Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:05, дипломная работа

Описание работы

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.
Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..6-32
1.1. Классификация видов и форм тревожности…………………………7-10
1.2. Причины развития и появления тревожности у детей……………...10-16
1.3. Особенности поведения тревожных детей…………………………..16-22
1.4. Психологическое консультирование в дошкольном учреждении…………………………………………………………………22-28
1.5. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми и их родителями………………………………………………………………....28-32
Глава 2. Диагностическое исследование тревожности у детей дошкольного возраста. Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста……………………………….33-57
2.1. Организация и методы исследования………………………………33-43
2.2. Формирующий этап эксперимента………………………………….43-49
2.2.1.Психологическое консультирование родителей дошкольников по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста………….…45-49
2,3. Анализ и результаты проведения итоговой диагностики………..49-52
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..…53-56
Заключение……………………………………………………………….57-58
Список литературы………………………………………………………...59-61

Файлы: 1 файл

Диплом по тревожности 2012.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Анализ и  результаты проведения итоговой  диагностики.

     На основании  формирующего этапа нашего исследования, была проведена повторная диагностика  уровня тревожности у дошкольников  в экспериментальной и контрольной группах.

Данные полученные в  ходе исследования представлены в таблице  №4,5.

Таблица 4

Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Итоговый этап (экспериментальная  группа)

п/н

ребёнка

Уровень тревожности 

1

СУ

2

НУ

3

НУ

4

НУ

5

НУ

6

НУ

7

НУ

8

НУ

9

НУ

10

НУ

11

НУ

12

НУ

13

НУ

14

НУ

15

НУ

16

НУ

17

СУ

18

НУ

19

НУ

20

НУ


 

ВУ – высокий уровень  тревожности.

СУ – средний уровень тревожности.

НУ – низкий уровень  тревожности.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в экспериментальной  группе не выявлены дети с высоким  уровнем тревожности (0%), 2 ребёнка  со средним уровнем тревожности (10%) и 18 детей с низким уровнем  тревожности (90%). Хочется отметить, средний уровень тревожности у испытуемого 1 (Витя), педагогический коллектив приложил максимум усилий, но этого явно не достаточно, так как основной причиной возникновения тревожности у ребёнка, скорее всего, являются детско-родительские отношения в семье. У испытуемого 17 (Саша), также средний уровень тревожности, это объясняется тем, что хотя родители Саши осознают причину, но в данный момент они не могут разобраться с переносом тренировок, так как тренировки расписываются на год, и только со следующего года Саша сможет тренироваться днём. Родителей предупредили, что в следующем году Саша пойдёт в школу, и чрезмерные нагрузки могут серьёзно отразиться как на душевном состоянии ребёнка так и на физическом, поэтому им было предложено рассмотреть вопрос об устройстве Саши в спортивную школу, где режим тренировок и занятий соответствует физиологическим особенностям детей. Родители согласились рассмотреть это предложение.

Графическое изображение  полученных результатов представлено на диаграмме №3.

Диаграмма 3

Таблица 5

Обработка данных теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Итоговый этап (контрольная группа)

п/н

ребёнка

Уровень тревожности 

1

СУ

2

НУ

3

НУ

4

НУ

5

НУ

6

НУ

7

СУ

8

ВУ

9

СУ

10

НУ

11

СУ

12

НУ

13

НУ

14

НУ

15

НУ

16

НУ

17

ВУ

18

ВУ

19

СУ

20

НУ




 

 

 

 

 

 

 

 

ВУ – высокий уровень  тревожности.

СУ – средний уровень  тревожности.

НУ – низкий уровень  тревожности.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в контрольной группе выявлены 3 ребёнка с высоким уровнем тревожности (15%), 5 детей со средним уровнем тревожности (25%) и 12 детей с низким уровнем тревожности (60%).

Графическое изображение  полученных результатов представлено на диаграмме №4.

Диаграмма 4

 

2.4. Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.

Большие возможности  по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.

Известный специалист в  области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.

М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Правила работы с тревожными детьми, для родителей

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

 

Выводы по второй главе.

Для проведения практической части нашей работы нами были подобраны методики, адекватные для дошкольного возраста.

Разработан план по коррекции  уровня тревожности у дошкольников и проведена групповая и индивидуальная  работа со всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети).

По результатам итоговой диагностики в контрольной группе видно, что результаты изменения  уровня тревожности у детей минимальные, так как коррекционная работа с денной группой не проводилась.

В экспериментальной  группе  заметны значительные изменения, что подтверждает наше предположение, что использование индивидуального психологического консультирования  положительно влияет на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для современного положения  детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка.

Психологическое самоощущение детей характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

 С самого раннего  детства ребенку навязывается  стереотип, что для того чтобы  быть успешным нужно выполнять  множество требований – быть исполнительным, не ошибаться, достигать успеха в любом деле, поэтому тревожность у детей появляется очень рано и остается с ними надолго, если не на всю жизнь.

В последние годы по сравнению  с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью существенно увеличилось.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность  – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей.

Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.

Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка.

     Что же касается психологического консультирования родителей, то это выражается в помощи родителям в решении той проблемы, которая привела их на консультацию.

     Работа  психолога-консультанта с родителями  происходит следующим образом: беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка; сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости); наблюдение за ребенком в естественных условиях; экспериментально-психологическое обследование ребенка; обработка данных, анализ полученных результатов; психологический диагноз ребенка; психолого-педагогическое назначение; контроль, повторное консультирование.

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Профилактика и коррекция тревожности у дошкольников будет более эффективной, если:

а) в дошкольном образовательном  учреждении будет проводиться своевременная  диагностика уровня тревожности  у детей;

б) будет создано единое психолого-педагогическое пространство для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, педагоги);

в) будет проводится психологическое  консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста