Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
4. Где и кем воспитывался
5. Развитие в младенчестве и
раннем возрасте (до трех лет
включительно). Особенности развития
моторики. Сроки появления основных
сенсомоторных реакций: когда
начал сидеть, стоять, ходить и
др. Общий эмоциональный тон.
6. Развитие ребенка в дошкольном
возрасте. Любимые занятия. В какие
игры и с кем любит играть?
Любит ли рисовать, с какого
возраста, что? Любит ли слушать
сказки, заучивать стихи, смотреть
телевизионные передачи? Умеет ли
читать, когда и как, по чьей
инициативе научился? Как развит
физически? Какая рука
7. Развитие ребенка в младшем
школьном возрасте. В каком возрасте
поступил в школу? Легко ли
адаптировался к школьной
8. Развитие в предподростковом
и подростковом возрасте. Физическое
развитие. Особенности перехода
к среднему звену школы.
9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
Приведенный перечень вопросов для
составления истории развития ребенка
является не более чем схемой, отдельные
пункты которой подлежат существенной
конкретизации в зависимости
от многих условий: характера жалоб
родителей, индивидуальных особенностей
обстановки (например, близнецовой
ситуации или наличия в семье
нескольких детей разного возраста
и т.д.). Очерчивая круг существенных
условий и показателей развития
ребенка, данная схема не содержит указаний
на их диагностическое и
Завершая беседу с родителями по
поводу истории развития ребенка, целесообразно
вновь вернуться к беспокоящим
их особенностям его поведения. Теперь
можно попытаться более конкретно
выяснить: в чем они видят проблему;
с чем связано нежелательное
поведение ребенка; что они уже
предпринимали и что
Это показывает особую важность подробной,
заинтересованной беседы психолога
с родителями по поводу истории развития
ребенка как специфической
Таким образом, с помощью родителей (или других близких ребенку взрослых) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития и поведения ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.
Однако следует признать, что составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от позиции, мотивов и личностных особенностей родителей. В связи с этим психологу необходимо стремиться учитывать названные особенности, а также внутрисемейные отношения и их подлинное влияние на формирование психологических особенностей ребенка. Осознание принципиальной субъективности (а подчас и тенденциозности) сведений, получаемых от родителей, должно предостеречь психолога от опасности буквального, некритического принятия исходящей от них информации, ориентировать на проверку соответствующих гипотез в ходе собственного комплексного психологического обследования ребенка.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что психологический анамнез развития ребенка важен с нескольких точек зрения: не только как источник сведений о ходе и условиях развития ребенка и основа для построения гипотез относительно существа и причин проблем ребенка, но также как такая беседа психолога с родителями, которая дает начало их рефлексивному процессу либо стимулирует его.
Таким образом, при умелом воссоздании
истории развития ребенка с помощью
родителей психолог-
Глава 3. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования
3.1. Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка
3.1.1. Комплексное психологическое обследование ребенка
3.1.2. Основные этапы
3.1.3. Правила проведения
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
3.1. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБСЛЕДОВАНИЮ
Индивидуально-психологическое
консультирование представляет собой
чрезвычайно ответственный вид
практической деятельности. Мнение консультанта,
любая оценка, высказанная им по
поводу психического развития ребенка,
могут существенно повлиять на условия
его дальнейшего развития, прежде
всего на отношение к ребенку
родителей, учителей и других лиц, участвующих
в его воспитании. Однако не только
огромная «цена» возможной ошибки делает
необходимым тщательный и разносторонний
анализ психического развития ребенка.
Даже в случае обращения по поводу
сугубо частных трудностей необходимость
широкого психологического обследования
диктуется целостным характером
процесса развития, а значит, невозможностью
существования изолированных
Таким образом, анализ каждого конкретного случая представляет собой объемную работу (в том числе и по времени), требующую определенной организации. Столь громоздкая на первый взгляд программа изучения каждого конкретного случая представляется нам обязательной. В связи с растущей популярностью различных форм «заочного» консультирования родителей (например, в форме ответов специалистов на вопросы, заданные по телефону, прямо из студий телевидения, радио или на страницах газет) необходимо отметить не только их неизбежно слишком общий характер, но и присущую им опасность вынужденной «подгонки» индивидуального случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудностей или нарушений. Опираясь лишь на слова родителей и не имея возможности составить собственное представление о ребенке, ситуации его развития и других факторах первостепенной важности, психолог может невольно дезориентировать обратившихся к нему лиц и, в частности, утвердить родителей в неправильном понимании истинных причин трудностей ребенка.
Ряд авторов [см.: 121] считают наиболее рациональной такую последовательность этапов в изучении конкретного случая:
1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;
2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
3) сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);
4) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
5) наблюдение за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке;
6) экспериментально-
В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:
1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;
2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях);
3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях);
4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
На основе
этой информации психолог-консультант
должен дать общую оценку уровня развития
ребенка, описать сущность трудностей
ребенка, оценив степень их сложности
и глубины, выделить факторы, связанные
с появлением указанных трудностей,
определить сферы воздействия с
целью устранения или ослабления
остроты проблемы и, наконец, разработать
коррек-циониую программу или
предложения по психотерапии [см.: 121].
Все перечисленные виды и источники
информации имеют самостоятельное
значение и предполагают специфические
средства и методы ее получения. В
этом разделе мы остановимся на вопросах,
связанных с особенностями