Психологическое обследование ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, весьма жесткие требования к корректности применения тестов накладывают серьезные  ограничения на возможности их практического  использования в консультативном  обследовании ребенка. Большими преимуществами в этом плане обладают методики клинического типа.

Рассмотрим  далее особенности клинического варианта обследования. В современной  психологической литературе (особенно после работ Ж. Пиаже, исследовавшего развитие интеллекта на основе клинического метода) понятия «клинический метод», «клинический подход» и т. д. употребляется  в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное  изучение отдельных, индивидуальных случаев. По нескольким существенным характеристикам  он противоположен стандартизованным  процедурам тестового обследования и имеет как свои преимущества, так и сложности. В советской  психологии имеются прочные традиции в разработке вопросов клинического метода исследования. Несмотря на то что  соответствующие руководства касаются главным образом проблем детской  патопсихологии, представленный в них опыт чрезвычайно полезен для изучения.индитшуальных случаев и в пределах нормы [см.: 64; во]. Сопоставим основные черты тестового и клинического вариантов обследования.

Как уже  подчеркивалось, тестовое обследование базируется на жестко фиксированном  способе получения данных, предпо лагает однозначно формулируемую инструкцию, оценку успешности выполнения заданий  за строго ограниченный период времени (в большинстве тестов), специальные  количественные показатели и т. д. В  то же время клинический подход делает акцент на качественном анализе способов выполнения испытуемым заданий, учете  характера и причин ошибок испытуемого, определении возможностей их устранения в результате оказания помощи. Указанная  направленность клинического обследования предполагает у экспериментатора совершенно иную (по сравнению с проведением  теста) установку — активную и  гибкую, а не нейтральную. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях — их пояснение, уточнение  и т. д. Практикуется отказ от ограничений  испытуемого по времени (при сохранении учета этой характеристики). Если при  проведении теста ребенка не только нельзя учить, но и делать ему какие-либо замечания или активно подбадривать, то при клиническом обследовании, напротив, это обязательные и важнейшие  приемы получения информации. Таким  образом выясняются критичность  ребенка к своим ошибкам, особенности  мотивации, самооценки и т. д. Реакция  на замечание, например, может обнаружить эмоциональную устойчивость ребенка  и другие важные характеристики.

В процессе клинического обследования можно также  оценить такую важную характеристику психического развития ребенка, как  его обучаемость, в частности  способность к переносу вновь  усвоенного элемента на решение последующего задания, способность к самостоятельному применению того, что было усвоено  при помощи взрослого. Снимая жесткую  фиксированность и регламентацию  теста, клиническая процедура позволяет  экспериментатору прицельно и гибко  реагировать на все ответы ребенка. В клиническом варианте можно  эффективно использовать самые различные  задания, в том числе взятые из известных тестов. Теряя в этом случае право применять количественные нормы, психолог получает возможность  гибко варьировать ранжированными по сложности заданиями.

Клиническое обследование предполагает умение экспериментатора фиксировать не только результат  выполнения задания, но и многообразные  качественные особенности психической  деятельности ребенка, проявляющиеся  при выполнении того или иного  задания. Одно и то же задание может  обнаружить и особенности внимания испытуемого, организованность его  деятельности, его работоспособность  и многие другие качества. Возможность  разностороннего анализа составляет важное преимущество клинического обследования. Однако, как справедливо подчеркивают многие исследователи, это преимущество может проявиться только при условии  значительного опыта экспериментатора, позволяющего ему одновременно видеть и фиксировать разные качества деятельности ребенка [см., напр., 55].

В практике консультативной работы оптимальной  стратегией представляется гибкое сочетание  психометрического и клинического методов в процессе обследования, нацеленное на получение разносторонней характеристики развития ребенка.

3.3. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Наряду  с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим  источником информации, необходимой  для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. Как писал Л. С. Выготский, на основе данных о развитии и Боепитании ребенка психолог должен создать не просто «летопись» различных событий, не просто перечисление отдельных обстоятельств, повлиявших на развитие ребенка, а причинное жизнеописание его развития и воспитания [см.: 17]. Другими словами, психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства.

