Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:37, курсовая работа
Цель: психологический анализ семьи в детских рисунках.
Задачи:
1. проследить историю изучения детского рисунка и его интерпретацию;
2. изучить восприятие дошкольниками своей семьи;
3. рассмотреть психологию детского рисунка;
4. с помощью рисунка семьи определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
введение 3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической
литературы по проблеме психологического
анализа семьи в детских рисунках 5
1.1 История изучения детского рисунка и его интерпретация 5
1.2 Восприятие дошкольниками своей семьи 9
1.3 Психология детского рисунка 18
Глава 2. Психологический анализ семьи в
детских рисунках 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Ребенок становится лживым, наблюдая нечестный образ жизни родителей, проявляющийся в их недобросовестном отношении к работе, приобретении нечестным путем благ, нетрудовых доходов, непорядочном отношении к людям. Он не просто становится свидетелем неблаговидных поступков взрослых, а получает от них своего рода инструкцию, как лгать [17, с. 92].
Некоторые родители сами приучают детей лгать. Распространенная ситуация. Звонят отцу или матери по телефону. Они велят сыну: «Скажи, что меня нет». Думаете: это мелкий обман. Но у ребенка возникает убеждение, что на свете нет правды, что не обманешь - не проживешь.
Три личностных недостатка — эгоистичность, леность и лживость — создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.
Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в их жизни, они оказались обделенными радостью общения с любящими людьми. Пусть это звучит категорично и спорно, но воспитывать могут только любящие друг друга родители. Им присущи и педагогическая мудрость, и терпение, и трудолюбие, и личный пример, и требовательность к детям. Социологи свидетельствуют: семья не обходится без конфликтов. Значит, тем более важно супругам обладать психологической грамотностью, педагогическим тактом, чтобы, решая жизненные проблемы, преодолевая конфликты, не отдаляться друг от друга, а помогать друг другу воспитывать детей и самих себя.
Французский историк
и государственный деятель
Супруги должны сделать семью счастливой, ибо счастье необходимо прежде всего детям. Социологи, юристы, психологии, педагоги единодушны в том, что в счастливой семье трудных детей не бывает.
В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время, любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка — мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния — доброму слову и красоте».
В семейном воспитании редко осуществляется установка на труд — творчество. А ведь труд становится первой потребностью и счастьем человека только в том случае, если в нем используются дарования и способности личности.
Счастье не приходит сам собой, его добывают трудом, постоянным преодолением трудностей и препятствий. Если детей не убеждать в этом, то они вырастут людьми, не привыкшими к преодолению трудностей. Люди не рождены для легкой жизни. Правильно поступают те родители, которые ориентируют детей на то, что жизнь — непрерывный труд.
Замечено, что дети, приученные с раннего возраста к самостоятельности, в будущем менее податливы вредным влияниям, реже копируют дурные поступки, сами определяют линию своего поведения. Тот, кого родители опекают, потом ждет опеки в среде сверстников и часто оказывается в полной зависимости от лидеров неформальных групп, слепо выполняет их волю.
При объяснении причин трудновоспитуемости детей довольно часто устанавливают такие зависимости: в неблагополучной (конфликтной, распадающейся) семье — неблагополучные дети, в плохом школьном коллективе — плохо воспитанные ученики. Но наблюдается и другое: в дружной, сплоченной семье вдруг вырастает человек, который никого не любит, ни во что не верит, имеет ложные установки на жизнь и ведет себя в соответствии с ними. Может быть и такое: ребенок хорошо ведет себя дома и плохо в школе. Или: игнорирует и школу, и дом, отдает предпочтение группе сверстников, праздно проводящей время.
Чаще всего основной ошибкой родителей, ведущей к образованию эгоистичности у ребенка, является их неправильное отношение к нему, неверная оценка его личности: «Ты самый умный, красивый». Родители невольно раздувают самомнение сына или дочери, которое впоследствии перерастет в гордыню, склонность завышать свои достоинства, заниженную самокритичность, эгоизм.
На основе эгоизма у детей возникает зависть. Это неприязненно-враждебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Зависть толкает на недобрые поступки и действия.
Зависть и дети... Это даже как-то не укладывается в сознании. Ведь дети по своей природе оптимистичны, доверчивы и добры. А если этого нет, значит, в семье не хватает доброжелательности, любви, доброты, убежденности взрослых в торжестве добра над злом.
Как видим, в силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т.п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка - это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых [17, с. 93].
Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе, низкий уровень их социальной активности.
Последствия развода
родителей также могут
1. разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его;
2. ребенок ощущает отсутствие отца, даже если он не выражает открыто своих чувств он воспринимает уход от отца как отказ от него,, ребенка;
3. очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем прежде, он чувствует себя отвергнутым и ею;
4. с уходом отца
дом лишается мужского начала:
матери труднее развивать в
мальчике чисто мужские
Осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть отца или матери в зависимости от возраста, пола, семейной атмосферы и особенностей поведения другого родителя.
Шок – первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слез;
- отрицание смерти: ребенок не может поверить, что одного из родителей нет рядом;
- поиски – он потерял кого-то и должен его найти;
- отчаяние наступает
тогда, когда ребенок осознает
невозможность возвращения
- гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул;
- тревога и чувство вины ведут к депрессии.
Ребенок одинокой матери
уже с первых дней своего существования
не имеет возможности в
Первое – недостаток заботы и внимания, эмоционального тепла.
Второе – потребности в обучении.
Третье - потребности в самоуважении.
Четвертое – затруднение в удовлетворении потребности в социальной ориентации.
Попытка выявления роли
родителей в обеспечении
Автор приходит к выводу, что исходя из особенностей психологической атмосферы родительского дома можно говорить об определенных субкультурах(неудачные или удачные семьи). Разные семейные субкультуры по-разному формируют нравственно-психологический облик будущего семьянина, его знания, умения, ценностные ориентации, привычки, поведение и ожидание по отношению к партнеру.
За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества.
Социальные ориентации детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи. Семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником «социального влияния», водит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психологических свойств. Многое из усвоенного в детстве определяет его качче6ство будущего семьянина [3, с. 26].
Современная семья переживает кризис, который проявляется в изменении отдельных функций, прослеживается тенденция разобщения в межличностных отношениях ее членов. В силу служебной занятости взрослых членов семьи возникает дефицит эмоционально-личностных контактов родителей и детей, что приводит к тому, что ребенок недоволен своей семьей и это неудовлетворительное состояние может переносить в будущем в свою семью.
Между тем, семья представляет
собой многогранную систему, в которой
существует не только взаимодействие
и взаимоотношения «родители-
В этом отношении ценно и то, что семья, как правило состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем: возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности, участие в подготовке семейных праздников, совместном досуг. Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств – это и есть подготовка детей к жизни в обществе и выполнению, в будущем, функций родителей.
Психологи отмечают, что
семейная атмосфера способствует развитию
у ребенка богатой
Таким образом, семья предполагает формирование молодого человека жить самостоятельно. Умение создать благополучную семью во многом зависит от родителей.
Воспитание в семье должно побуждать к самовоспитанию. И примером для самовоспитания должна быть работа над собой каждого из родителей.
Быть хорошим отцом или матерью – значит быть организатором. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора, работа по организации жизни семьи, личной и общественной жизни самих родителей, организации жизни ребенка.
Родителям не следует забывать, что дети могут рисовать образы своего будущего жены или мужа с самых близких людей, с родителей. В исследовании Э.Н. Павлович, например, установлено, что большинство юношей предпочитают иметь такую же жену, как их мать. А девушки отмечают, что отец для них является первым образцом мужчины, примером будущего мужа. При этом главная задача матери, считают юноши, привить им любовь к домашнему труду, воспитать заботливое отношение к женщине и будущей жене, научить бережно тратить деньги и т. д.
Какие же средства и методы воспитания могут использовать родители в целях подготовки детей к семейной жизни?
Наиболее ценным является метод анализа своего жизненного опыта. Рассказывая детям о своей жизни, о своих успехах, промахах и ошибках, родители тем самым готовят их к семейной жизни. Конечно, определенную информацию о семье, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной дает и школа. Однако живой рассказ родителей, их размышления, впечатления, примеры не из литературы, а из лично пережитого – все это имеет неоценимое значение в воспитании будущего семьянина.
Любовь родителей друг к другу – лучшая школа их подготовки к будущим семейным отношениям. Дети, обделенные наглядным образом эмоциональной жизни родителей, растущие в неблагополучной семье, обделены и полноценным воспитанием.
Огромную роль в формировании будущего семьянина играет бытовой труд. Подготовить юношей и девушек к бытовому труду во многом определяет и подготовить к созданию семьи.
Успешность вовлечения детей в бытовой труд зависит от соблюдения определенных педагогических требований:
- постепенное включение в трудовую деятельность;
- ежедневное участие в труде;
- мотивированность труда.
Значительное место в жизни каждой семьи занимает досуг. Социологи выявили один из тревожных парадоксов общения в современной семье: увеличение свободного времени родителей не приводит к увеличению времени общения между старшими и младшими членами семьи.
Наибольшие трудности взрослые испытывают при организации доверительных бесед с сыном или дочерью, о проблемах любви и взаимоотношений влюбленных, о взаимном влечении мужчины и женщины, об их физических и психологических различиях, о сексуальной этике. В период дружеских отношений, влюбленности сына или дочери уместны беседы о культуре взаимоотношений, о достоинстве и порядочности, о том, как себя держать в обществе сверстников другого пола, где можно быть месте и где нельзя, чему можно подражать, а что достойно осуждения, что благородно в поведении, а что непристойно [19, с. 75].
Таким образом, современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности и в процессе ее усваивает экстеризованный в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как вне его существующее и воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ мира» (А.Н. Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как образ мировоззрения (Д.Б. Эльконин, С.Д. Смирнов). Это многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.