Психологическое обследование ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

3.1. принципы, этапы и общие правила  психологического обследования  ребенка

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой  сложный и объемный процесс, требующий  внимательного анализа как его  содержательной стороны (что исследует  психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем  ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу —  по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти  два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

3.1.1. комплексное психологическое  обследование ребенка

С позиций возрастной психологии индивидуально-психологическое  консультирование рассматривается  как чрезвычайно ответственный  вид практической деятельности [33; 36; 96; 120]. Мнение консультанта, любая оценка, высказанная им по поводу психического развития ребенка, могут существенно  повлиять на условия дальнейшего  развития маленького человека, прежде всего на отношение к нему родителей, учителей и других лиц, участвующих  в его воспитании. Но, как показывает анализ обширной литературы, посвященной  разным аспектам психодиагностики в  области образования, большинство  авторов уделяют основное внимание вопросам собственно диагностической  работы (диагностике в узком смысле слова), не учитывая в должной мере того обстоятельства, что психологическое  обследование ребенка всегда шире собственно диагностического его блока. Другими  словами, многими практическими  психологами часто явно недооценивается  тот принципиальный факт, что никакая  самая лучшая психологическая методика не имеет самостоятельного диагностического значения, и попытка решения любой  диагностической задачи предполагает построение программы соответствующего психологического обследования, опирающегося, в свою очередь, на комплекс диагностических  методик. При этом составление такого комплекса — одна из наиболее важных и требующих квалифицированного подхода задач в психодиагностической работе.

Однако не только огромная «цена» возможной ошибки делает необходимым  тщательный и разносторонний анализ психического развития ребенка. Даже в  случае обращения по поводу сугубо частных трудностей необходимость  широкого психологического обследования диктуется целостным характером процесса развития, а значит, невозможностью существования изолированных проблем  и необходимостью принять во внимание множественность их возможных источников. Например, в качестве частой жалобы как со стороны родителей, так  и учителей звучит недовольство недостаточной  сосредоточенностью ребенка: у дошкольников и детей младшего школьного возраста часто подозревают наличие нарушений  внимания. Тем не менее психологическая  практика показывает, что в таких  случаях нарушения внимания встречаются  весьма редко. Реально за такой жалобой  может стоять и недостаточная  сформированность функции произвольного  контроля за своей деятельностью, и  высокая тревожность, и слабая мотивация  в деятельности, и неадекватные возрасту ребенка требования со стороны родителей, и интеллектуальная слабость (разной степени — от низкой нормы и  задержки умственного развития до собственно умственной отсталости), и многие другие причины.

Сложная, неоднозначная связь между  симптоматикой поведенческих и  иных проблем, которые имеют место  у детей разных возрастных групп, с одной стороны, и психологической  природой этих проблем — с другой, обязывают психолога проводить  комплексное психологическое обследование ребенка, которое должно включать изучение социальной ситуации и истории его развития [см. 3.3], а также анализ познавательной и эмоционально-личностной сфер развития (в более или менее развернутой форме, что зависит от особенностей конкретного случая). Данное требование ни в коем случае не является избыточным, учитывая принципиальную многозначность подавляющего большинства проблем детского развития. Целесообразно также учитывать и опыт работы психологов за рубежом (например, во многих штатах США), где Деятельность практических психологов регламентируется с помощью специальных правовых документов, законодательно запрещающих проводить обследование на основе одной диагностической методики, даже если это такая мощная методика, как Шкала оценки интеллекта детей Векслера (WISC). Психолог обязан реализовывать так называемый «батарейный» подход, предполагающий разностороннее изучение развития ребенка, в том числе и анализ истории его развития. Нелишне напомнить, что подобного рода правовые акты появились в США и в других странах как следствие целого ряда громких судебных процессов, в ходе которых был доказан тяжелый ущерб, причиненный развитию детей в результате ошибок, вызванных применением узко понимаемой, ограниченной по содержанию диагностики — по сути «экспресс-тестирования», которое практиковали специалисты еще 20—30 лет назад [215].

Таким образом, принцип комплексного психологического обследования представляет собой важнейший принцип построения психологического обследования ребенка, в котором собственно диагностическая  работа образует лишь одну из нескольких его составляющих. Соответственно только комплексное психологическое обследование ребенка может стать достаточной  основой для выявления подлинных  причин возникновения его проблем  и трудностей, а значит послужить  полноценной базой для построения программы индивидуальной психологической  помощи, что, как известно, соответствует  принципу коррекционной направленности диагностики [29, 96; 110; 120].

Индивидуально-психологическое консультирование в его современном понимании  предполагает внимательный анализ всего  хода развития ребенка и основывается на информации, получаемой из разных источников: беседы с родителями, учителями (воспитателями), самим ребенком; наблюдения за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке; экспериментально-психологического обследования; знакомства с родителями; изучения данных предшествующих психологических  обследований, медицинской и другой документации. Повторим, что столь  громоздкая на первый взгляд программа  изучения каждого конкретного случая представляется нам обязательной. Заметим  также в связи с популярностью  различных форм «заочного» консультирования родителей (например, в форме ответов  специалистов на вопросы, заданные по телефону, прямо из студий телевидения, радио или на страницах газет), что такого рода консультации не только неизбежно носят слишком общий  характер, но, главное, им присуща опасность  вынужденной «подгонки» индивидуального  случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудностей или нарушений. Опираясь лишь на слова родителей  и не имея возможности составить  собственное представление о  ребенке, ситуации его развития и  других факторах первостепенной важности, психолог может невольно дезориентировать обратившихся к нему лиц и, в частности, утвердить родителей в неправильном понимании истинных причин трудностей ребенка.

Рассмотрим далее, каким образом  реализуется принцип комплексного психологического обследования ребенка  в ходе консультативного процесса.

3.1.2. основные этапы индивидуального  психологического обследования  ребенка 

Анализ каждого конкретного  случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной представляется такая последовательность этапов исследования конкретного случая.

Этап сбора предварительной  информации. Получение информации о  жалобах и запросе в первичной  беседе с родителями, а также имеющихся  сведений от врачей, педагогов или  других заинтересованных в ребенке  лиц; здесь же проводится подробная  беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах  социально-бытового плана (психологический  анамнез ребенка); изучение практического  запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической  проблемы ребенка. Здесь также может  иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно  для психологов, работающих в детских  учреждениях).

Этап экспериментально-психологического обследования. Определение общей  стратегии обследования и составление  конкретного комплекса методик  для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследования и анализ продуктов  деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений  и т.д.); проверка выдвинутых гипотез  относительно сущности, характера и  причин имеющихся трудностей и нарушений.

Аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно-вариантного  прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной работы.

Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами, обратившимися  к психологу, относительно результатов  обследования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психолого-коррекционных  мероприятий.

Обратим внимание на то, что для  квалифицированного решения психологической  проблемы специалисту требуется  собрать сведения по следующим основным разделам:

1) информация об истории развития  ребенка и состоянии его здоровья;

2) сведения об особенностях социальной  обстановки, в которой растет  ребенок, и характере его общения  и взаимоотношений со значимыми  лицами (семья, коллектив сверстников  в детском саду, школе или других  посещаемых учреждениях);

3) особенности поведения и деятельности  ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или  иных ситуациях);

4) дифференцированная характеристика  развития познавательной и эмоционально-личностной  сфер ребенка.

Только на основе такой информации психолог-консультант может дать общую оценку уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и  глубины, выделить факторы, связанные  с их появлением, определить сферы  воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную  программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные  виды и источники информации имеют  самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы ее получения.

В этом разделе мы остановимся далее  на вопросах, связанных с особенностями  и правилами проведения этапа  экспериментально-психологического обследования ребенка. В следующих разделах будут  рассмотрены вопросы о психологическом  анамнезе (3.3) и беседе с родителями (3.4).

3.1.3. правила проведения индивидуального  психологического обследования  ребенка

Современная психология располагает  большим и разнообразным набором  методических средств, отвечающих различным  специфическим задачам психологического обследования ребенка. К ним относятся  такие методы и методические приемы, как наблюдение, беседа, экспериментально-психологические  методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребенка и взрослого, обучающие методики, опросники и  многие другие. Не ставя своей задачей  охарактеризовать названные методы, рассмотрим некоторые особенности  их применения в практике консультативной  работы, существенно отличной от собственно исследовательской деятельности.

Наблюдение за поведением ребенка  может проводиться как в специально организованных условиях, так и в  естественной обстановке. В условиях приема в консультации целесообразно  использовать естественную ситуацию ожидания ребенком начала обследования, чтобы  выявить некоторые существенные особенности его поведения. (Желательно, чтобы это происходило в игровой  комнате или игровом уголке приемной.) В этой обстановке нередко можно  зафиксировать, как ребенок относится  к родителям, как реагирует на предстоящее обследование, как чувствует  себя в новой ситуации, как реагирует  на игровой материал, проявляет ли любопытство, соответствующее его  возрасту, использует ли игрушки по возрасту, имеется ли в игре сюжет, какой именно и т.д. [215].

Первая задача, встающая перед психологом при переходе к обследованию ребенка, состоит в установлении с ним  хорошего контакта и взаимопонимания. Без достаточного интереса и внимательного  отношения ребенка как к ситуации в целом, так и к самому экспериментатору трудно рассчитывать на получение достоверных, объективных результатов. Поэтому  необходимо расположить ребенка  к обследованию, снять у него возможную  тревожность по поводу незнакомой ситуации и постараться создать настроение, при котором ребенок наиболее полно раскроет свои возможности. Эта  начальная стадия процедуры обследования строится одинаково, независимо от того, будет ли оно в дальнейшем проводиться  стандартизованными тестами или  же клиническими методами.

Конкретные приемы установления контакта чрезвычайно многообразны и используются в зависимости от различных индивидуальных особенностей детей и обстоятельств. Фактически это неформализуемая  часть обследования. Незаменимую  роль здесь играют самые обычные  человеческие средства — непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка. Работая с  дошкольниками, обследованию следует  придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем-случае не следует  подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность. В  случае вопросов школьникам можно в  общей форме объяснить, что встреча  с психологом должна помочь разобраться  в его трудностях.

В литературе приводится множество  конкретных рекомендаций относительно способов установления контакта. Чтобы  ребенок почувствовал себя непринужденно, необходимо дать ему время освоиться  в новой ситуации, привыкнуть к  новому помещению, рассмотреть то, что  его заинтересовало. Ребенка необходимо называть по имени, не забыв также  сразу же назвать себя. Дошкольнику  проще всего объяснить цель контакта и включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть новые книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Экспериментатор всегда должен иметь в запасе привлекательный  игровой материал, чтобы не использовать принадлежности психологических методик  в процессе установления контакта. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоится в непривычной для него ситуации.

Учитывая трудности установления контакта, в начале обследования можно  прибегнуть к совместному с ребенком рисованию или игре, причем взрослый может не только побуждать к этому  ребенка, но и сам начать игровые  действия или рисование, постепенно втягивая его. В случае затруднений  ребенка в начальных заданиях необходимо постараться их сгладить, снять (например, так:

Информация о работе Психологическое обследование ребенка