Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
3.1. принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка
Психологическое
обследование ребенка в рамках консультирования
практически всегда представляет собой
сложный и объемный процесс, требующий
внимательного анализа как его
содержательной стороны (что исследует
психолог в ходе работы над конкретным
случаем обращения по поводу проблем
ребенка), так и стороны организационной
(как психолог строит свою работу —
по какой программе, в соответствии
с какими правилами, в какой последовательности
этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти
два важнейших аспекта
С позиций возрастной психологии индивидуально-психологическое
консультирование рассматривается
как чрезвычайно ответственный
вид практической деятельности [33; 36;
96; 120]. Мнение консультанта, любая оценка,
высказанная им по поводу психического
развития ребенка, могут существенно
повлиять на условия дальнейшего
развития маленького человека, прежде
всего на отношение к нему родителей,
учителей и других лиц, участвующих
в его воспитании. Но, как показывает
анализ обширной литературы, посвященной
разным аспектам психодиагностики в
области образования, большинство
авторов уделяют основное внимание
вопросам собственно диагностической
работы (диагностике в узком смысле
слова), не учитывая в должной мере
того обстоятельства, что психологическое
обследование ребенка всегда шире собственно
диагностического его блока. Другими
словами, многими практическими
психологами часто явно недооценивается
тот принципиальный факт, что никакая
самая лучшая психологическая методика
не имеет самостоятельного диагностического
значения, и попытка решения любой
диагностической задачи предполагает
построение программы соответствующего
психологического обследования, опирающегося,
в свою очередь, на комплекс диагностических
методик. При этом составление такого
комплекса — одна из наиболее важных
и требующих квалифицированного
подхода задач в
Однако не только огромная «цена»
возможной ошибки делает необходимым
тщательный и разносторонний анализ
психического развития ребенка. Даже в
случае обращения по поводу сугубо
частных трудностей необходимость
широкого психологического обследования
диктуется целостным характером
процесса развития, а значит, невозможностью
существования изолированных
Сложная, неоднозначная связь между симптоматикой поведенческих и иных проблем, которые имеют место у детей разных возрастных групп, с одной стороны, и психологической природой этих проблем — с другой, обязывают психолога проводить комплексное психологическое обследование ребенка, которое должно включать изучение социальной ситуации и истории его развития [см. 3.3], а также анализ познавательной и эмоционально-личностной сфер развития (в более или менее развернутой форме, что зависит от особенностей конкретного случая). Данное требование ни в коем случае не является избыточным, учитывая принципиальную многозначность подавляющего большинства проблем детского развития. Целесообразно также учитывать и опыт работы психологов за рубежом (например, во многих штатах США), где Деятельность практических психологов регламентируется с помощью специальных правовых документов, законодательно запрещающих проводить обследование на основе одной диагностической методики, даже если это такая мощная методика, как Шкала оценки интеллекта детей Векслера (WISC). Психолог обязан реализовывать так называемый «батарейный» подход, предполагающий разностороннее изучение развития ребенка, в том числе и анализ истории его развития. Нелишне напомнить, что подобного рода правовые акты появились в США и в других странах как следствие целого ряда громких судебных процессов, в ходе которых был доказан тяжелый ущерб, причиненный развитию детей в результате ошибок, вызванных применением узко понимаемой, ограниченной по содержанию диагностики — по сути «экспресс-тестирования», которое практиковали специалисты еще 20—30 лет назад [215].
Таким образом, принцип комплексного
психологического обследования представляет
собой важнейший принцип
Индивидуально-психологическое
Рассмотрим далее, каким образом
реализуется принцип
Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной представляется такая последовательность этапов исследования конкретного случая.
Этап сбора предварительной
информации. Получение информации о
жалобах и запросе в первичной
беседе с родителями, а также имеющихся
сведений от врачей, педагогов или
других заинтересованных в ребенке
лиц; здесь же проводится подробная
беседа с родителями, направленная
на получение сведений о предшествующих
периодах развития ребенка, его здоровье,
внутрисемейных отношениях и обстоятельствах
социально-бытового плана (психологический
анамнез ребенка); изучение практического
запроса к психологу и
Этап экспериментально-
Аналитический этап. Обработка совокупности
полученных данных, постановка психологического
диагноза, составление условно-
Заключительный этап. Беседа с родителями
или иными лицами, обратившимися
к психологу, относительно результатов
обследования, обсуждение психологического
заключения и прогноза развития, совместная
выработка программы психолого-
Обратим внимание на то, что для квалифицированного решения психологической проблемы специалисту требуется собрать сведения по следующим основным разделам:
1) информация об истории
2) сведения об особенностях
3) особенности поведения и
4) дифференцированная
Только на основе такой информации
психолог-консультант может
В этом разделе мы остановимся далее
на вопросах, связанных с особенностями
и правилами проведения этапа
экспериментально-
Современная психология располагает
большим и разнообразным
Наблюдение за поведением ребенка
может проводиться как в
Первая задача, встающая перед психологом
при переходе к обследованию ребенка,
состоит в установлении с ним
хорошего контакта и взаимопонимания.
Без достаточного интереса и внимательного
отношения ребенка как к
Конкретные приемы установления контакта чрезвычайно многообразны и используются в зависимости от различных индивидуальных особенностей детей и обстоятельств. Фактически это неформализуемая часть обследования. Незаменимую роль здесь играют самые обычные человеческие средства — непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка. Работая с дошкольниками, обследованию следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем-случае не следует подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность. В случае вопросов школьникам можно в общей форме объяснить, что встреча с психологом должна помочь разобраться в его трудностях.
В литературе приводится множество конкретных рекомендаций относительно способов установления контакта. Чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно, необходимо дать ему время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть то, что его заинтересовало. Ребенка необходимо называть по имени, не забыв также сразу же назвать себя. Дошкольнику проще всего объяснить цель контакта и включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть новые книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Экспериментатор всегда должен иметь в запасе привлекательный игровой материал, чтобы не использовать принадлежности психологических методик в процессе установления контакта. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоится в непривычной для него ситуации.
Учитывая трудности