Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:37, курсовая работа
Цель: психологический анализ семьи в детских рисунках.
Задачи:
1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;
2. изучить восприятие дошкольниками своей семьи;
3. рассмотреть психологию детского рисунка;
4. с помощью рисунка семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
введение 3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме психологического
анализа семьи в детских рисунках 5
1.1 История изучения детского рисунка и его интерпретация 5
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи 9
1.3 Психология детского рисунка 18
Глава 2. Психологический анализ семьи в
детских рисунках 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
При объяснении природы детского рисования В.С. Мухина считает необходимым подчеркнуть значение усвоение ребенка способов употребления знаков, а также развития восприятия. В своей трактовке природы детского рисунка В.С. Мухина исходит из принципиальных положений Л. С. Выготского, Л. С. Выготский подчеркивает социальную природу знака. Знак является по существу общественным органам или социальным средством. Знаки и эталоны представляют собой основные достижения эволюций человеческого рода. В отечественной психологии выделяется ряд последовательных ступеней. Самой первой из них является стадия лишенных смысла штрихов. Эта стадия характеризуется тем, что ребенок не пытается выражать что – либо определенное. Штрихи – результат подражания тем действиям которые он видит у взрослых. За первой стадией подающей на начало третьего года жизни, следует стадия бесформенных изображений. Ребенок стремится выразить на бумаге какой – то образ. Определить смысл нарисованного трудно [32, с. 38].
Приблизительно с 4 – 5 года жизни ребенок вступает в следующую стадию схематического изображения. Выделяются части человека.
Дальнейшая ступень детских
рисунков (стадия правдоподобных изображений).
Характеризуется постепенным
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи
В свое время Ж.Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений, в двигательной активности, в признании и любви.
С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако не любые взрослые и не любая обстановка благоприятна для развития ребенка с момента его рождения. У оторванного у родителя и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психологический тонус, ухудшается эмоционально-познавательные взаимодействия, и как результат, тормозиться интеллектуальное развитие, чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития [2, с. 35].
Социализация в семье проходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания по механизму социального научения, через который на ребенка оказывает влияние вся семейная среда [8, с. 26].
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова) из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлеется в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека. И если малыш – желанный – желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, а в первые семь – восемь лет самая авторитетная для него будет являться семья.
Вот почему в качестве первого и очень важного факта, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами: детским садом, школой, детским домом и др., ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кроном родстве и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.
Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой находим обоснование еще двух факторов:
- постоянство и длительность
воспитательных воздействий
- наличие объективных
возможностей для включения
Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что будучи малой группой, своего рода «микроклиматом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту, полу, а подчас и по профессии «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.
Семья – сложная система
взаимоотношений между
Это является основой
формирования позитивного самоощущения
ребенка. Эмоционально- благоприятные
взаимоотношения в семье
Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни семьи.
По нашему мнению существует связь между взаимоотношениями в родительской семье и взаимоотношения между молодыми супругами.
Речь идет о том, что характер ребенка складывается в семье и психологический климат представляет для него среду ближайшего социального окружения. Он формирует навыки, те или иные черты характера, устойчивые эмоционально-познавательные структуры. Семейная среда, взаимоотношение родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребенка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера.
Например, в условиях
конфликтной семьи ребенок прио
В чем же выражается отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни:
1. ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца;
2. духовная атмосфера
семьи лишена покоя, мира, благополучия,
стабильности, т. е. всех тех
условий, которые необходимы
3. резко возрастает риск нервно-психических заболеваний;
4. растет безнадзорность и бесконтрольность поведения;
5. снижается способность ребенка к адаптации;
6. ребенок не усваивает
целый ряд нравственных
7. очень часто у
него формируются
Различные дефекты семейного
воспитания способны развитию и формированию
различных нервно-психических
Одна из причин этих тревожных явлений — резкое падение роли семьи в воспитании и социализации детей, обострение внутрисемейной обстановки, значительное ухудшение качества отношений между родителями. Снизился уровень социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, увеличилась занятость родителей, вынужденных максимально подрабатывать, чтобы обеспечить выживание семьи. Все это приводит к целому ряду особенностей, затрудняющих адаптацию детей к взрослой жизни. Прежде всего, это личностные деформации — инфантилизм, пассивность, изменение мотивационно-потребностной сферы, бедность представлений о мире, депривационное состояние, агрессия и т.п. Социальная отчужденность и социальная отверженность становятся спутниками детей.
Традиционные воспитательно-
Если родители по каждому поводу одергивают ребенка, прибегают к угрозам, наказаниям, их воздействие не только обречено на неудачу, но и вызывает обратный результат. «Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно», — писал Януш Корчак. И родительский гнев, и родительскую радость можно проявлять по-разному. От грозного негодования и окрика подчас меньше пользы, чем от удара, а искренняя радость за сына или дочь может уберечь ребенка от неправильного шага.
Родителям важно знать ребенка, себя как человека и воспитателя. Воспитание детей, в том числе и «трудных», своеобразных (проблемных), если оно построено на открытости, правдивости, честности, трудовом образе жизни и доверительной требовательности, — высочайшее искусство и творчество, которое доставляет родителям счастье.
Избегая лишних стрессов и не нервируя ребенка без повода, ему дается возможность вырасти свободной личностью. Это не имеет ничего общего с баловством и потаканием детским капризам, просто экономятся детские нервы и дается ребенку время подрасти и приобрести более устойчивое социальное положение, когда он будет уже в состоянии самостоятельно противостоять искушениям.
Даже во взрослом возрасте у многих людей порой возникают такие ситуации, когда негодование или гнев настолько сильны, что не взорваться просто невозможно. В основном мы, конечно, контролируем свои эмоции или находим более подходящие способы выразить свое неудовлетворение или неудовольствие.
Война в семье — это, конечно же, взаимное непонимание, грубое несогласие с мнением и действиями других членов семьи, категоричные запреты, постоянные упреки, угрозы, конфликты.
Непосредственно связано с трудновоспитуемостью такое качество, как эгоистичность. Эгоистичный ребенок привык к тому, что все его требования, капризы беспрекословно выполняются. Упрямство, дерзость в этом случае выступают средством осуществления своих желаний. Недисциплинированность проявляется как результат нежелания выполнять требования, нормы, обязательные для всех. О таких детях В.А. Сухомлинский писал: «Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип «Я хочу так — и делаю, мне нравится — значит, можно». Такой ребенок, в душе которого живет уверенность в том, что его интересы самые важные, становится хамом, наглецом, хулиганом, если дать ему полную свободу самовыражения».
Если ребенок привыкает, что родители или другие члены семьи обслуживают его, выполняют все его желания, это ведет к формированию иждивенчества, что крайне неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в отказе от напряжения в труде — умственном и физическом.
«Трудные» дети, за редким исключением, лживы. Причины возникновения лживости у детей различны, но они чаще всего связаны с их образом жизни в семье. Избалованный ребенок лжет, чтобы не выполнить какую-либо работу или поручение. Если это удается, у него развиваются хитрость, изворотливость, ловкачество.
Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие, подозрительность. Ребенок умалчивает о том или ином проступке, полученной плохой отметке, конфликте, утерянной вещи и т.п. Иногда он пытается скрыть истину, придумав какую-либо версию, ссылаясь на злые намерения товарищей, придирчивость учителей.