Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа
Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61
2.3. Анализ и
результаты проведения
На основании
формирующего этапа нашего
Данные полученные в ходе исследования представлены в таблице №4,5.
Таблица 4
Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
Итоговый этап (экспериментальная группа)
п/н ребёнка |
Уровень тревожности |
1 |
СУ |
2 |
НУ |
3 |
НУ |
4 |
НУ |
5 |
НУ |
6 |
НУ |
7 |
НУ |
8 |
НУ |
9 |
НУ |
10 |
НУ |
11 |
НУ |
12 |
НУ |
13 |
НУ |
14 |
НУ |
15 |
НУ |
16 |
НУ |
17 |
СУ |
18 |
НУ |
19 |
НУ |
20 |
НУ |
ВУ – высокий уровень тревожности.
СУ – средний уровень тревожности.
НУ – низкий уровень тревожности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе не выявлены дети с высоким уровнем тревожности (0%), 2 ребёнка со средним уровнем тревожности (10%) и 18 детей с низким уровнем тревожности (90%). Хочется отметить, средний уровень тревожности у испытуемого 1 (Витя), педагогический коллектив приложил максимум усилий, но этого явно не достаточно, так как основной причиной возникновения тревожности у ребёнка, скорее всего, являются детско-родительские отношения в семье. У испытуемого 17 (Саша), также средний уровень тревожности, это объясняется тем, что хотя родители Саши осознают причину, но в данный момент они не могут разобраться с переносом тренировок, так как тренировки расписываются на год, и только со следующего года Саша сможет тренироваться днём. Родителей предупредили, что в следующем году Саша пойдёт в школу, и чрезмерные нагрузки могут серьёзно отразиться как на душевном состоянии ребёнка так и на физическом, поэтому им было предложено рассмотреть вопрос об устройстве Саши в спортивную школу, где режим тренировок и занятий соответствует физиологическим особенностям детей. Родители согласились рассмотреть это предложение.
Графическое изображение полученных результатов представлено на диаграмме №3.
Диаграмма 3
Таблица 5
Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
Итоговый этап (контрольная группа)
п/н ребёнка |
Уровень тревожности |
1 |
СУ |
2 |
НУ |
3 |
НУ |
4 |
НУ |
5 |
НУ |
6 |
НУ |
7 |
СУ |
8 |
ВУ |
9 |
СУ |
10 |
НУ |
11 |
СУ |
12 |
НУ |
13 |
НУ |
14 |
НУ |
15 |
НУ |
16 |
НУ |
17 |
ВУ |
18 |
ВУ |
19 |
СУ |
20 |
НУ |
ВУ – высокий уровень тревожности.
СУ – средний уровень тревожности.
НУ – низкий уровень тревожности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в контрольной группе выявлены 3 ребёнка с высоким уровнем тревожности (15%), 5 детей со средним уровнем тревожности (25%) и 12 детей с низким уровнем тревожности (60%).
Графическое изображение полученных результатов представлено на диаграмме №4.
Диаграмма 4
2.4. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.
Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.
Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.
М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.
В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов
Правила работы с тревожными детьми, для родителей
Выводы по второй главе.
Для проведения практической части нашей работы нами были подобраны методики, адекватные для дошкольного возраста.
Разработан план по коррекции
уровня тревожности у дошкольников
и проведена групповая и
По результатам итоговой
диагностики в контрольной
В экспериментальной группе заметны значительные изменения, что подтверждает наше предположение, что использование индивидуального психологического консультирования положительно влияет на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.
Психологическое самоощущение детей характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
С самого раннего детства ребенку навязывается стереотип, что для того чтобы быть успешным нужно выполнять множество требований – быть исполнительным, не ошибаться, достигать успеха в любом деле, поэтому тревожность у детей появляется очень рано и остается с ними надолго, если не на всю жизнь.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью существенно увеличилось.
Анализ психолого-
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка.
Что же касается психологического консультирования родителей, то это выражается в помощи родителям в решении той проблемы, которая привела их на консультацию.
Работа
психолога-консультанта с
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Профилактика и коррекция тревожности у дошкольников будет более эффективной, если:
а) в дошкольном образовательном
учреждении будет проводиться
б) будет создано единое психолого-педагогическое пространство для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, педагоги);
в) будет проводится психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста.