всегда такова, какой она представляется. Все человеческие проявления (поступки, высказывания ) могут означать совсем противоположное; тому, что они, казалось бы, означала. Согласно З. Фрейду «сознание не является господином в своем собственном доме». Оно управляется бессознательными влечениями. Особенно открыто провозглашается всемогущества бессознательного в различных областях искусства.

В настоящее время  одним из ведущих психоаналитиков Европы считается Ж. Лакон. Он придерживается мнения, что психоаналитику надлежит использовать метод анализа рисунков испытуемых. В рисунках из подсознательных глубин всплывает объект желания. В рисунке может обнаруживаться двойная тенденция: установка на символизацию, когда изображение придается значимость, не свойственная им, и установка на реалистическую передачу предмету. Идея влияния подсознательных сил на искусство переносятся и в исследовании детских рисунков. Г. Рид истолковывает детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и отвечал на вопрос «Что рисует ребенок?» дает прежний ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует» [18, с. 129].

Член фрейдистского общества в  Париже Ф. Долто считает, что метод  игры и спонтанного рисунка обеспечивает психоаналитику возможность проникнуть в существо переживания ребенка. Она обнаруживает известную предусмотрительность при анализе детского рисунка Ф. Долто выражает уверенность, что рисунок правдивее речи «рисунок как сон, представляет бессознательное отчасти тем, что он выражает, нов большей мере тем, что он подразумевает ».  Ф. Долто пишет: «С помощью рисунков ребенок раскрывает внутренний мир: он нам рассказывает сны которые содержат пороки, секреты, которые он бы не кому не сказал». Под влиянием идей искусствоведение психолингвистики появляются многочисленные дополнения к традициооным интерпретациям природы детского рисунка. Прежде всего это анализ детского рисунка с точки зрения его символического и схематического значения.

В отечественной науке проблема развития детского рисования представлена в психологических исследованиях В. И. Кириенко, Н. Н. Волковой, Е. И. Игнатьевой, Б. А. Сазонтьева. Первыми исследователями детского рисунка были В. М. Бехтерев, С.А. Левитин, Ю. Н. Болдырев.

В.С. Мухина утверждает, что данные психологических исследований В. И. Кириенко, Н. Н. Волковой, Е. И. Игнатьева не содержат развернутой характеристики процесса развития рисования как особого вида деятельности детей. Характеризует эти исследования так Н. Н. Волков в монографии посвященной соотношению восприятию предмета и рисунка в деятельности взрослого художника и лишь вскользь касается детского рисунка. Работы В. И. Кириенко и Б. А. Сазонтьева посвящены специальной проблематике выделению изобразительных способностей и изучению их формированию. Исследования Е. И. Игнатьева хотя и направлены на психологический анализ изобразительной деятельности детей, но по сути дела не вскрывают психологической детерминации развития рисования, ограничиваясь демонстрацией роли обучения в этом развитии и выяснением направлений совершенствования некоторых сторон рисования в условиях определенным образом построенного обучения. В своей работе В.С. Мухина природы детского рисования объясняет с точки зрения сложившейся в отечественной детской психологии теории психического развития ребенка, которая опирается на марксистские положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, и присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Информация о работе Психологический рисунок семьи