Психологический рисунок семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: психологический анализ семьи в детских рисунках.
Задачи:
1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;
2. изучить восприятие дошкольниками своей семьи;
3. рассмотреть психологию детского рисунка;
4. с помощью рисунка семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

Содержание работы

введение 3

Глава 1. Анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме психологического
анализа семьи в детских рисунках 5
1.1 История изучения детского рисунка и его интерпретация 5
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи 9
1.3 Психология детского рисунка 18

Глава 2. Психологический анализ семьи в
детских рисунках 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

псих рисунок семьи.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Таня С.

Расположение рисунка  в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша  свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушения общения.

Семья изображена не в  полном составе. Девочка изобразила только себя и бабушку. А в реальной семье проживает ещё и дедушка. Отсутствие данного члена семьи на рисунке может свидетельствовать о наличии конфликта между испытуемой и дедушкой, отсутствии эмоциональной связи между ними. Первой Таня изобразила бабушку, что указывает на большую значимость данного члена семьи для испытуемой. На рисунке между бабушкой и испытуемой изображена кухонная плита, что указывает на наличие конфликта между ними. Стирание и перерисовывание рук бабушки во время рисования также свидетельствует о напряжённом, конфликтном отношении к этому члену семьи. Большое количество мебели (плита, диван, стул) свидетельствуют о недостаточном эмоциональном общении в семье.

Света В.

Расположение рисунка  в верхней части листа свидетельствует  о повышенной самооценке. Семья изображена в полном составе – испытуемая, папа, мама, сестра, бабушка. Особо мелкое изображение сестры, сдвинутой на задний план, говорит о конкурентных отношениях между испытуемой и сестрой. При ответе на вопрос: «Кто чем занимается?» испытуемая сказала: «Я с папой и мамой, а сестра гуляет». Тем самым ещё раз доказывая подсознательное желание «вытеснить сестру» из семьи. Крупное изображение бабушки может говорить о её большой значимости в семье. Самым первым испытуемая изобразила папу и рядом с собой, что указывает на сильную эмоциональную связь между этими членами семьи. Отсутствие рта у матери может свидетельствовать о негативном отношении к ней испытуемой.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 4 семьи (40 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Кристины Д.

Уменьшенный размер рисунка, расположенного в нижней части листа, указывает на низкую самооценку испытуемой. Семья изображена не в полном составе. В реальной семье, помимо мамы, проживает папа. Но испытуемая его не изобразила, что свидетельствует о наличии конфликта между этими членами семьи, низкой эмоциональной связи. Маму испытуемая изобразила первой, что указывает на её значимость для испытуемой. Фигура и испытуемой и мамы находятся близко друг к другу, что говорит о тесном эмоциональном контакте между ними.

Аня К.

Уменьшенный размер рисунка, расположенный в нижней части листа указывает на низкую самооценку. Семья изображена не в полном составе. На рисунке отсутствует мать. На вопрос: «Где мама?» девочка ответила: «Ушла в магазин». Всё это свидетельствует о наличии конфликта между мамой и испытуемой, низкой эмоциональной связи. Рядом с собой испытуемая изобразила бабушку – можно предположить, что между ними тесная эмоциональная связь. Особо мелкое изображение брата говорит о конкурентных отношениях между ним и испытуемой. Руки отца, дедушки и брата, спрятанные за спиной указывают на негативное отношение к этим членам семьи. Особенно тщательно прорисована сестра, испытуемая изобразила её второй – это может указывать на близкую эмоциональную связь между ними.

Артем А.

Увеличенный размер рисунка, стирания и исправления во время рисования могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, стрессовом состоянии. Штриховые линии указывают на тревожность как черту личности.

Руки в карманах у  автора рисунка говорят о негативизме  или уходе от общения. Сигарета в зубах автора рисунка свидетельствует о негативизме, асоциальности испытуемого. Семья изображена в полном составе. Отсутствие рук у матери и отца свидетельствует о негативном отношении к ним. Изображение зубов указывает на вербальную агрессию.

Игорь Г.

На рисунке изображены мама, брат, папа, бабушка, испытуемый. Первой испытуемый изобразил маму, что говорит о близкой эмоциональной связи между ней и испытуемым. Папа изображён со спины, а бабушка в профиль – всё это указывает на наличие конфликтных отношений данных членов семьи с испытуемым. Изображение бабушки сильным нажимом карандаша также свидетельствует о наличии конфликта. Большое количество мебели, других предметов – диван, телевизор, шкаф, кресло – всё это говорит о недостаточном эмоциональном общении в семье.

Данные и  результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Семейная  социограмма»

Таня С.

В круге изобразила тётю, бабушку, дедушку, себя и двух друзей. Реальная семья испытуемый состоит  из бабушки, дедушки и самого испытуемого. Наличие в кругу членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам – в нашем случае – это тётя и два друга испытуемой. Размеры кружков, изображающих членов семьи, одинакового размера, что может сообщать нам о достаточной самооценке автора рисунка. Но в то же время все кружки изображены наверху круга маленького размера, в том числе и кружок испытуемой, что свидетельствует о сочетании низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Ближе всех в психологическом отношении, судя по рисунку, испытуемой дедушка, так как его она изобразила рядом с собой.

Света В.

В круге изобразила маму, папу, дедушку, крёстного, крёстную, бабушку, сестру, двоюродного брата, троюродного  брата, двоюродную сестру, себя. Наличие в круге членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам – крёстного, крёстной, двоюродным и троюродным братьям. Достаточно маленький размер кружков и их расположение в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Кружок папы изображён сильным нажимом карандаша, что предположительно указывает на наличие тревоги испытуемой по отношению к отцу. Присутствие двоюродных и троюродных братьев и сестёр, крёстных между испытуемой и родителями указывает на переживание эмоциональной отверженности.

Кристина Д.

В круге изобразила себя и маму. В реальной семье испытуемой проживает и папа, но она его не изобразила, что указывает нам на наличие бессознательных негативных чувств испытуемой к данному члену семьи или на конфликтные отношения с ним. Изображение своего кружка ближе к центру круга свидетельствует об эгоцентрической направленности испытуемой. Кружки, занимающую достаточно малую часть круга указывают на низкую самооценку испытуемой.

Аня К.

В круге изобразила маму, папу, бабушку, брата, дедушку, сестру, себя. Изображение кружков маленького размера в верхней части круга  указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым большим по сравнению с остальными кружками кружок мамы, это может указывать на большую значимость её для испытуемой. Самым маленьким изображён брат, что говорит о малой значимость его для испытуемой. Себя испытуемая изобразила в стороне от членов семьи – это свидетельствует об эмоциональной отверженности или наличии конфликтных отношений в семье.

Артем А.

В круге изобразил  себя, маму, отчима. Изображённые члены  семьи присутствуют в реально  семье испытуемого. Изображение  кружков маленьких размеров в  верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым первым и большим по сравнению с другими кружками изображён кружок испытуемого, что свидетельствует об эгоцентрической направленности личности. Ближе к кружку испытуемого изображена мама, что указывает на близкие психологические отношения матери и ребёнка. Кружки изображены в один ряд. Если провести мысленно горизонтальную линию по самому нижнему кружку, то кружок отчима «повисает в воздухе», а это, по мнению испытуемого, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

Игорь Р.

В круге изобразил  себя, брата, папу, маму. В реальной семье  ребёнка проживает ещё и бабушка. Отсутствие её кружка указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этому члену семьи, отсутствие эмоционального контакта с ней или конфликтного отношения. Кружки маленького размера, изображённые в верхней части круга указывают на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым последним и немного в стороне от других кружков изображён кружок мамы, что может указывать на малую значимость матери для испытуемого или наличие конфликтной ситуацию.

Вадим К.

В круге изобразил  маму, папу, бабушку, дедушку, дядю, тётю, себя и сестру. Наличие в круге  персонажей, официально, не относящихся  к семье – дяди и тёти, указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам. Можно предположить, что субъект реализует желания в своей фантазии, в воображаемом общении с данными персонажами. Самым первым и самым большим изображён кружок матери, что свидетельствует о большей её значимости для испытуемого. В то же время кружок испытуемого изображён в стороне от других кружков, что может говорить о конфликтных отношениях в семье, переживании эмоциональной отверженности. Выше всех в круге изображены кружки мамы и папы. Они, по мнению испытуемого, обладают наибольшей властью в семье. А ниже всех изображён кружок сестры, что указывает на минимальную власть в семье испытуемого.

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;

-отсутствие общения  с родителями;

-неблагополучная обстановка  в семье (алкоголизм одного  из родителей);

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

 Условные обозначения: высокий уровень детско-родительских отношений (2 детей); средний уровень детско-родительских отношений (4 детей); низкий уровень детско-родительских отношений ( 4 детей)

Вывод:

В результате диагностики семейных отношений детей старшей группы мы выявили 8 семей с нарушениями детско-родительских отношений и 2 семьи, где таковых нарушений не наблюдается. По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

 Итак, нами было  выявлено 4 детей, которые не удовлетворены своим положением в семье. 4 ребенка часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены. В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Таким образом, проанализировав  рисунки семьи, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения.

 

Заключение

 

Семейное условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на  ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

«Вы воспитываете его  в каждый момент вашей жизни» - говорил  А. С. Макаренко. Ваше соответственное  поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.   Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Родительское требование к себе, родительское уважение к  своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот  первый и самый главный метод  воспитания.

Воспитание детей требует  самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни, жизни вашей семьи.

Главные ценности семьи  — сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний  и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений  вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание  тревожности у детей, является то, что:

- у родителей не  сформировано полное представление  о воспитании ребенка;

- ребенок не ощущает  себя уютно и комфортно в  семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

- дети растут в условиях  дефицита добра, ласки, любви;  боятся наказания;

- в семье – неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

Таким образом, проанализировав  рисунки семьи, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. -  М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.

2. Адлер, А. Понять природу человека. СПб., 1997. – 312 с.

3. Битянова, М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды. -  М.: Просвещение, 1986. – 274с.

6. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.

7. Галигузова, Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблеиы социальной психологии. Мн., 1985. – 62 с.

8. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. №6. – 49 с.

9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.

10. Драгунова, Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

Информация о работе Психологический рисунок семьи