Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61

Файлы: 1 файл

Диплом по тревожности 2012.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

 

ВУ – высокий уровень  тревожности.

СУ – средний уровень  тревожности.

НУ – низкий уровень  тревожности.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в экспериментальной  группе выявлены 3 ребёнка с высоким  уровнем тревожности (15%), 5 детей со средним уровнем тревожности (25%) и 12 детей с низким уровнем тревожности (60%).

Графическое изображение  полученных результатов представлено на диаграмме №1.

Диаграмма 1

 

 

Таблица 2

Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Диагностический этап (контрольная  группа)

п/н

ребёнка

Уровень тревожности 

1

СУ

2

СУ

3

НУ

4

НУ

5

НУ

6

НУ

7

ВУ

8

ВУ

9

СУ

10

НУ

11

СУ

12

СУ

13

НУ

14

НУ

15

НУ

16

НУ

17

ВУ

18

ВУ

19

СУ

20

НУ




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВУ – высокий уровень тревожности.

СУ – средний уровень  тревожности.

НУ – низкий уровень  тревожности.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в контрольной группе выявлены 4 ребёнка с высоким уровнем  тревожности (20%), 6 детей со средним  уровнем тревожности (30%) и 10 детей с низким уровнем тревожности (50%).

Графическое изображение  полученных результатов представлено на диаграмме №2.

Диаграмма 2

 

Затем для подтверждения  полученных результатов мы провели  диагностику детей экспериментальной  группы  с высоким и средним уровнем тревожности с помощью методики «Паровозик» и графической методики «Кактус».

При обработке результатов  методики «Паровозик» у испытуемых с высоким уровнем тревожности было выявлено негативное психическое состояние низкой степени.

Проведение графической методики «Кактус» (см. Приложение 3) показано наличие у испытуемых №1,17 и 18 таких качеств личности как агрессивность и тревожность.

После проведения диагностики, нами было проведено наблюдение за детьми экспериментальной группы, результаты которого заносились в «Лист наблюдения». Данные наблюдения подтвердили результаты, полученные с помощью тестовой методики.

2.2. Формирующий  этап эксперимента.

После проведения диагностики  нами был разработан план по коррекции  проявления тревожности у детей дошкольного возраста (см. Таблицу №3).

Таблица №3

План психолого-педагогических мероприятий направленных на снижение уровня тревожности у детей дошкольного  возраста.

№ 
п/п

Название и тема 
 мероприятия

Участники

Количество 
часов

Сроки

1

Педагогический совет

педагоги

30 мин.

Сентябрь

2

Беседа «Особенности развития ребенка 6-7 лет»

педагоги

40 мин.

Сентябрь

3

Родительское собрание «Особенности развития детей 6-7 лет»

родители

30 мин.

Сентябрь

4

Беседа «Что такое  тревожность»

педагоги

40 мин.

Октябрь

5

Беседа «Проявление  тревожности у детей»

родители

40 мин.

Октябрь

6

Тренинговое занятие  «Рядом с тобой ребенок» ч.1

педагоги

1 ч. 50 мин.

Октябрь

7

Тренинговое занятие  «Рядом с тобой ребенок» ч.2

педагоги

1 ч. 50 мин.

Ноябрь

8

Тренинговое занятие  «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»

родители

1 ч. 30 мин.

Ноябрь

9

Консультация по итогам диагностики

педагоги

40 мин.

Октябрь

10

Индивидуальные консультации по итогам диагностики

родители

 

В течение исследования

11

Круглый стол

педагоги

1 ч.

Декабрь

12

Круглый стол

родители

1 ч.

Декабрь


 

При проведении родительского собрания, родителям было предложено заполнить анкеты и самостоятельно подсчитать полученные баллы. После этого были розданы результаты диагностического исследования, и родителей попросили сравнить полученные результаты. Затем их ознакомили с решением педагогического совета, на котором педагоги постановили использовать в воспитательно-образовательном процессе игры и упражнения направленные на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста. (см. Приложение №4) Родителям, детей у которых был выявлен высокий уровень тревожности, было рекомендовано прийти на индивидуальное психологическое консультирование, чтобы процесс коррекции проходил более эффективно. В конце родительского собрания всем присутствующим была роздана памятка «Правила работы с тревожными детьми» (см. Приложение №5)

 

2.2.1. Психологическое  консультирование родителей по  проблеме тревожности у детей дошкольного возраста.

Для проведения индивидуального  психологического консультирования нами были приглашены родители испытуемых №1 (Витя), 17 (Саша) и 18 (Оля). На родительском собрании присутствовал папа Вити и в категоричной форме психологу был дан отказ о проведении данного вида работы: «Сейчас все ненормальные, работать лучше надо, а не ерундой заниматься… Я сам знаю как воспитывать сына… Я без психологов человеком стал и его научу, лучше бы читать его научили». При разговоре с воспитателем Вити выяснилось, что отец часто проявляет агрессию, как к педагогическому персоналу, так и к своему ребёнку. Мама не является в этой семье авторитетом для сына и с её мнением не считаются. Воспитателям были даны рекомендации уделить индивидуальное внимание Вите при проведении коррекционной работы с детьми. При общении с отцом чаще хвалить ребёнка, даже за малейшие успехи.

Родители Саши и Оли  согласились прийти на приём к  психологу, так как их очень обеспокоили  полученные результаты.

Консультирование проходило  по следующей схеме:

Первый этап. Знакомство родителей с педагогом-психологом, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Так как родители обоих детей присутствовали на родительском собрании, то они уже имели представление, о какой проблеме пойдёт речь. Педагог-психолог провёл небольшую беседу о сложившейся ситуации. В ходе беседы выяснилось, что родители Саши не замечали признаков тревожности у ребёнка, а родители Оли списывали это на застенчивость и что с возрастом это пройдёт.

Второй этап.  Получение  общих сведений о ребёнке и  семье, в которой он проживает. Во время беседы родителям было предложено ответить на ряд вопросов, а педагог-психолог заполнял «Бланк для получения сведений о семье» (см. Приложение 6).

Анализ результатов:

У Саши полная семья: отец, мать, старший сводный брат (19 лет) от первого брака матери. Они проживают в двухкомнатной квартире, отец тренер спортивной школы, мать бухгалтер. В семье средний достаток. Образование у обоих высшее. Саша поздний ребёнок – отцу 49 лет (Саша единственный сын), матери – 41 год. Особенности общения: во время беседы отец и мать вели себя корректно, стремились к контакту с педагогом-психологом, не конфликтны. Отношения в семье отец и мать определили как гармоничные, однако в разговоре мать давала ответы только после того как ответит отец, хотя иногда было заметно, что не все взгляды отца, касающиеся воспитания сына она разделяет.

Для себя мы сделали следующие  выводы: в семье на самом деле гармоничные отношения, родители хотят  и занимаются со своим ребёнком, только отец придерживается спартанских взглядов в воспитании сына (Три раза в неделю подъём в 04.30, в 06.30 хоккейная тренировка в г. Видное, затем ребёнка привозят в детский сад, из сада забирают одним из последних. Строгий режим питания. Поощряется общение с более старшими детьми. Вечером Саша находится в спортивной школе с отцом.)

У Оли семья полная: отец и мать. Отцу 31 год, а матери – 27 лет. Проживают они в отдельной двухкомнатной квартире. Отец работает юристом в а/п Домодедово, а мать – инспектор отдела кадров. Достаток в семье выше прожиточного минимума. У родителей высшее образование. Особенности общения: родители активно общались с психологом, рассказывали, какая замечательная у них дочь. Охотно отвечали на вопросы, соглашались со всеми высказываниями психолога.

Мы сделали следующие  выводы: отношения в семье солидарные. Родители беспокоятся о проблемах своей дочери, но плохо представляют причины этих проблем. Скорее всего, это происходит из-за постоянного сравнения ребёнка с успехами чужих детей. Родители очень коммуникабельные люди, у них много друзей с детьми-ровесниками Оли. Очень часто они принимают гостей у себя дома или сами ходят в гости. У ребёнка практически не бывает времени побыть с родителями наедине.

Третий этап. Так же мы провели наблюдение за обоими детьми, во время их нахождения в группе. Целью наблюдения было выяснить, как эти дети ведут себя в обществе сверстников. В ходе наблюдения выяснилось, что Саша и Оля ведут себя спокойно, не конфликтуют со сверстниками. Оля старается почаще уединяться. Саша иногда слишком авторитарен в высказываниях. Воспитатель отметила, что Саше очень нравится экспериментальная деятельность, а Оля очень любит художественное творчество. Но на занятиях эти дети неактивны, хотя выполняют все предложенные задания. Они очень старательны, но не выходят за рамки предложенного образца. Оба очень не любят, когда их сравнивают с кем-либо не в их пользу.

Четвёртый этап. На этом этапе нашего консультирования мы пригласили для беседы только матерей обоих детей.

Педагог-психолог посредством  вопросов попытался выяснить, какие же в этих семьях существуют проблемы, мешающие полноценному развитию ребёнка.

Анализ беседы с матерью  Саши  показал, что проблема заключается  в том, что отец хочет вырастить  из сына выдающегося хоккеиста и  прикладывает для этого максимум усилий, мама Саши очень переживает за сына, так как ей не нравится режим сына, она считает (оправдано) хоккей травмоопасным видом спорта, но не может переубедить отца.

Анализ беседы с матерью Оли показал, что родители очень хотят, чтобы их дочь была «не хуже других», постоянно сравнивают её с другими детьми, часто не в пользу Оли. Родители не видят, что ребёнок по своему темпераменту отличается от них, устаёт от большого количества людей и шумных компаний, ей больше нравится спокойно рисовать или заниматься играми в тишине.

Пятый этап. Из двух бесед  мы сделали вывод, что Саша любит своих родителей, но не понимает разных подходов к его воспитанию. Он не хочет расстраивать своих родителей, но для его возраста ребёнок утомлён чрезмерными спортивными тренировками и хочет найти поддержку в лице матери, которая не может, открыто высказать отцу вою точку зрения на воспитание сына.

Оля спокойная девочка, которая переутомлена, тем образом  жизни, который предлагают её родители. Постоянное сравнение с другими  детьми и выставление перед всеми её промахов, ещё больше повышает уровень тревожности.

Шестой этап. Мы определили способы, с помощью которых проблемы детей могут быть решены. Родителям  наших испытуемых были даны рекомендации.

Рекомендации родителям Саши:

1. Придите к единому мнению по вопросу воспитания своего ребёнка.

2. Снизьте физическую нагрузку  ребёнка (перенесите утренние тренировки на дневные).

3. Старайтесь проводить свободное время вместе и дома.

Рекомендации родителям Оли:

1. Снизьте количество гостей бывающих у вас дома (если это не возможно, то на время пребывания гостей отправляйте ребёнка к бабушке).

2. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, тем более не в её пользу.

3. Сделайте так, чтобы Ваш ребёнок знал, что Вы его любите.

4. Организуйте дома выставку работ ребёнка для Ваших гостей.

5. Не заставляйте делать  ребёнка то, что ему не нравиться.

Седьмой этап. На заключительной беседе педагог-психолог заново сформулировал  проблему, предложил родителям свою интерпретацию существующих трудностей и в рекомендациях указал способы их разрешения.

Информация о работе Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста