Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:37, курсовая работа
Цель: психологический анализ семьи в детских рисунках.
Задачи:
1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;
2. изучить восприятие дошкольниками своей семьи;
3. рассмотреть психологию детского рисунка;
4. с помощью рисунка семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
введение 3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме психологического
анализа семьи в детских рисунках 5
1.1 История изучения детского рисунка и его интерпретация 5
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи 9
1.3 Психология детского рисунка 18
Глава 2. Психологический анализ семьи в
детских рисунках 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Отрицательно сказывается на формирование образа семьи у детей дошкольного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя.
Тем не менее следует
отметить, что в последние годы
собраны экспериментальные
Возможность столь раннего воспитания будущих родителей доказана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Н.Н. Подьяков).
Известный отечественный
педагог В.А. Петровский высказал мысль
о том, что в семье дети «не
учатся жить, а живут». Он подчеркнул
особенность домашнего
Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существует не только взаимодействие и взаимоотношения в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».
Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботиться, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств – это и есть подготовка детей к жизни в обществе и выполнению в будущем функций родителей.
Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживанию, сочувствия, сорадости), что представляется важным для становления положительного «теплого» образа семьи. Совсем иным будет этот образ и по содержанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.
1.3 Психология детского рисунка
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми.
МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ». Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21X29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 с; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием [18, с. 36].
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» к т. п).
После опроса следует предложить ребенку решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь «N.» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретация методики «Рисунок семьи»
Ниже предлагаемые интерпретации основываются на работах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (HulseW., 1951), Дж. Ди Лио (DiLeoJ., 1973), Л. Кормана (GormanL., 1964), Р. Бернса, С. Кауфмана (BurnsR., KaufmanS., 1972), К- Маховера (MachoverK-, 1949), а также на наших исследованиях и опыте практической работы с методикой (Хоментаускас Г. Т., 1982, 1984; ChomentauskasG., 1983). Интерпретацию рисунка условно разделим на три части: 1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования [41, с. 38].
Анализ структуры «Рисунка
семьи» и сравнение состава
Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными. «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел– он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Например, девочка И., 8 лет, нарисовала себя, а рядом – маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос. «Кого тебе напоминает зайчик?» – девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке И. обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.
Случается, что ребенок
вместо реальной семьи рисует семью
зверят. Например, мальчик Н. 7 лет, ощущающий,
отвержение, фрустрацию потребности
в близких эмоциональных
Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только «Я» может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций [16, с. 14].
Информативным является
и увеличение состава семьи. Как
правило, это связано с
Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях – на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Расположение членов
семьи. Оно указывает на некоторые
психологические особенности
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те – случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).
Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.