Особое  значение условий, в которых развивается  ребенок, вытекает из разрабатываемой  в советской психологии концепции  онтогенеза как процесса прижизненного  формирования психической деятельности и личности ребенка. Кроме того, неоднозначность  многих особенностей поведения и  психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с консультантом-психологом также ставят в необходимость  придавать большое значение анамнестическим  данным при интерпретации результатов  обследования. Дети с существенно  разными по своему происхождению  психологическими нарушениями и  трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в  диагностическом обследовании (например, эмоциональные нарушения у детей  в результате так называемых «стертых форм госпитализма» и в связи  с некоторыми формирующимися акцентуациями  характера, или нарушения познавательной деятельности у детей, страдающих легкой мозговой дисфункцией, и у детей  с педагогической запущенностью  и т. д.). Как правило, наличное состояние  психического развития ребенка, его  «психологический статус» может  быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому  психолог-консультант должен с особым вниманием отнестить к анализу  сложного комплекса жизненных условий, в которых рос ребенок.

В литературе по вопросам консультирования история  развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом[см.: 73; и  др.]. Как известно, анамнез — понятие  медицинское, в узком смысле слова  обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез  включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и  сведения об условиях его жизни, работы и т. д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального  периода, периода новорожденности  и т. д. в зависимости от того, кто  сообщает сведения и к какому периоду  развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно  говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи  с болезненным процессом и  употребляется как синоним понятия  «история индивидуального психического развития ребенка».

Значение  анамнестического метода в различных  областях медицины существенно различно. Оно весьма велико, например, в детской  психиатрии. Считается, к примеру, что  при установлении умственной недостаточности  «точный и детальный анамнез  может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного  собирания нередко можно поставить  предположительный диагноз до получения  объективных данных» {40, с. 67]. Закономерно, однако, что заимствование термина  «анамнез» из медицины не может означать переноса в психологию принципов  сбора и анализа анамнестических  данных. Вполне естественно, что представителей этих наук интересуют разные стороны  развития ребенка, даже если речь идет об одних и тех же фактах. Так, для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения ребенком социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования его деятельности и общения.

В целях  учета возрастных закономерностей  процесса психического развития ребенка  в основу психологического подхода  к сбору и систематизации анамнестических  данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации [см.: 99]. По этой схеме характеристика каждого  этапа развития опирается на общую  структуру возраста, включая, таким  образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей  важнейших психологических новообразований). Подчеркнем в этой схеме исходно  широкий охват существенных условий  развития ребенка. На наш взгляд, психологический  анамнез ребенка, необходимый для  решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию  истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей ребенка, тех  проблем и трудностей, которые  заявлены в жалобах родителей.

Одна  из существенных трудностей, возникающих  при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые  сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности  поведения, занятий, черты характера  ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие  эпизоды, обнаруживающие характерные  реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном  плане специфических для каждого  возрастного этапа характеристик  психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех  или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий  и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и  степень их влияния на него. Переживание  одних и тех же обстоятельств  разными детьми или даже одним  и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у нега потребностей, привязанностей, взаимоотношений  и т. д. В связи с этим необходимость  установления отношений между ребенком и различными значимыми сторонами  его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем  Л. И. Божович это содержание вложено  в понятие «переживание», несущее  в себе единство внешних, объективных  и внутренних, субъективных условий [см.: 8].

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы  консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни  ребенка должны включать попытку  выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее —характер  и средства приспособления к тем  или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский  сад, смена места жительства, появление  в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более  широкие возможности общения  и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые  реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т. д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе  истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также  установлению стрессовых (в терминах психиатрии — психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических  заболеваний. К семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи  или 'близкого человека, появление новых  членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые  соматические заболевания, хронические  болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение  за рамками семьи (язык, культура) и  многие другие [см.: 41; и др.].

Особого внимания требуют хронические, постоянно  действующие факторы, среди которых  в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно  выявить не само по себе наличие  перечисленных факторов в психологическом  анамнезе, а индивидуальную реакцию  и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает  опасность переоценки значения тех  или иных факторов в возникновении  психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность  связана с тем, что анамнез  большинства детей содержит, как  правило, указания на многие неблагоприятные  факторы, но далеко не все из них  реализуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий  развития истинные источники нарушений  или проблем ребенка могут  остаться нераскрытыми.

Устанавливая  как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также  стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни  ребенка, сообщаемые взрослым, от той  интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этом моменте как важнейшем  в психологическом обследовании специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что  собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци-•озно  окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать  отец и мать...

Информация о работе Психологическое обследование ребенка