Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61

Файлы: 1 файл

Диплом по тревожности 2012.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

  Совокупность таких  целей образует уровень притязаний  личности. В  его основе  лежит   такая  самооценка, сохранение  которой  стало  для  личности  потребностью.

     Уровень  притязаний - это тот практический  результат, которого субъект рассчитывает  достичь в работе. В своей практической деятельности  человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой,  способствуют  ее  укреплению,  нормализации.   Как   фактор, определяющий   удовлетворенность  или  неудовлетворенность  деятельностью, уровень  притязаний  имеет большое значение для  лиц,  ориентированных  на избежание неудач, а не на достижение успехов. Убегая  от  неудач,  можно  провалиться  в  пропасть  неприятностей, связанных с потерей успеха.

Существенные  изменения в самооценке появляются в том  случае,  когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием  или отсутствием у него необходимых способностей.

     Следовательно,  функции самооценки и самоуважения  психической  жизни личности  состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности  человека.  Благодаря включению самооценки  в структуру мотивации деятельности,  личность  постоянно соотносит   свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания,  накопленные  человеком  о самом  себе,  а  также  глобальная самооценка,  формирующаяся  на основе таких знаний, позволяют  сформировать многомерное  образование, которое называется «Я-концепцией»  и составляет ядро   личности.   «Я-концепция»  -  это более или   менее   осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека  о себе,  на основе  которой он  строит взаимодействие с другими людьми,  осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. Важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой,  так и с другими людьми, с которыми  он  вступает  в общение и взаимодействие.

     Важные   новообразования   в  развитии  самосознания,   связанные   с зарождением самооценки, происходят  в 5-6 лет. Ребенок начинает  осознавать собственные  желания,  отличающиеся  от  желания   взрослых,  переходит  от обозначения  себя в третьем лице к личному местоимению первого лица -  «Я». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать  свое  «Я».  На основе представлений  ребенка  о  своем  «Я» начинает формироваться самооценка.

  В   дошкольный  период  самооценка  ребенка  интенсивно  развивается. Решающее  значение  в  генезисе самооценки на  первых  этапах  становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с  взрослыми.  Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного  знания своих  возможностей, ребенок первоначально на веру принимает  его  оценку, отношение  и  оценивает  себя  как  бы  через  призму  взрослых,   целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств,  а предметных  и внешних.  В этом  проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.  Постепенно  изменяется  предмет самооценки.  Существенным  сдвигом  в развитии  личности  дошкольника  является  переход  от  предметной  оценки другого  человека  к оценке его личностных свойств и внутренних  состояний самого себя.

  Во  всех возрастных  группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные  изменения.  В  старших группах можно заметить  детей,  которые оценивают  себя  с  положительной стороны косвенным путем.  Например,  на вопрос  «Какая ты: хорошая или плохая?» - они обычно отвечают так:  «Я  не знаю...  Я  тоже  слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на  этот  вопрос ответит: «Я самый хороший». Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной  степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития  его личности  меняется  иерархия мотивов. Ребенок переживает  борьбу  мотивов, принимает решение,  затем отказывается от него  во  имя более высокого мотива.  То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризует личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают  поступки по  непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки,  дети не дают себе отчета в их объективной пользе,  не  осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство  долга  зарождается под влиянием  той  оценки,  которую  дают взрослые поступку, совершенному ребенком, а  основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцирование того,  что  хорошо  и  что плохо. В первую очередь  они  учатся  оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки [14 стр.78].

Появляется  умение  сравнивать себя с другими детьми.  От  самооценки внешнего  вида  и поведения ребенок к концу дошкольного периода  все  чаще переходит  к  оценке  своих личностных качеств, отношений  с  окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное  «Я»,  свое  место среди людей. Достигая  старшего  дошкольного возраста,  ребенок  уже усваивает моральные оценки, начинает  учитывать  с этой   точки  зрения  последовательность  своих  поступков,  предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети 6-летнего возраста  начинают осознавать  особенности своего поведения, а по мере усвоения  общепринятых норм  и  правил  использовать  их  в качестве  мерок  для  оценки  себя  и окружающих. Это  имеет  огромное  значение  для  дальнейшего  развития  личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.   Для  шестилеток  характерна  в  основном  еще  не  дифференцированная завышенная  самооценка.  К  7-летнему  возрасту  она  дифференцируется,   и несколько снижается.  Появляется отсутствующая ранее  оценка  сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит  к тому,  что  ребенок  6-7-ми лет рассматривает оценку взрослым  результатов отдельного   действия  как  оценку  своей  личности   в   целом,   поэтому использование  порицаний  и замечаний при обучении  детей  этого  возраста должно  быть  ограничено. В противном случае у них  появляется  заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Неверие  в  собственные силы - существенный фактор занижения своих способностей. Как выявить тревожного ребёнка?

Опытный воспитатель, конечно, в первые дни знакомства с детьми поймёт, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребёнком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми [8 стр.24].

Критерии определения  тревожности у ребенка:

  • Постоянное беспокойство.
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность.
  • Нарушения сна.

Признаки тревожности:

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряжённых ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Неуверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Таким образом, поведение  тревожных детей отличается частыми  проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

1.4.    Психологическое консультирование в дошкольном учреждении.

    Для родителей  не всегда очевидным является  содержание работы педагога-психолога,  поэтому целесообразно поговорить об этом и, в частности, рассказать о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей не ставит целью бесконечное тестирование. Педагог-психолог с помощью различных методов выявляет уровень актуального развития ребенка для того, чтобы определить, какое направление развивающей работы следует выбирать для  его всестороннего развития.

Цель психолого-педагогического  сопровождения дошкольников в     детском саду  обеспечить нормальное развитие ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, исходя из особенностей развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Виды (направления) работ  по психолого-педагогическому сопровождению  детей [7 стр.63]:

- профилактика;

- диагностика (индивидуальная  и групповая (скрининг));

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение  и образование;

 - экспериментальная работа.

 Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

     Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

      Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада (дошкольное образовательное учреждение). Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие.

       Работа  с детьми:

- осуществление деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального  благополучия воспитанников ДОУ;

- содействие охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;

-  помощь в гармонизации  социальной сферы ДОУ,  осуществление мер по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

- определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников и применение мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);

- осуществление психологической  поддержки творчески одаренных  воспитанников, содействие их развитию;

- определение степени  отклонений (умственных, физических, эмоциональных)  в развитии соматически ослабленных  детей, а также различного вида  нарушений социального развития  и проведение их психолого-педагогической  коррекции;

- оказание помощи воспитанникам в решении конкретных проблем;

- проведение психологической  диагностики различного профиля  и назначения;

- составление психолого-педагогического  заключения по материалам исследовательских  работ с целью ориентации педагогического  коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития детей;

- ведение документации  по установленной форме и использование  ее по назначению;

- диагностирование творческих  способностей детей.   

      Работа  с воспитателями:

- анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с индивидуальными особенностями развития отдельных детей;

- участие в педсоветах, посвященных вопросам адаптации  детей к ДОУ, готовности детей  к школе, организации работы  в специальных группах;

- разработка рекомендаций  по работе с детьми, имеющими  трудности эмоционального, социального  и интеллектуального развития  для воспитателей групп и других  специалистов;

- разработка рекомендаций  по организации благоприятного  эмоционального климата в группе с учетом стиля работы воспитателя и индивидуальных особенностей детей, помощь в проведении специальных мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений детей, рост их социальной компетентности;

- проведение специальных  обучающих занятий, профессиональных тренингов и тренингов личностного роста для воспитателей;

- консультирование педагогов  по вопросу развития литературного  и художественного творчества  детей в процессе изобразительной  деятельности.     

        Направления работы с семьей:

- консультирование родителей детей, поступающих в ДОУ по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

- консультирование родителей  детей, имеющих эмоциональные,  поведенческие трудности, а также  трудности в познавательном развитии;

- семейное консультирование;

- разработка рекомендаций  для родителей по вопросам  организации жизни ребенка в  семье, при необходимости проведение  специальных занятий, тренингов  для родителей и других форм  обучения;

Информация о работе Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста