Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61

Файлы: 1 файл

Диплом по тревожности 2012.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

     Эмпирическое исследование проводилось нами в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду №11 «Рябинка» г. Домодедово (далее МАДОУ д/с №11 «Рябинка»), в период с 05 сентября по 20 декабря 2011 года, под наблюдением штатного педагога-психолога. Родители (лица их заменяющие) были оповещены о проведении исследования на общем родительском собрании. Своё согласие на участие в исследовании родители (лица их замещающие) дали в письменной форме.

     Исследование  проводилось с детьми 6 – 7 лет  в подготовительной к школе группе в количестве 40 человек. В нашем исследовании принимали участие контрольная группа из 20 детей и экспериментальная - состоящая из 20 детей и 20 родителей.

       Для проведения исследования нами были взяты следующие методики:

1. Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

2. Методика «Паровозик».

3. Графическая методика  «Кактус».

4. Наблюдение.

5. Анкетирование родителей.

Тест тревожности  Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и  подобных ситуациях. Повышенный уровень  тревожности свидетельствует о  недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в  психическом развитии (см. Приложение 1).

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен  как в практическом, так и в  теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для  мальчика (на рисунках - мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка  можно зафиксировать в специальном  протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

 

число негативных выборов

ИТ = -------------------------------- х 100%

Общее число выборов

 

По индексу тревожности  дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень  тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется  каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта  ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

Графическая методика "Кактус"

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность - наличие  иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные  друг к другу иголки отражают высокую  степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный  в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный  внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков  в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру  или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение  «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие  мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Методика «Паровозик»  по выявлению тревожности у дошкольников.

Методика позволяет  определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или  пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Направлена на определение  степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется  индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок  удерживал все вагончики в  поле зрения. Чем младше ребенок, тем  чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция  цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается,  если ребенок поставил вагончик  фиолетового цвета на вторую  позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый  - на шестую.

2 балла присваивается,  если ребенок поставил вагончик  фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается,  если черный, серый или коричневый  вагончик поставлен на первую  позицию; синий - на седьмую;  красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое  состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое  состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное  психическое состояние

3 балла - негативное  психическое состояние низкой  степени

2 балла - негативное  психическое состояние средней  степени

1 балл - негативное психическое  состояние высокой степени

Наблюдение

Методика предназначена для  выявления уровня детской тревожности  на основе сопоставления результатов  наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в  несколько этапов. На первом этапе  исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных  видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит  результаты в специальный лист наблюдений (см. Приложение 2). В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-».

Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать  количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:

Наличие 6-7 признаков говорит о высокой тревожности, 3-5 – о  тревожности среднего уровня, 1-2 – о низкой тревожности.

Анкета для  родителей по выявлению уровня тревожности  у детей

Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности дошкольника, необходимо предложить родителям оценить поведение ребёнка анкету, ответы на которую конкретизируют проявления тревожности.

Не следует указывать  в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Исследование индивидуальных особенностей».

Анкета для  исследования индивидуальных особенностей ребенка. 
«Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус». 
1. Не может долго работать не уставая. 
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 
5. Смущается чаще других. 
6. Часто говорит о возможных неприятностях. 
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 
8. Жалуется, что снятся страшные сны. 
9. Руки обычно холодные и влажные. 
10. Нередко бывает расстройство стула. 
11. Сильно потеет, когда волнуется. 
12 Не обладает хорошим аппетитом. 
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 
14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 
16. Часто не может сдержать слезы. 
17. Плохо переносит ожидание. 
18. Не любит браться за новое дело. 
19. Не уверен в себе, своих силах. 
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов – о среднем, 1-6 баллов – о низком.

На диагностическом  этапе исследования нами была проведена  диагностика детей контрольной и экспериментальной групп с помощью теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Данные полученные в  ходе исследования представлены в таблице №1,2.

Таблица 1

Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Диагностический этап (экспериментальная  группа)

п/н

ребёнка

Уровень тревожности 

1

ВУ

2

СУ

3

СУ

4

НУ

5

НУ

6

НУ

7

НУ

8

НУ

9

НУ

10

НУ

11

СУ

12

СУ

13

НУ

14

НУ

15

НУ

16

НУ

17

ВУ

18

ВУ

19

СУ

20

НУ

Информация о работе Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста