Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа
Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена
тревожности. Психологическое консультирование
родителей детей дошкольного возраста…………………………………………………………
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления
тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое
консультирование в дошкольном
учреждении……………………………………………………
1.5. Психолого-педагогическая
работа с тревожными детьми
и их родителями………………………………………
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация
и методы исследования………………………
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты
проведения итоговой
2.3. Рекомендации по преодолению
тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной
темы исследования определяется, с
одной стороны, насущными задачами
психолого-педагогической практики, поставленными
перед ней в связи с
Дошкольный возраст, является определяющим в становлении личности ребенка. Поэтому, особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.
В настоящий момент в
психологии отчётливо выделяются две
научные позиции в отношении
определения психологического консультирования.
Согласно первой, психологическое
Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка - дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.
Всё выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить возможности психологического консультирования родителей по профилактике и коррекции детской тревожности в дошкольном возрасте.
Объект исследования: проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологическое консультирование родителей по профилактике и коррекции тревожности у дошкольников.
Гипотеза исследования:
Профилактика и коррекция тревожности у дошкольников будет более эффективной, если:
а) в дошкольном образовательном учреждении будет проводиться своевременная диагностика уровня тревожности у детей;
б) будет создано единое психолого-педагогическое пространство для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, педагоги);
в) будет проводиться психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы,
оказывающие влияние на
2. Предложить систему
психодиагностических методик
3. Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников.
4. Разработать и научно
обосновать рекомендации по
Методологическая база исследования – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследовавших эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимавшихся проблемой тревожности и ее влиянием на формирующуюся личность ребёнка.
База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Рябинка» городского округа Домодедово.
Методы исследования:
1. «Тест тревожности» (В. Амен и др.).
2. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко).
4. Графическая методика «Кактус».
5. Наблюдение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает,
что тревожность – это
По определению Р. С.
Немова, «тревожность – постоянно
или ситуативно проявляемое свойство человека приходить
в состояние повышенного беспокойства,
испытывать страх и тревогу в специфических
социальных ситуациях». [21 стр. 158]
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно.
А в целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной системы, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, - например, между родителями и детьми.
Таким образом, понятием
«тревожность» психологи
1.1. Классификация видов и форм тревожности
Выделяется два вида тревожности:
- первый из них –
это так называемая
Ненормальным является
скорее снижение ситуативной тревожности,
когда человек перед лицом
серьезных обстоятельств
- второй вид – так
называемая личностная
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных [25 стр.77]:
Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения [29 стр. 196]. При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.
Фрейд выделял следующие типы тревоги.
1. Реалистическая - является
ответом на объективную
2. Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией. Говоря языком психоанализа, это эмоциональный ответ на угрозу, что неприемлемые импульсы со стороны ИД станут осознанными.
3. Моральная тревога возникает,
когда безнравственные
К числу других видов тревоги относятся:
а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;
б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемыми как необходимые для выживания;
в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «хорошим объектам»;
г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны «плохих объектов»;
д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;
е) невротическая тревога - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением объективной, т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);
ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности.
У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
А.М.Прихожан выделяет такие формы тревожности [25 стр. 84]:
1. Открытая тревожность
- сознательно переживаемая и
проявляющаяся в деятельности
в виде состояния тревоги. Она
может существовать в
- как острая, нерегулируемая
или слабо регулируемая