Психологическое обследование ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Психологическое обследование ребенка в рамках консультирования практически всегда представляет собой сложный и объемный процесс, требующий внимательного анализа как его содержательной стороны (что исследует психолог в ходе работы над конкретным случаем обращения по поводу проблем ребенка), так и стороны организационной (как психолог строит свою работу — по какой программе, в соответствии с какими правилами, в какой последовательности этапов и т.д.). Рассмотрим далее эти два важнейших аспекта проведения индивидуально-психологического обследования.

Файлы: 1 файл

New Microsoft Office Word Document.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка  злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен именно в  своем значении, т. е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено  в течение исследования, но для  этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь  должен толковать по-своему...» [17, с. 55].

Рассмотрим  схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого  процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования, числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью    или и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II.  Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III.  Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV.   Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные — логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V.  Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI.  Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками- Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота.  Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные

запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные  занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проязляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные  проявления?

VII.  Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII.  Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления  истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные  пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости  от многих условий: характера жалоб  родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой  ситуации или наличия в семье  нескольких детей разного возраста и т. д.). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, да иная схема не содержит указаний на их диагностическое и  прогностическое значение, которое  раскрывается лишь з соответствующих  психологических исследованиях.

Завершая  беседу с родителями по поводу истории  развития ребенка, целесообразно вновь  вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем  они видят проблему; с чем связано  нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали  и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в  возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем  контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в  конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при  первичном приеме. Как показывает практика, нередки случаи, когда  первоначально родители скрывают или  сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, сбои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в спязи с неблагоприятной наследственностью у приемных детей, сложности супружеских отношений, личные проблемы, планирование развода и заключения нового брака и т. д.), но затем раскрывают действительные мотивы своего обращения.

Это показывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка  как специфической процедуры  консультативной работы. Подчеркнем, что такая беседа ни в коей мере не может быть заменена самостоятельным  заполнением родителями анкеты с  теми же, по существу, вопросами. Анкета, предлагаемая им при первичном приеме, предназначена главным образом  для того, чтобы, готовясь к встрече  с консультантом, родители могли  припомнить основные вехи в развитии ребенка, особенности его поведения  в разные возрастные периоды.

Таким образом, с помощью родителей (или других близких ребенку взрослых) составляется объемная, по возможности полная и  разносторонняя характеристика истории  развития и поведения ребенка. Полнота  психологического анамнеза ребенка  имеет принципиальное значение в  нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она  необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или  проблем ребенка (особенно важно  избежать предвзятого, «зауженного» видения  проблемы под влиянием конкретных жалоб  родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени  благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить  результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность  его данных существенно зависят  от родителей. В связи с этим необходимо учитывать особенности личности родителей и внутрисемейных отношений  и стремиться установить их подлинное  влияние на формирование ребенка. Для  этого в практике консультативной  работы применяется. 

 

65

 

6G

 

3*

67

 

68

 

69

 

70

 

71

 

72

 

4    Зал. 2\Ь                                                   73

 

74

 

75

 

76

 

 


Информация о работе Психологическое обследование ребенка