Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат
Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.
Таким образом,
весьма жесткие требования к корректности
применения тестов накладывают серьезные
ограничения на возможности их практического
использования в
Рассмотрим
далее особенности клинического
варианта обследования. В современной
психологической литературе (особенно
после работ Ж. Пиаже, исследовавшего
развитие интеллекта на основе клинического
метода) понятия «клинический метод»,
«клинический подход» и т. д. употребляется
в гораздо более широком
Как уже
подчеркивалось, тестовое обследование
базируется на жестко фиксированном
способе получения данных, предпо
лагает однозначно формулируемую инструкцию,
оценку успешности выполнения заданий
за строго ограниченный период времени
(в большинстве тестов), специальные
количественные показатели и т. д. В
то же время клинический подход делает
акцент на качественном анализе способов
выполнения испытуемым заданий, учете
характера и причин ошибок испытуемого,
определении возможностей их устранения
в результате оказания помощи. Указанная
направленность клинического обследования
предполагает у экспериментатора совершенно
иную (по сравнению с проведением
теста) установку — активную и
гибкую, а не нейтральную. Здесь не
только допускается, но и специально
широко используется изменение инструкций
в заданиях — их пояснение, уточнение
и т. д. Практикуется отказ от ограничений
испытуемого по времени (при сохранении
учета этой характеристики). Если при
проведении теста ребенка не только
нельзя учить, но и делать ему какие-либо
замечания или активно
В процессе
клинического обследования можно также
оценить такую важную характеристику
психического развития ребенка, как
его обучаемость, в частности
способность к переносу вновь
усвоенного элемента на решение последующего
задания, способность к самостоятельному
применению того, что было усвоено
при помощи взрослого. Снимая жесткую
фиксированность и
Клиническое
обследование предполагает умение экспериментатора
фиксировать не только результат
выполнения задания, но и многообразные
качественные особенности психической
деятельности ребенка, проявляющиеся
при выполнении того или иного
задания. Одно и то же задание может
обнаружить и особенности внимания
испытуемого, организованность его
деятельности, его работоспособность
и многие другие качества. Возможность
разностороннего анализа
В практике
консультативной работы оптимальной
стратегией представляется гибкое сочетание
психометрического и
3.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Наряду
с данными наблюдений и экспериментально-
Особое
значение условий, в которых развивается
ребенок, вытекает из разрабатываемой
в советской психологии концепции
онтогенеза как процесса прижизненного
формирования психической деятельности
и личности ребенка. Кроме того, неоднозначность
многих особенностей поведения и
психической деятельности ребенка,
ограниченность возможностей исследования
их в ситуации однократных и достаточно
кратковременных встреч с консультантом-психологом
также ставят в необходимость
придавать большое значение анамнестическим
данным при интерпретации результатов
обследования. Дети с существенно
разными по своему происхождению
психологическими нарушениями и
трудностями могут обнаруживать
не только сходную картину поведения,
но и давать близкие результаты в
диагностическом обследовании (например,
эмоциональные нарушения у
В литературе
по вопросам консультирования история
развития ребенка все чаще называется
психологическим анамнезом[см.: 73; и
др.]. Как известно, анамнез — понятие
медицинское, в узком смысле слова
обозначающее историю развития болезни.
В более широком значении анамнез
включает не только данные о начале
и развитии заболевания, сообщаемые
больным (или его близкими), но и
сведения об условиях его жизни, работы
и т. д. Медики выделяют личный и семейный
анамнез, анамнез пренатального
периода, периода новорожденности
и т. д. в зависимости от того, кто
сообщает сведения и к какому периоду
развития они относятся. Таким образом,
если о собственно анамнезе уместно
говорить в связи с наличием аномалий
или заболеваний, то понятие «психологический
анамнез» свободно от обязательной связи
с болезненным процессом и
употребляется как синоним
Значение
анамнестического метода в различных
областях медицины существенно различно.
Оно весьма велико, например, в детской
психиатрии. Считается, к примеру, что
при установлении умственной недостаточности
«точный и детальный анамнез
может оказаться наиболее важной
частью диагноза. В результате искусного
собирания нередко можно
В целях
учета возрастных закономерностей
процесса психического развития ребенка
в основу психологического подхода
к сбору и систематизации анамнестических
данных о ребенке может быть положена
схема возрастной периодизации [см.:
99]. По этой схеме характеристика каждого
этапа развития опирается на общую
структуру возраста, включая, таким
образом, описание особенностей социальной
ситуации развития ребенка, квалификацию
развития деятельности, оценку уровня
развития познавательной деятельности
и личности ребенка (на основе показателей
важнейших психологических
Одна
из существенных трудностей, возникающих
при составлении
Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у нега потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. В связи с этим необходимость установления отношений между ребенком и различными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем Л. И. Божович это содержание вложено в понятие «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных условий [см.: 8].
Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее —характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т. д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.
В анализе
истории развития ребенка определенное
место должно быть отведено также
установлению стрессовых (в терминах
психиатрии — психогенных) факторов
и факторов риска нервно-психических
заболеваний. К семьей в целом, утрату
(смерть) или болезнь члена семьи
или 'близкого человека, появление новых
членов семьи (отчима, мачехи и т. д.),
неправильное воспитание, отвержение
в семье или детском
Особого
внимания требуют хронические, постоянно
действующие факторы, среди которых
в первую очередь необходимо выделить
различные виды неправильного воспитания.
Разумеется, психологу-консультанту важно
выявить не само по себе наличие
перечисленных факторов в психологическом
анамнезе, а индивидуальную реакцию
и механизм их влияния на формирование
личности ребенка. Иначе возникает
опасность переоценки значения тех
или иных факторов в возникновении
психологических проблем
Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этом моменте как важнейшем в психологическом обследовании специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци-•озно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать...