Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61

Файлы: 1 файл

Диплом по тревожности 2012.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

- регулируемая и компенсируемая  тревожность, которая может использоваться  в качестве стимула для выполнения  соответствующей деятельности, что,  впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая тревожность,  связанная с поиском «вторичных  выгод» от собственной тревожности,  что требует определенной личностной  зрелости (соответственно, эта форма  тревожности появляется только  в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность  - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.):

- неадекватное спокойствие  (реакции по принципу «У меня  все в порядке!», связанные  с компенсаторно-защитной попыткой  поддержать самооценку; низкая самооценка  в сознание не допускается);

- уход из ситуации.

Также можно выделить «замаскированную тревожность». «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги).

 

1.2.Причины  развития и появления тревожности у детей

     Эмоции  играют  важную  роль  в  жизни  детей:  помогают  воспринимать  действительность  и  реагировать   на  нее.  Проявляясь  в  поведении,  они информируют  взрослого  о том, что ребенку нравится,  сердит  или  огорчает его.  Особенно  это  актуально в младенчестве,  когда  вербальное  общение недоступно.  По  мере  того,  как ребенок растет,  его  эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и  др.)  он переходит  к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.    В  дошкольном  возрасте ребенок усваивает язык чувств  -  принятые  в обществе  формы  выражения  тончайших  оттенков  переживаний  при   помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

     С  другой  стороны,  ребенок овладевает  умением сдерживать  бурные  резкие  выражения чувств. Пятилетний ребенок  в отличие от двухлетнего  уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени  управлять  выражением  своих  чувств,  облекать  их  в  культурно принятую  форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих  о своих переживаниях, воздействуя на них. Но  дошкольники  все еще остаются непосредственными и  импульсивными. Эмоции,  которые  они испытывают, легко прочитываются  на  лице,  в  позе, жесте, во всем поведении.  Поведение  ребенка,  выражение  им  чувств  -  важный  показатель   в понимании  внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий  о  его психическом  состоянии,  благополучии,  возможных  перспективах  развития. Информацию  о  степени эмоционального благополучия ребенка дает  психологу эмоциональный   фон.  Эмоциональный фон может быть  положительным   или отрицательным.

     Отрицательный  фон ребенка характеризуется:

     - подавленностью;

     - плохим  настроением;

     - растерянностью.

     Ребенок  почти не улыбается или делает  это заискивающе, голова и плечи опущены,  выражение  лица  грустное или индифферентное.  В  таких  случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто:

     - плачет;

     - легко  обижается, иногда без видимой  причины;

     - много  времени проводит один;

     - ничем  не интересуется.

     При   обследовании  такой ребенок подавлен, не инициативен,  с  трудом входит в контакт. Одной  из  причин такого эмоционального состояния ребенка может  быть проявление повышенного уровня тревожности.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной [27 стр.64] – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Чем же это может быть вызвано?

Во-первых, противоречивыми  требованиями к нему, исходящими из разных или одного источника. Например, мать запрещает то, что разрешает  бабушка, или отец то позволяет что-то, то наоборот грубо запрещает. Т.е. в  основе внутреннего конфликта может  лежать внешний конфликт - между родителями, между семьей и школой, между взрослыми и сверстниками. Может, но не обязательно лежит. Противоречия в окружающей ребенка обстановке далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если мать и бабушка воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе конфликтующие стороны, когда они становятся частью его эмоционального мира, создаются все условия для тревоги. Ребенок мечется между желанием не огорчать одновременно и маму и бабушку.

Во-вторых, внутренний конфликт может быть вызван неадекватными  требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка. Распространенная ситуация - воспитание ребенка по принципу "ты должен быть отличником". Такой ребенок будет добросовестным, требовательным к себе, но сочетаться это будет с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Ребенок будет хорошо учиться, чтобы его любили и хвалили взрослые, для которых это важно. Другой вариант, когда ребенок усваивает содержание внешних требований и хочет быть отличником не ради похвалы, а потому, что в его представление о себе входит образ себя как отличника и отказаться от этого он не может. Содержание требований становится его собственным и сохраняется даже при изменении внешних оценок.

Бывает, что родители навязывают ребенку чуждые интересы, высоко ценимые ими самими, например, туризм, бег по утрам или плавание. Принудительное участие ребенка  в делах, которые его внутренне  не интересуют, ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха, а отсюда и повышенной тревожности.

 В-третьих, внутренний  конфликт вызывается негативными  требованиями, которые ставят ребенка  в униженное, зависимое положение.  Тревогу вызывает эмоциональное  отвержение со стороны близких. Все знают, что детей надо любить, но не всегда знают, как любить, как выразить свою любовь к ребенку, особенно если он не похож на Вас по темпераменту, по вкусам, по взглядам и убеждениям. Негативные чувства к своим детям загоняются внутрь, скрываются, но как бы Вы не старались, они все равно где-то прорываются, что ребенок сразу это чувствует, но не может понять, почему пять минут назад все было нормально, а теперь вдруг Вы злитесь на него. В таких случаях ребенок постоянно чувствует противоречивое отношение к родителям, с одной стороны он видит какие-то признаки родительской любви, но одновременно постоянно боится потерять ее, не верит в ее надежность. Сейчас его любят, но через пять минут может быть отчуждение.

