Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
«Да, это действительно трудное задание, оно для детей постарше, а вот попробуй другое...»). У ребенка не должно возникать ощущение неуспеха. Но как ни разнообразны приемы включения ребенка в ситуацию обследования, с некоторыми особенно робкими или замкнутыми дошкольниками (или даже более старшими детьми) необходимый контакт удается наладить далеко не сразу, а лишь со второй или даже третьей встречи. Разумеется, такой факт сам по себе имеет важное диагностическое значение, так как при благополучном ходе развития старшие дошкольники уже хорошо сотрудничают с не знакомым им ранее взрослым.
Одна из родоначальниц психологической
диагностики, американская исследовательница
Ф. Гудинаф составила список рекомендаций,
позволяющих избежать некоторых
распространенных ошибок при проведении
обследования [222]. Так, например, она
подчеркивает, что не следует отрывать
ребенка от интересной для него деятельности
ради обследования. В таком случае,
даже подчинившись, ребенок наверняка
не проявит необходимой
Контроль за состоянием ребенка, учет
возможных колебаний его
Как известно, методики психологического обследования делятся на стандартизованные (тесты) и клинические, с принципиально разной методологической основой и стратегией применения. Поэтому рассмотрим подробнее основные правила обследования, соответствующие двум названным типам методик.
Если первая задача психолога —
установление контакта с обследуемым
ребенком — решается независимо от
стратегии дальнейшего
В психодиагностике вопросу о правилах
тестирования придается чрезвычайно
большое значение, так как объективность
оценки ответов или результатов
действий испытуемого в огромной
степени зависит от соблюдения полного
единообразия условий тестирования
[29; 33; 36]. Суть теста — в своего
рода «заочном» сравнении
Первым правилом (заповедью) всех тестологов является правило, согласно которому нельзя менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную процедуру какие-либо другие изменения, даже, казалось бы, естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Требуется строго одинаковое, единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в инструкциях [29; 215]. Тем более нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в описании процедуры теста. При проведении теста не следует даже несколько раз повторять вопрос в случае, когда ребенок не понял его с первого раза, если такая возможность специально не оговорена в инструкции к методике. Чем же диктуются столь «неудобные» для практики применения тестовых методик ограничения, которые начинающим психологам часто кажутся необязательными?
Помимо необходимости
Второе важное правило тестового варианта обследования, существенно отличающее его от клинического, заключается в том, что в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже усиленно хвалить. Это объясняется тем, что критика сбивает и расстраивает, зачастую резко снижая интерес ребенка к заданию. Замечания могут сильно изменить отношение ребенка к последующим тестам, они преждевременно истощают интерес, внимание ребенка. Каковы бы ни были ответы и решения ребенка, психолог должен сопровождать их сдержанным одобрением, кроме тех случаев, когда аналогичное задание повторяется и, таким образом, одобрение неправильного решения может вызвать повторение ошибки. Считается, что ребенка можно хвалить за его старание, но не за сами ответы или результаты решения. В целом же следует стремиться к тому, чтобы ребенок не имел представления о допущенных им ошибках. Если ребенок настаивает на том, чтобы ему сообщили оценку его ответов, нужно пообещать это сделать в конце обследования [там же].
Третье общее правило
Важные вопросы возникают по
поводу порядка предъявления различных
заданий в процессе обследования.
Поскольку первые тесты должны снять
возможное волнение и эмоциональную
напряженность ребенка, а также
вызвать интерес к
Тестологи настоятельно рекомендуют избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка, в том числе родителей или других близких. Исключения, разумеется, составляют те случаи, когда ребенок категорически отказывается расстаться с ними. Присутствующим запрещается как-либо реагировать на ответы ребенка, вмешиваться в процедуру обследования. Лучше всего, чтобы ребенок сидел к ним спиной. В целом же вопрос о присутствии родителей при обследовании ребенка в консультации решается по-разному в зависимости от возраста детей, характера проблем и некоторых других условий. Оптимальным представляется сочетание трех возможных вариантов: беседы психолога с ребенком один на один, специальных проб на совместную деятельность ребенка с родителями и выполнения ребенком определенных заданий в присутствии родителей, имеющих возможность в этом случае наблюдать за происходящим, никак, однако, в него не вмешиваясь. В последнем случае родители получают уникальную возможность по-новому, как бы со стороны, увидеть своего ребенка, лучше понять его мысли, чувства, отношения к значимым проблемам и лицам. В целом это дает весьма важный материал для более глубокого и содержательного обсуждения психологом с родителями трудностей ребенка.
Обобщая многочисленные правила и
рекомендации относительно условий
тестирования, А. Анастази подчеркивает
три главных требования: «Во-первых,
необходимо следовать процедурам стандартизации
даже в самых незначительных подробностях...
Во-вторых, следует регистрировать
любые нестандартные условия
тестирования, какими бы второстепенными
они ни казались В-третьих, при интерпретации
результатов теста важно
Таким образом, весьма жесткие требования к корректности применения тестов накладывают серьезные ограничения на возможности их практического использования в консультативном обследовании ребенка. Большими преимуществами в этом плане обладают методики клинического типа.
3.2.2. Особенности стратегии
Рассмотрим далее особенности
клинического варианта обследования.
В современной психологической
литературе (особенно после работ
Ж. Пиаже, исследовавшего развитие интеллекта
на основе клинического метода) понятия
«клинический метод», «клинический подход»
и т.д. употребляется в гораздо
более широком значении, чем «ориентированный
на патологию». Клинический подход
направлен на интенсивное, качественное
и целостное изучение отдельных
индивидуальных случаев. По нескольким
существенным характеристикам он противоположен
стандартизованным процедурам тестового
обследования и имеет как свои
преимущества, так и сложности. В
отечественной психологии имеются
прочные традиции в разработке вопросов
клинического метода исследования [36].
Несмотря на то что соответствующие
руководства касаются главным образом
проблем детской
Как уже подчеркивалось, тестовое обследование базируется на жестко фиксированном способе получения данных, предполагает однозначно формулируемую инструкцию, оценку успешности выполнения заданий за строго ограниченный период времени (в большинстве тестов), специальные количественные показатели и т.д. В то же время клинический подход делает акцент на качественном анализе ответов и действий ребенка. Это означает анализ способов выполнения испытуемым заданий, учет характера и причин ошибок испытуемого, определение возможностей их устранения в результате модификации задания или оказания ребенку определенного рода помощи. Указанная направленность клинического обследования предполагает совершенно иную (по сравнению с проведением теста) позицию экспериментатора — активную и гибкую, а не нейтральную. По существу, психолог стремится к реализации принципов взаимодействия с ребенком, активного сотрудничества, а не просто к нейтрально-доброжелательному опросу с целью выяснения имеющихся знаний.
В силу этого при клиническом
типе обследования не только допускается,
но и специально широко используется
изменение инструкций в заданиях
— их пояснение, уточнение, помощь разной
степени развернутости и