Все это вызывает у ребенка чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире. Чем шире круг значимых отношений, тем больше ситуаций, которые могут вызвать тревогу. Но, с другой стороны, появление новых сфер значимых отношений дает ребенку возможность успешно разрешать многие противоречия. Ребенок легче переживет конфликт с родителями, которых сильно любит, если знает, что идет на него ради ценностей, которые связаны, например, с дружбой со сверстниками. Если бы единственной значимой фигурой для него была бы только мать, то малейшее нарушение отношений с ней переросло бы в душевную трагедию.

Единичный конфликт, каким  бы острым он ни был, не делает ребенка  тревожным. Ребенок устойчив к одноразовым  стрессам. Тревога появляется лишь тогда, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. Каких? Потребности в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы); потребности в близости, в привязанности к кому-то; потребности в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я»; потребности в самореализации, в раскрытии своих способностей; потребности в цели, в смысле своей жизни. По мере того, как развивается тревога, отчет ребенка о том, что его беспокоит, становится все менее информативным. Если большинство из нас достаточно адекватно привязывает свою тревогу к конкретным ситуациям, то у тревожных детей, вся жизнь которых пронизана конфликтом, ситуация-стимул может быть очень далека от истинной причины их переживаний. Не понимая же причину тревоги, человек не может найти выход из положения.

     Предпосылкой    возникновения   тревожности    является    повышенная чувствительность (сензитивность).  Однако  не  каждый  ребенок с повышенной чувствительностью   становится тревожным. Многое  зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они  могут  способствовать развитию тревожной личности.  Например,  высока вероятность  воспитания  тревожного  ребенка  родителями,  осуществляющими воспитание  по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный  контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

     В  этом  случае  общение  взрослого   с  ребенком  носит  авторитарный  характер, ребенок теряет уверенность  в себе и в своих собственных  силах. Ребенок,  потерявший уверенность в себе, теряет  постепенно  и свое психическое здоровье. Он  постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он  делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги,  которое может закрепиться и перерасти в стабильное  личностное  образование - тревожность.

  Воспитание  по  типу гиперопеки может сочетаться  с симбиотическим,  то есть  крайне близкими отношениями  ребенка с одним из родителей,  обычно  с матерью.  В  этом  случае  общение взрослого с   ребенком  может быть  как авторитарным,  так и демократичным (взрослый  не  диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению  подобных  отношений с ребенком  склонны родители  с определенными характерологическими особенностями [30 стр.114]:

     - тревожные;

     - мнительные;

     - неуверенные  в себе.

     Установив   тесный  эмоциональный контакт  с ребенком,  такой  родитель  заражает  своими страхами сына  или дочь, то есть способствует  формированию тревожности.  Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей,  особенно  матерей. В большинстве случаев страхи,  испытываемые детьми,  были  присущи матерям в детстве или проявляются сейчас.  Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи  беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из  одних предчувствий, опасений и тревог.  Усилению  в  ребенке тревожности могут способствовать такие  факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

 Сталкиваясь  с   постоянными  расхождениями   между  своими   реальными  возможностями  и  тем высоким уровнем достижений, которого  ждут  от  него взрослые,  ребенок  испытывает беспокойство, которое легко  перерастает  в тревожность.

     Еще   один  фактор, способствующий формированию  тревожности, -  частые упреки, вызывающие  чувство вины:

     1) "Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова";

     2) "Из-за  твоего поведения мы с мамой  часто ссоримся".

     В  этом  случае  ребенок постоянно боится  оказаться  виноватым  перед  родителями.

Отрицательные последствия  тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха  перед новым, неизвестным.

 

1.3. Особенности поведения тревожных детей

У  детей старшего дошкольного и младшего  школьного возраста  тревожность еще не  является  устойчивой  чертой  характера и относительно   обратима   при   проведении   соответствующих    психолого-педагогических мероприятий. Ее можно существенно снизить, если педагоги  и родители, воспитывающие детей, будут соблюдать нужные рекомендации.

  Самооценка  -  это   оценка личностью самой себя, своих  возможностей, способностей,  качеств  и  места  среди   других  людей.  Она  относится  к фундаментальным образованиям личности и в значительной степени  определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают  общую  и  частную самооценку. Частной  самооценкой  будет, например,   оценка  каких-то  деталей  своей  внешности,  отдельных   черт характера.  В  общей, или глобальной самооценке отражается  одобрение  или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

  Он  может  оценивать   себя  адекватно и  неадекватно  (завышать  либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Процесс    формирования   глобальной   самооценки   противоречив    и неравномерен.  Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе  которых формируется глобальная  самооценка, могут находиться  на  разных  уровнях устойчивости   и   адекватности.  Кроме   того,   они   могут   по-разному взаимодействовать между собой:

     - быть согласованными;

     - взаимно  дополнять друг друга;

     - противоречить;

     - конфликтовать

     В глобальной  самооценке отражается сущность  личности.

     Итоговым   измерением   человеческого   «Я»,   формой   существования глобальной самооценки является самоуважение личности.  Самоуважение -  устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном   уровне  составляет  важную  заботу  личности.  Самоуважение личности  определяется отношением ее действительных достижений к тому,  на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Информация о работе Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста